logo
Pechat_otvety

2. Функции и методы менеджмента.

Менеджмент - означает разработку (моделирование), создание, управление и максимально эффективное использование социально-экономических систем различных уровней. Управление социально-экономическими системами, в т.ч. производственными, получило название менеджмент.

Процесс упр-ния состоит из 4 взаимосвязанных ф-ций: планирования, организации, мотивации и контроля.

Планирование. Функция планирования предполагает решение о том, какими д.б. цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Функция планирования отвечает на 3 след основные вопроса:

1. Где мы находимся в настоящее время? 2. Куда хотим двигаться? 3. Как мы собираемся сделать это?

Посредством планирования руководство стремится установить осн. направления усилий и принятия решений, кот обеспечат единство цели для всех членов организации. Планирование - это один из способов, с помощью кот руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.

Организация. Организовывать - значит создавать некую структуру. Существует много элементов, кот необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации. Поскольку работы выполняют люди, др. важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая т.о., они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю.

Мотивация. Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом.

Контроль. Непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию отклониться от осн. курса, намеченного руководством первоначально. И если руководство окажется неспособным найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем организации будет нанесен серьезный ущерб, достижение целей, возможно даже само выживание, будет поставлено под угрозу. Контроль - это процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигает своих целей.

Методы менеджмента

Главной целью деятельности организации является получение прибыли. Но эффективная работа невозможна, если она не структурирована и не регулируется принципами ведения управленческой деятельности, в соотв-ии с кот разрабатываются методы достижения целей.

Метод управления – конкретный способ практического осуществления ф-ций упр-ния для достижения целей.

Метод управления – способ и приемы воздействия руководителя на коллектив для максимально эффективного использования ресурсов и возможностей.

Методы управления подразделяются на следующие группы:

1. Организационно-правовые методы определяют осн границы работы: направление деятельности фирмы, ее организационно-правовую форму, условия функционирования, структуру организации, регламентируют права и ответственность персонала и многое др.

2.Административные методы упр-я предполагают, что вся деятельность организации основывается на жестком подчинении работников и на их беспрекословном выполнении указаний, зачастую основанном на принуждении.

3.Экономические методы основаны на материальной заинтересованности работников и позволяют активизировать их деятельность. Данная группа методов в совокупности с административными может привести к высоким результатам. Это связано с тем, что наряду с дисциплинированностью и ответственностью за принимаемые решения на предприятии стимулируется инициативность работников, и, как следствие, повышается эффективность организации. В рез-те предприятие получает дополнительную прибыль за счет снижения издержек, из которой выплачиваются премии участникам работ или всем сотрудникам. Для большей заинтересованности работников денежные выплаты (з/п, премии) привязываются к прибыли или достигнутым результатам.

4.Социально-экономические методы явл более эффективными, чем административные и экономические, что м.б. связано с тем, что материальное вознаграждение удовлетворяет осн потребности работника и у него возникают потребности более высокого порядка (по теории мотивации Маслоу). Кр того, применение данной группы методов может не оказывать весомого влияния на творческих личностей, занятых интеллектуальным трудом. Они были сформулированы в 20-е гг. 20 в.

5. Социально-психологические методы подразделяются на два вида воздействия:

- создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и уважительных (доверительных) отношений м/у руководителем и подчиненными;

- предоставление возможности развития и реализации личных способностей работников, что в результате приведет к повышению удовлетворенности и, как следствие, эффективности работы сотрудников и предприятия в целом.