97.Направление развития теории принятия решений: теория принятия оптимальных решений (тпор) и психологическая теория решений (птр).
сведения о теории принятия решений, теории оптимальных решений, психологической теории решений1
В современной практике управления существует достаточно большое количество научных дисциплин, освященных вопросам принятия решений. Назовем только основные из них - это: системный анализ; экономическая кибернетика; математическое программирование; теория игр; теория статистических решений; теория оптимального автоматического управления и ряд других. Все эти дисциплины занимаются рассмотрением одной и той же проблемы - научного анализа ряда возможных способов действия с целью нахождения такого из них, который в данных условиях был бы наилучшим. Иными словами, они занимаются рассмотрением проблемы принятия оптимальных решений, но применительно к объектам управления различной природы и в различных условиях их существования. В этом смысле их можно считать составными частями единой научной дисциплины, для обозначения которой применяется термин «теория принятия решений» (ТПР). Теория принятия решения - это совокупность научных дисциплин, занимающихся рассмотрением проблемы принятия оптималь-ныхрешений применительно к объектам управления различной природы и в различных условиях существования. Но не только эти научные дисциплины занимаются проблемой принятия решений. Важность проблем, связанных с принятием решений, привлекает к ним внимание широкого круга ученых и практических работников, представляющих подчас далекие друг от друга области научных и технических знаний. Это не только математика и кибернетика, но и психология, и социология, логика и нейрофизиология, экономика, право и технические науки. Следствием этого внимания является интенсивное развитие соответствующих научных представлений и методов [4]. Каждая их упомянутых наук вносит свой вклад в научные основы принятия и осуществления решений применительно к разным типам и аспектам решений. К теоретическим и практическим вопросам разработки и реализации решений в области хозяйственной деятельности имеют отношение все общественные науки, а также такие дисциплины, как общая и математическая статистика, широкий круг математических дисциплин, экономико-математические методы, теория вероятностей, исследование операций, математическая теория игр, векторная оптимизация, теория измерений и др. В научных основах принятия решений сочетаются не только чисто научные моменты, но и относящиеся к искусству принятия решений, т.е. организационные, интеллектуальные и психологические способности людей. В настоящее время развиваются две основные части теории принятия решений:
• нормативная теория принятия решений;
• поведение людей (в действительности), которые принимают самые разнообразные решения.
При всем различии целевых установок обе части теории принятия решений функционально взаимодействуют между собой.
Нормативная часть теории принятия решений при рассмотрении ситуации принятия решения использует критерии и процедуры, реализация которых ведет к выбору оптимального действия (альтернативы), т.е. к принятию оптимального решения. Нормативную часть теории принятия решений называют теорией принятия оптимального решения. Она развивалась в значительной степени благодаря успехам, достигнутым в области исследования операций.
Надо иметь ввиду, что теория принятия оптимальных решений говорит о том, как выбирать оптимальное решение, ведущее к поставленной цели, но не дает рекомендаций, как следует выбирать эти цели или как оценить поставленные и принятые цели: являются ли они конструктивными или деструктивными. Она оперирует с критериями и процедурами принятия решений, которые можно считать оптимальными только в рамках той модели ситуации, которой руководствовалось ЛПР, и в свете информации, которой оно располагало, безотносительно к тому, соответствует эта информация объективным характеристикам данной ситуации или не соответствует.
Один из основных и наиболее трудных вопросов теории принятия оптимальных решений - описание условий, которые должны быть выполнены, чтобы решение было оптимальным, т.е. формулирование положений (постулатов), касающихся оптимальности и называющихся, поэтому постулатами оптимальности, а иногда критериями оптимальности.
Согласно обыденным представлениям человек действует рационально (оптимально), если, следуя принципам логики, анализирует все варианты действий и выбирает лучший из них, осуществляя это хладнокровно даже в условиях стрессовых ситуаций, т.е. таким образом, что на его решение не оказывают отрицательного влияния ни эмоциональные процессы, ни догматически понимаемые принципы и предрассудки. Однако теория оптимальности не может опираться только на понятие оптимальности в таком упрощенном значении этого слова. В настоящее время делаются настойчивые попытки определить условия оптимальности строго формально, исключив элемент субъективности. Наибольшее признание получили два следующих постулата оптимизации: последовательности и максимизации. Постулат последовательности гласит, что для принятия оптимального решения следует упорядочить совокупность альтернатив с точки зрения предпочтения лица, принимающего решение. Допустим, задана совокупность А, состоящая из альтернатив X, YHZ. Отношение > указывает на их упорядочение: А'>Кознача-ет. что альтернатива^предпочтительнее альтернативы У. Согласно сформулированному постулату лицо, принимающее решение, должно упорядочить альтернативы из данной совокупности, положив, например, X>Y>Z. Слабое упорядочение альтернатив, принадлежащих А, возможно когда отношение >_обладает следующими свойствами:
• связностью: если Х>Кили Y>X, то X>Z или Y>Z;
• транзитивностью: если X>Y и Y>Z, то X>Z.
