logo
Pechat_otvety

24.Свойства товара. Концепции стоимости: трудовая теория стоимости и маржинализм.

Важнейшей категорией товарного производства является товар. Товар - это продукт труда, удовлетворяющий потребности и предназначенный для обмена.

Товар обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность; способностью обмениваться на другие товары.

Способность товара удовлетворять какую-либо человеческую потребность называется потребительной стоимостью (полезностью). Каждый товар обладает потребительной стоимостью. Она удовлетворяет потребности не только самого его создателя, но и других людей, т.е. является общественной потребительной стоимостью. А саомого товаропроизводителя потребительная полезность интересует лишь потому, что связана со способностью товара - обмениваться на другие товары.

Способность товара обмениваться на другие товары в определенной количественной пропорции называется меновой стоимостью.

По мнению сторонников трудовой теории стоимости, обмениваемые товары имеют общую основу в виде трудовых затрат, которые и определяют стоимость.

По мнению сторонников теории предельной полезности, в основе обмена лежит полезность.

Представители затратной концепции сводят стоимость к издержкам.

Теория трудовой стоимости определяет стоимость товара трудом, затраченным на его производство. К. Маркс полагал, что в основе стоимости лежит общественный абстрактный труд. По мысли Маркса труд товаропроизводителя двойственен.

С одной стороны, это труд определенного вида. Он характеризуется применением определенных орудий труда, определенными профессиональными навыками работника и вполне конкретным результатом - определенной потребительной стоимостью. Поэтому создающий ее труд получил название конкретного труда.

С другой стороны, труд - это затрата рабочей силы вообще, безотносительно к ее конкретной форме, частица совокупного общественного труда. Он называется абстрактным трудом. Именно абстрактный труд создает стоимость, ибо является тем общим в труде различных работников, что позволяет приравнивать разные потребительные стоимости друг другу.

Различны были взгляды и на меру стоимости. Смит за меру стоимости принимал рабочее время; Рикардо - рабочее время на производство товара в худших условиях производства; Маркс опре­делял стоимость общественно необходимым рабочим временем, которое идет на производство продукта при общественно-нормальных условиях производства, т.е при среднем уровне умелости и интенсивности труда.

Теория предельной полезности определяет стоимость, исходя из субъективных оценок покупателей. А субъективная ценность товара зависит от двух факторов: от имеющегося запаса данного блага (редкости) и от степени насыщения потребности в нем.

Другими словами, предельная полезность - это дополнительная полезность, которую извлекает потребитель из одной единицы товара или услуги. Она равна изменению общего количества полезности, деленному на изменение в по­требленном количестве.

Затратная концепция представлена в трудах Джеймса Миля, Мак-Куллоха, сводивших стоимость к издержкам производства, т.е. затратам на средства производства и оплату труда