Связность означает, что альтернативы X и F сравнимы для ЛПР, т.е. ЛПР всегда может сказать, какая из них лучше, или установить, что они одинаково привлекательны. Транзитивность означает согласованность предпочтений, относящихся к альтернативам. В данном случае, если ЛПР считает, что X предпочтительнее, чем Y, a Y предпочтительнее, чем Z, то на основании этого можно считать X предпочтительнее, чем Z.
Постулат максимизации утверждает, что окончательными условием оптимального решения является использование максимизации, т.е. выбор такого действия, которое максимизирует целевую функцию. Или иначе, человек принимает ту альтернативу, которая для него является наилучшей в определенном смысле.
Дана совокупность А, состоящая из альтернатив XF Х2, Х.}X.
На этой совокупности задана целевая функция U(a). Согласно принципу максимизации альтернатива ХП оптимальна, если именно при ее выборе функция цели достигает максимального значения:
U(X.)>U(X,) для i = 1, 2,..., п
Постулат, предписывающий выбор действия, наилучшего с точки зрения реализации целей данной личности, согласуется с интуитивным пониманием рациональности. В теории оптимальных решений оперируют приближенным (модельным) описанием реальных явлений на основе формализации. Такое описание проводится в терминах математической логики, исследования операций, математической статистики, теории игр и т.п. Язык формализованных моделей не является универсальным и требует дальнейшего совершенствования применительно к описанию проблемных ситуаций. В теории оптимальных решений рассматриваются два класса задач:
• закрытые или замкнутые;
• открытые.
Замкнутые задачи - это хорошо определенные задачи. При этом предполагается, что ЛПР располагает полной информацией о множестве альтернативных вариантов и решений и вытекающих из них последствий. Возможные варианты действий можно упорядочить, применяемая система ценностей не противоречива.
Такая жесткая система упрощающих предположений позволяет применять при решении замкнутых задач формальные методы поиска оптимальных решений. К подобным задачам, в частности, относятся алгоритмические, решаемые на низших уровнях системы управления или в ходе управления техническими системами и технологическими процессами.
По открытым задачам приходится принимать решение в ситуациях, когда отсутствуют какие-либо данные о возможных альтернативных вариантах действий и их последствиях. Это задачи, имеющие инвестиционный, инновационный, социальный и другой слабо прогнозируемый характер.
Существенным дополнением к теории оптимальных решений является психологическая теория решений. Обращение к данному научному направлению связано с двумя аспектами.
Во-первых, одной из актуальных и важных проблем в принятии решений является проблема организации человеческой системы переработки информации. Изучением человеческой системы переработки информации занимается когнитивная психология. За последние 30 лет психологами разных стран были выполнены многочисленные эксперименты, позволившие получить интереснейшие сведения о восприятии, о памяти, о работе человеческого мозга. Из столь широкого спектра полученных результатов отметим только то, что непосредственно относится к проблеме принятия решений человеком (ЛПР).
Человеческая система переработки информации прекрасно приспособлена к решению многих задач, в том числе и многофакторных, если число факторов невелико. Кроме того, обладая набором эвристик, ЛПР может решать задачи любой сложности, предварительно упрощая их и приспосабливая к своим ограниченным возможностям. Однако все эвристики обладают таким свойством: они хорошо подходят для большинства случаев, но в некоторых - ведут к логическим ошибкам и противоречиям. Поэтому особенно трудны для ЛПР многокритериальные задачи (многофакторного характера), которые часто решаются с ошибками. Во-вторых, если бы ЛПР действовали точно в соответствии с принципами рационального выбора, если бы их предпочтения были всегда транзитивны, они бы не принимали ошибочных решений, и тогда не было бы необходимости в рекомендациях психологической теории решений. Психологическая теория решений - это система мотивированныхутверждений,раскрывающих внутреннее содержание деятельности людей в процессе подготовки и принятия решений.
В психологической теории решений выделяют следующие важнейшие классы утверждений:
1. Касающиеся того, как у людей возникает представление о ситуации принятия решения. Такое представление является субъективным образом этой ситуации. Психологи обнаружили, что очень часто ЛПР упрощает ситуацию, забывая или игнорируя некоторые альтернативы или их последствия.
2. Описывающие процесс оценки субъективной ценности того или иного варианта действия, называемого полезностью. Это важнейший класс утверждений, поскольку полезность последствий альтернатив в значительной степени определяет характер принимаемого решения.
3. Касающиеся субъективной оценки вероятностей обстоятельств, определяющих последствия принятого решения. Психологи обнаружили, что ЛПР переоценивают вероятности наступления маловероятных событий и одновременно недооценивают вероятности наступления очень правдоподобных событий. В данном случае можно как пример привести известный феномен Ф. Ирвина - завышение значимости и вероятности желательного результата и занижение вероятности нежелательного [5,9].
4. Касающиеся стратегии линии поведения. Они описывают, как ЛПР интерпретирует информацию о полезности исходов и их вероятности, и какие правила выбора альтернатив при этом используют. Психологи обнаружили, что в простых задачах, связанных с риском, ЛПР обычно выбирают стратегии, максимизирующие субъективно ожидаемую полезность, которую они представляют как линейную комбинацию субъективной вероятности исходов их полезности.
5. Описывающие факторы, управляющие процессом принятия решений. К их числу принадлежат влияние окружающей среды, личные особенности ЛПР, влияние социальной группы. В психологической теории решений доказывается, что чем сильнее у ЛПР выражена потребность в самоутверждении, доминировании и чем более он по характеру агрессивен, тем более активно проявляется склонность к принятию рискованных решений. Среди феноменов, обнаруженных при изучении коллективно принимаемых решений, наиболее интересен феномен «позитивного сдвига» Р. Стоунера, который заключается в большей рискованности коллективных решений по сравнению с индивидуальными решениями [6,9]. Важнейшими функциями психологической теории решений являются предвидение поведения человека и объяснение процессов, обусловливающих это поведение. Результаты экспериментального исследования поведения людей при решении многокритериальных задач были использованы в разработке психологических теорий, описывающих действия ЛПР в задачах выбора:
1. Теории поиска доминантной структуры.
2. Теории конструирования стратегий.
Первая теория была предложена Г. Монтгомери и О. Свенсоном. Они выдвинули гипотезу о том, что при выборе лучшей из альтернатив ЛПР стремиться создать доминантную структуру [7]. Путем попарного сравнения всех (либо части) альтернатив ЛПР хочет найти альтернативу, которая:
• лучше каждой из прочих хотя бы по одному критерию;
• недостатки данной альтернативы менее существенны, чем недостатки сравниваемых с ней других альтернатив.
В соответствии с теорией поиска доминантной структуры ЛПР в процессе принятия решений охватывает взглядом все имеющиеся альтернативы и выбирает доминирующую альтернативу с его точки зрения. Затем ЛПР проводит попарное сравнение с выбранной альтернативой всех других альтернатив. Если по результатам сравнения выбранная альтернатива оказалась лучшей, то доминантная структура построена и выбор ЛПР очевиден. В том случае, когда в результате сравнения какая-то иная альтернатива оказывается лучше, то тогда она рассматривается, как потенциально доминирующая и с ней сравниваются все остальные.
Вторая из названных теорий принадлежит Д. Пейну и может быть названа теорией конструирования стратегий. Д. Пейн предположил, что в процессе решения задачи используется не одна, а несколько стратегий и эвристик [7]. Сравнивая альтернативы, ЛПР вначале может пренебречь различиями в оценках по некоторым критериям, а затем использовать стратегию аддитивных разностей, далее - стратегию исключения и т.д. В проводимых экспериментах для поведения испытуемых была характерна именно совокупность стратегий, а не одна стратегия. На формирование совокупной стратегии оказывают непосредственное влияние те оценки альтернатив, которые попадают в зону внимания человека.
В наши дни Решение становится предметом научного исследования. Процесс принятия решений становится всё более трудным и ответственным, так как требует анализа и обобщения иногда огромного объёма различной информации и факторов. Поэтому ни интуиция, ни здравый смысл, ни врождённый ум не могут гарантировать правильного выбора в какой либо сфере. Как следствие, появляются теории принятия рациональных решений.
Одна из основных – психологическая теория принятия решений, но для её использования следует сначала провести очень подробную и тщательную оценку этой теории, во избежание ошибок при её применении руководителем, или любым другим Лицом, Принимающим Решения.
Характеристика лица, принимающего решения:
В определение лица, принимающего решения, необходимо включить столь важную черту, как ответственность, которая имеет большое практическое и исследовательское значение, ибо человек, не несущий ответственности за свои действия или решения, не является Человеком, Принимающим Решения, т.к. его решения можно принять за случайные.
У человека, принимающего решения, можно выделить 2 основных класса постоянных черт: постоянные и индивидуальные. Человеку, принимающему решения, необходимо последовательно организовывать все подконтрольные процессы.
Анализ задач, требующих принятия решений.
Анализ задач, требующих принятия решений включает в себя:
1) Выбор альтернативы.
2) Постановка и оценка рисков задачи.
3) Поиск пути решения, оценка их результатов.
4) Решение поставленной задачи.
5) Оценка результата, принятие к сведению ошибки.
6) Выводы.
Оценка результатов. Теория полезности.
Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн сформулировали совокупность математических аксиом, для человека, действующего рационально:
Об упорядоченности исходов: всегда из двух исходов один является более предпочтительным.
II) О транзитивности: если 1й исход предпочтительнее 2го, а 2й предпочтительнее 3го, то 1й предпочтительнее 2го.
III) О вполне определённом исходе: даже если возможен совершенно нежелательный исход, но существует очень предпочтительный, то выбор этого пути вполне объясним.
IV) О подстановочности: при замене исхода на синонимичный ему, цена (предпочтительность) исхода не изменится.
V) О редукции сложных ставок: когда один или несколько из возможных исходов сами являются лотереями исходов.
VI) О непрерывности: влияние вероятности определенного исхода прямо влияет на его предпочтительность.
Процесс прогнозирование. Субъективная вероятность.
Современная теория вероятностей – аксиоматическая теория.
А - множество элементарных событий;
Б - событие, подмножество А;
Р - маловероятное событие;
В - класс событий, для которого удаётся определить вероятность, который обладает следующими свойствами: а) Полное событие А и невозможное событие О принадлежат В;
б) Если событие Г принадлежит В, то и противоположенное Г событие также принадлежит В;
в) Если события В1, В2, В3 принадлежат В, то и объединение этих событий в одно также принадлежит В.
Аксиома 1: для любого события Г из класса В справедливо: р(Г) больше или равно нуля и меньше или равно единицы. Аксиома 2: Вероятность множества элементарных событий равна единице: р(А)=1.
Аксиома 3: Вероятность объединения множества взаимоисключающих событий равна сумме вероятностей этих событий.
Обывателям свойственно заблуждаться: есть так называемая «иллюзия Алексея Ивановича»: люди связывают между собой два независимых события, и при многократном исходе с одним результатом, предсказывают другой результат на следующий раз, что не является логичным! (Пример: игра орёл-решка, или красный-чёрный в казино.) Также существуют эвристические принципы предсказания результата: люди выстраивают предположения, исходя из каких-то своих убеждений/страхов/суеверий, т.е. факторов, не влияющих на исход!
Существует ещё один интересный эффект, которым занимаются психологи: люди подсознательно меняют свои предсказания об исходе некоего события задним числом, т.е. зная исход – эффект Фишхофа («я знал, что это произойдёт»). Психологическая составляющая эффекта заключается в том, что люди не хотят в себе разочаровываться, чтобы в будущем не бояться принимать решения.
Алгоритмические и эвристические стратегии выбора. Теория риска.
Можно выделить 2 конкурирующие точки зрения на процесс выбора:
1) Познавательная: лицо, принимающее решения, производит выбор альтернативы согласно некой системе правил. Это, по сути, инвариантная черта человека.
2)Поведенческая: выбор зависит от ранее возникших ассоциаций между стимулами и реакциями.
Соответственно есть 2 типа стратегий:
1) Эвристических – т.е. опирающихся на расплывчатые внутренние понятия.
2) Алгоритмических, т.е. основанных на алгоритмах, чётких формулах.
Решение- это функция выигрыша и проигрыша!
Decision=F(А(выигрыш);А(проигрыш)) Главный вопрос в том, чтобы понять – Ваша стратегия, это алгоритм или эвристика?..
Динамические задачи, содержащие риск.
Чтобы оценить риск исхода, нужна определённая информации: об исходах схожих задач, т.е. исследовательская и информация предвидения. Значение информации очень велико - от её точности зависит успех вашего дела! А для динамических задач, формирующихся по ходу дела, т.е. зависящих от предыдущих Ваших ходов, нужен огромный объём проверенной информации!
Роль факторов среды и личности при принятии решений, связанных с риском.
Процессы принятия решений зависят от многих факторов, установить которые далеко не просто. По вопросу о роли различных факторов в процессе выбора можно выделить две крайне противоположенные позиции в психологии: 1) Субъективная - доминирующая и весьма популярна в обыденной жизни. Согласно этой позиции, человеческие решения целиком обусловлены структурой личности, его менталитетом, характером, привычками.
Ситуационизм – согласно этой позиции, основное влияние на выбор человека оказывает внешняя среда (физическая и социальная).
Факт того, что в стрессовой ситуации человек непредсказуем (т.е. стресс явно оказывает влияние на принятие решений), не может примирить сторонников этих позиций, т.к. стресс можно трактовать как влияние личности на обстановку окружающей среды, следовательно это смешанная ситуация, и делать выводы по ней нельзя.
У разных людей разная склонность «рисковать», а это уже обуславливается характером человека, его «азартностью», «безбашенностью».
Процесс принятия решений в группе.
С усложнением общественной жизни становится всё сложнее принимать решения в группе, однако этому стоит научиться, т.к. зачастую это более плодотворно и результативно. У малых групп можно выделить основное свойство – общая цель. Помимо неё есть ещё две: взаимодействие внутри группы и её внутренняя структура.
Есть 3 главных фактора, от которых зависит рациональность группового решения:
1) Характер задачи, т.е. суть, сложность, сроки исполнения и т.д.
2) Характеристика группы, т.е. состав, количество, род деятельности.
3) Процедура деятельности, как то: методы принятия решений, алгоритм.
Совокупность факторов и определяет качество работы группы по принятию решений.
Достижения и перспективы.
В этой книге рассматривалась психологическая теория принятия решений, которая относится к числу наиболее разработанных наук о человеке. Предметом её исследования является поведение человека в процессе принятия решений, на что очень сильно влияет система ценностей индивида, окружающая среда, и внутренний мир человека, это, пожалуй, основное.
У этой несомненно очень полезной теории обширнейшее поле для развития и расширения: возрастает интерес к сложным задачам, а, следовательно, и принятию решений по этим задачам.
В скором времени каждый Человек будет просто обязан Уметь Принимать Решения.
93.Обеспечение качества управленческих решений. Концепция всеобщего контроля качества (TQC). Цикл Деменга для процедур управленческих решений. Проблема оценки эффективности управленческих решений.
Качество управленческого решения — это совокупность пара¬метров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя (конк¬ретных потребителей) и обеспечивающих реальность его реализации.
Компоненты "черного ящика" системного подхода к принятию решения представлены на рис. 1.
Рис. 1. Компоненты "черного ящика" системного подхода к принятию решения
Рассмотрим содержание компонентов представленного на рис. 1. "черного ящика".
"Вход" системы характеризуется параметрами проблемы, кото¬рые необходимо решить по конкретным рынкам (требования потре¬бителей, результаты сегментации, качество объекта, объемы про¬даж, сроки поставок, цены и т.п.).
На выходе системы — решение, выраженное количественно или качественно, имеющее определенную степень адекватности и вероятность реализации, степень риска достижения запланирован¬ного результата.
К компонентам "внешней среды " системы относятся факторы макро- и микросреды фирмы, инфраструктуры региона, влияющие на качество управленческого решения. К этим факторам относятся международная интеграция, политическая ситуация в стране, эконо¬мика, техническое состояние, социально-демографические, природ-но-климатические, культурные и другие факторы страны, факторы инфраструктуры региона (рыночная инфраструктура, мониторинг окружающей среды, социальная инфраструктура, промышленность, транспорт, связь и др.), факторы, характеризующие конкретные свя¬зи фирмы (лица, принимающего решение) с другими фирмами, орга¬низациями, посредниками, конкурентами и т.д.
Обратная связь характеризует различную информацию, посту-пающую от потребителей к лицу, принявшему решение (к "процессу"), или к лицу, от которого поступила информация по решению проблемы ("вход"). Поступление информации обратной связи может быть связано с некачественным решением, дополнительными требо¬ваниями потребителей об уточнении или доработки решения, появле¬нием нововведений, "ноу-хау" и другими факторами.
Процесс принятия решения включает в себя следующие опера¬ции: подготовка к работе; выявление проблемы и формулирование целей; поиск информации; ее обработка; выявление возможностей ресурсного обеспечения; ранжирование целей; формулирование заданий; оформление необходимых документов; реализация зада¬ний. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в теме № 3.
Применение системного подхода к процессу принятия управ-ленческого решения позволяет определить структуру проблемы, си¬стему ее решения, взаимосвязи компонентов системы и очеред¬ность их совершенствования.
С целью экономии времени и средств на разработку управ¬ленческого решения рекомендуется следующаяочередность совершенствования (формирования, отработки) компонентов "черного ящика" (см. рис. 1.).
Сначала необходимо четко сформулировать, что нам следует по-лучить, какими параметрами должно обладать решение.
К основным условиям обеспечения высокого качества и эффек-тивности управленческого решения относятся:
• применение к разработке управленческого решения научных под-ходов менеджмента;
• изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения (см. тему 2);
• обеспечение лица, принимающего решение, качественной ин-формацией, характеризующей параметры "выхода", "входа", "внеш¬ней среды" и "процесса" системы разработки решения (см. тему 3);
• применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения (см. темы 3; 4 и 5);
• структуризация проблемы и построение дерева целей (см. п. 2.5.);
• обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов реше¬ний (см. п. 1.4.);
• обеспечение многовариантности решений;
• правовая обоснованность принимаемого решения;
• автоматизация процесса сбора и обработки информации, про¬цесса разработки и реализации решений;
• разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;
• наличие механизма реализации решения.
Выполнить перечисленные условия повышения качества и эффективности управленческого решения довольно трудно и это доро¬го стоит. Речь о выполнении полного набора перечисленных условий может идти только для рациональных управленческих решений по дорогим объектам (проектам). Вместе с тем конкуренция объек¬тивно вынуждает каждого инвестора повышать качество и эффективность управленческого решения. Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества учитываемых усло¬вий повышения качества и эффективности решений на основе ав¬томатизации системы менеджмента.
Цикл Деминга (Deming Cycle, круг качества) – это постоянный круг регулирования усовершенствования продукта и производственных процессов, оптимизации отдельных единиц и объектов.
Этот круг часто называют циклом PDCA. PDCA цикл (Plan-Do-Check-Act): планирование – осуществление – проверка – претворение в жизнь) является широко распространенным методом непрерывного улучшения качества. Второе название метода – цикл Деминга - из-за наглядной круговой графической интерпретации стадий цикла. При помощи постоянных проверок до, во время и после процесса производства, воспитания ответственности за качество и, прежде всего, при помощи постоянного аудита процесса производства могут быть обнаружены слабые места в разных процессах на предприятии. PDCA служит именно для обнаружения причин брака и поддержки всего процесса вплоть до устранения дефектов.
Схема 1. Круг качества (цикл Деминга)
- 1.Менеджмент как наука. Принципы менеджмента.
- 2. Функции и методы менеджмента.
- 3. Характеристика основных школ менеджмента.
- 4. Процессный, системный и ситуационный подходы в управлении.
- 5. Сущность и содержание управленческого цикла.
- 6. Лидерство и стили управления.
- 7. Планирование и контроль в системе менеджмента.
- 10. Сравнительный анализ различных теорий мотивации.
- 2 Теория существования, связи и роста Альдерфера
- 3 Теория потребностей МакКлелланда
- 3 Двухфакторная теория Герцберга
- 1 Теория ожиданий Врума
- 2 Теория справедливости Адамса
- 3 Теория Портера-Лоулера
- 8. Теория корпоративного управления
- 12. Организация как объект управления. Классификация организации. Интеграция организации.
- 13. Социальная ответственностьи этика менеджмента.
- 79. Управление изменениями в организации. Причины сопротивления изменениям и рекомендации по управлению процессами перемен.
- 14. Основные изменения характеристики современного бизнеса. Базовые модели управления и их основные характеристики. Классификация моделей управления.
- 15. Принципы формирования организационных структур и организационные отношения в системе менеджмента. Типы организационных связей и иерархические структуры управления.
- 16. Цели организации. Правила построения дерева целей. Кправление по целям (результатам), преимущества и недостатки.
- 17.Основные принципы организации управленческого контроля, требования к эффективной системе контроля. Подходы к оценке эффективности контрольной деятельсности, Стратегии и формы контроля.
- 18. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли.
- 19.Возникновение и развитие управленческой мысли в России.
- 20. Фондовая биржа. Виды операций на рынке ценных бумаг.
- 21.Инфляция и ее виды. Индексы цен. Антиинфляционные меры в экономической политике государства.
- 22.Система отношений собственности в современной экономике.
- 24.Свойства товара. Концепции стоимости: трудовая теория стоимости и маржинализм.
- 25. Закономерности возникновения денег. Функции денег. Эволюция денежных систем.
- 26. Цикличность экономического развития. Виды циклов.
- 27.Недостатки рыночных систем. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики.
- 30.Кредит и его виды. Элементы кредитной сделки. Классиф-ция кредитных операций. Лизинг. Факторинг.
- 31.Виды ценных бумаг. Цели их эмиссии и механизм размещения. Гос. Регулирование рцб.
- 32.Основные этапы развития эк. Знаний. Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия.
- 33.Марксистская школа в политэкономии. Концептуальные положения и современные взгляды.
- 9. Модели корпоративного управления.
- Англо-американская модель
- Область распространения модели: сша, Канада, Великобритания, Австралия, Новой Зеландия.
- 5. Требования к раскрытию информации.
- Немецкая (Германская) модель
- Область распространения модели: Нидерланды, Скандинавия, во Франции и Бельгии также начали применять элементы немецкой модели.
- 4. Состав Совета директоров.
- 5. Требования к раскрытию информации.
- Японская модель
- Область распространения модели.
- 5. Требования к раскрытию информации.
- 11. Системный подход в менеджменте. Организация как система. Организация как система процессов. Системный подход.
- Организация как система управления.
- Организация как система процессов
- 23. Рынок: сущность, функции и виды.
- 28. Налоговая система Российской Федерации
- 34. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста.
- 29. Банковская система России. Банки, их виды. Функции и операции банков.
- 35.Ввп, способы их измерения. Соотношение показателей в системе национальных счетов.
- 36.Совокупный спрос и совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 37.Равновесие на денежном рынке. Спрос на деньги, факторы его определяющие. Предложение денег.
- 1) Доход (y); 2) % ставка (r).
- 38. Безработица и ее виды. Естественный уровень безработицы. Кривая Филипса. Регулирования рынка труда.
- 39.Бюджетный дефицит, способы его финансирования. Управление государственным долгом.
- 40.Дискреционная и недискреционная бюджетно-налоговая политика. Мультипликатор бюджетно-налоговой политики.
- 41. Внешний и внутренний баланс малой открытой экономики (моэ).
- 42. Платежный баланс, его статьи, счета.
- 43.Уравнение вр. График вр, его сдвиги. Наклон линии вр.
- 44. Конкуренция и ее виды в рыночной модели хозяйствования.
- 91. Организация разработки и выполнения управленческого решения. Контроль реализации управленческого решения.
- 45.Заработная плата. Маркситский подход и современная неоклассическая трактовка. Формы и системы заработной платы.
- 46.Проблема внешних эффектов. Теорема Коуза-Стиглица.
- 47.Основные теории спроса и предложения. Динамические и статистические модели рыночного равновесия. Устойчивость равновесия.
- 48.Эластичность спроса по цене и кривая рыночного спроса. Точечная и дуговая эластичность. Факторы, влияющие на значение ценовой эластичности спроса.
- 50. Бюджетные ограничения. Влияние изменений дохода и цен на бюджетные возможности покупателей. Рациональный потребительский выбор.
- 51.Влияние изменений цен и дохода на выбор потребителя. Построение кривой спроса на основе кривых «цена – потребление». Кривые Энгеля.
- 52.Производственная функция. Ее свойства. Изокванта. Предельная норма технологического замещения. Изокоста. Оптимизация производственного выбора.
- 53.Экономические и бухгалтерские издержки. Безвозвратные издержки. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 54.Рынок совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы. Валовой, средний, предельный доход. Анализ максимизации прибыли конкурентной фирмы.
- 55.Монополия и рыночная власть, ее измерение Показатели рыночной власти. Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде. Ценовая дискриминация на рынках.
- 56. Рынок монополистической конкуренции. Краткосрочное и долговременное равновесие фирмы при монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность.
- 57.Рынок олигополии, его основные характеристики. Лидерство в ценах. Картельные соглашения. Ценовые войны. Модель дуополии Курно.
- 58. Рынок труда. Рыночный спрос на труд. Кривая предложения труда. Рыночное равновесие на рынке труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
- 59.Рынок капиталов. Дисконтирование. Приведенная к настоящему периоду ценность благ. Чистая приведенная стоимость.
- 60.Общее рыночное равновесие. Модель движения к общему равновесию для взаимосвязанных рынков. Экономическая эффективность и общественное благосостояние.
- 61.Управление ассортиментом товаров на предприятии.
- 62.Понятие товара в маркетинге. Стратегия предприятия на разных этапах жизненного цикла товара.
- 63.Анализ потребительского рынка. Сегментация и отбор целевых сегментов рынка.
- 64.Управление каналами распределения товаров.
- 65.Организация маркетинговых исследований на предприятии.
- 66.Сравнительная характеристика средств стимулирования спроса.
- 67.Понятие и сущность организации. Жц организации.
- 68.Внутренняя и внешняя среда организации.
- 69.Организационная культура: сущность и типология.
- 70.Законы функционирования и развития организации.
- 71.Международное движение капитала и рабочей силы. Предпосылки, формы и последствия вывоза капитала. Миграция трудовых ресурсов: интересы стран иммиграции и эмиграции.
- 73.Основные фонды предприятия: методы оценки и структура. Показатели состояния и воспроизводства основных фондов. Показатели использования основных фондов.
- 74.Статистика производительности труда.
- 75.Статистика промышленной продукции: содержание, задачи, основные показатели, анализ динамики.
- 76.Себестоимость продукции. Классификация и учет затрат по их видам. Методы Absorption Costing и Direct Costing.
- 77.Состав и порядок составления финансовой отчетности.
- 78.Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов.
- 80.Коммуникативное поведение в организации. Основные элементы процесса коммуникаций.
- 81.Понятие команды. Методы формирования команд. Этапы развития команды: от традиционного контроля к самоуправлению.
- 82.Формальные и неформальные группы в организации.
- 83.Стратегический менеджмент: сущность, этапы и уровни стратегического и оперативного управления.
- 84.Стратегический анализ: step и swot – анализ.
- 92. Аналитические методы при разработке и принятии управленческих решений. Краткая характеристика основных аналитических методов.
- 85.Портфельный анализ деятельности организации. Матрицы портфельного анализа.
- 86.Процесс разработки и реализации стратегии предприятия.
- 87.Социологические методы исследования систем управления.
- 88.Состав и выбор методов исследования систем управления.
- 89.Методы экспертных оценок в исследовании системы управления.
- 90.Характеристика и классификация управленческих решений. Алгоритм процесса принятия управленческого решения.
- 97.Направление развития теории принятия решений: теория принятия оптимальных решений (тпор) и психологическая теория решений (птр).
- 94.Целевая ориентация управленческих решений. Целевые и процессорные технологии.
- 95.Природа и сущность решений. Области решений. Принципы и признаки управленческих решений.
- 99. Виды моделей, применяемых для работки управленческих решений
- 96.Управленческий анализ в системе менеджмента. Виды, содержание, предмет анализа. Особенности и принципы управленческого анализа.
- 106. Санация в антикризисном управлении. Принципы проведения санации. Основные процедуры санации
- Процедуры санации
- 107. Диагностика кризисов в организации
- 101.Виды угроз безопасности ис и ит. Методы и средства защиты информации.
- 100.Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности.
- 102.Государственное регулирование кризисных ситуаций.
- 103.Понятие кризиса. Причины его возникновения. Типология кризисов.
- 104.Кризисы в управлении организацией.
- 105.Банкротство п/п: сущность и процедуры.
- 108.Логистическая система управления запасами.
- 109.Сущность и задачи транспортной логистики.
- 120.Этапы создания системы качества на предприятии
- 110.Управление деловой оценкой персонала. Аттестация как форма деловой оценки.
- 111.Сущность, цели и задачи кадрового планирования. Расчет численности персонала.
- 113.Жизненный цикл инноваций. Стадии инновац. Проекта их содержание и результаты.
- 114.Формы и цели определенияния прав на интеллектуальную собственность в рамках инновационного проекта.
- 115.Источники и этапы финансирования инновационных проектов, их хр-ка.
- 116.Разработка бизнес-плана проекта.
- 117.Роль сертификации и, лицензирования и системного менеджмента качества в деле повышения качества продукции и процессов.
- 118.Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества.
- 119.Процессный и системный подходы к управлению качеством.
- 121.Центры финансовой ответсвенности: понятие, признаки, типы.
- 122.Бюджетирование: сущность, назначение, типы и содержание основных бюджетов.
- 123.Система контроллинга. Критерии оценки деятельности центров финансовой ответсвенности.
- 124.Сущность и основные направления государственного регулирования экономики.
- 125. Ценовая политика фирмы на разных типах рынка
- 127.Западноевропейская и американская концепции эффекта финансового рычага.
- 128.Эффект операционного рычага. Степень воздействия эффекта операционного рычага.
- 129.Сущность капитала предприятия, анализ его стоимости и структуры, принципы формирования.
- 130.Временная стоимость денег. Принцип начисления сложных и простых ссудных процентов и учетных ставок.
- 131.Сравнительная характеристика источников финансирования деятельсноти организации.
- 132.Критерии оценки инвестиционных проектов.
- 133.Анализ и управление дебиторской задолженностью.
- 134.Анализ и управление производственными запасами.
- 135.Анализ безубыточности. Критический объем производства.
- 136.Состав и структура себестоимости, методы управления издержками.
- 149.Анализ затрат хазяйственной деятельности. Задачи анализа информационное обеспечение и классификация затрат.
- 140.Анализ финансового состояния и финансовой устойчивости.
- 126.Методы ценообразования
- 2. На конъюнктуру рынка — рыночные методы
- 137. Анализ формирования, распределения и использования прибыли на предприятии. Дивидендная политика.
- 138. Понятие и классификация денежных потоков предприятия. Управление денежными потоками: цели, задачи, этапы управления, методы оптимизации.
- 139. Анализ деловой активности организации
- 141. Факторный анализ прибыли
- 142.Анализ маржинального дохода и запасов финансовой прочности.
- 143.Управление ликвидностью коммерческого банка.
- 98.Приведение ситуаций к типовым при принятии управленческих решений. Виды упрощений. Архетипы и когнитивное моделирование.
- 145. Основные методы управления предпринимательскими рисками.
- 146. Методы анализа инвестиционных проектов
- 150. Международные стандарты финансовой отчетности (мсфо): сущность, основополагающие принципы и допущения, требования к представлению финансовой информации.
- 147.Налоговые проверки, их виды и процедуры.
- 148.Экономические, юридические и организационные принципы налогообложения.