149.Анализ затрат хазяйственной деятельности. Задачи анализа информационное обеспечение и классификация затрат.
Затраты – денежная оценка стоимости матер-х, трудовых, финанс-х, природ-х, информац-х и др видов рес-в на произ-во и реал-ю продукции за определенный период времени.
Изд-ки - это реальные или предположит-е затраты финансовых рес-в предприятия в денеж эквиваленте.
В наст время исп-ся следующая классификация затрат:
*по экономическому содержанию – экон-е элементы и статьи затрат (статьи калькуляции); *по способу отнесения на с/ст-ть отдельных изделий – прямые и косвенные; *по назначению – основные и накладные; *по отношению к объему производства – постоянные и переменные; *по необходимости учета при принятии конкретного решения - релевантные и нерелевантные; *целесообразности – производительные и непроизводительные.
По экон содержанию затраты подр-т на экон-е элементы и статьи затрат (статьи калькуляции). Экон элементом наз первичный однородный вид затрат на произ-во и реал-ию продукции, кот на уровне предп-я невозможно разложить на составные части. Номенклатура эк эл-в вкл: - матер-е затраты; - затраты на оплату труда; - отчисления на соц. нужды; - амортизацию; - пр затраты.
Статьей затрат (калькуляц-й статьей) наз опред-й вид затрат, образующих с/ст-ть как отдельных видов продукции, так и всей продукции в целом. С/ст-ть – это выраж-е в денеж форме затраты на произ-во и реал-ю продукции. В общ виде номенклатура статей кальк-и выглядит след обр: *сырье и материалы; *возвратные отходы (выч-тся); *покуп изделия, п/фабр-ты и услуги производ-го хар-ра сторонних предприятий и орг-ций;*топливо и энергия на технолог-е нужды;*расходы на оплату труда производ-х рабочих; *отчисления на соц нужды; *общепроизв-е расходы; *общехоз-е расходы; *потери от брака; * пр производ-е расходы; *коммерч-е расходы.
Первые шесть статей сост-т прямые затраты, оставшиеся пять – косвенные расходы. В сумме они образуют полную коммерч-ю с/ст-ть. Сумма статей калькуляции, за искл-м коммерч расходов, сост-т производс-ю с/ст-ть (с/ст-ть ГП).
В зависимости от способов отнесения на с/ст-ть отдельных видов продукции затраты подразд-ся на:
*прямые - непосред связанные с произ-вом конкрет видов готовых изделий (первые 6 статей кальк-ции); м.б. прямо включены в их с/ст-ть по данным учетных регистров
*косвенные - носящие общий для произ-ва нескол видов продукции хар-р; они вкл-ся в с/ст-ть косвенным путем на основе установленных методологических приемов распределения.
По отношению к технолог-му процессу затраты делятся на осн-е и накладные. Основные – непосред-но связанные с технологич процессом изгот-я продукции. Накладные расходы образ-ся в связи с орг-цией, обслуживанием произ-ва, реал-й продукции и управлением. Осн затраты чаще всего выступают в качестве прямых, а накладные – в качестве косвенных.
Разл переменные и постоянные затраты. К переменным относят затраты, величина кот изм-ся в завис-ти от изм-й объема произ-ва. При росте выпуска продукции растет сумма перемен изд-к и наоборот. Пост-ми наз затраты, величина кот не зависит от объема произ-ва (арендные, страх платежи, амортиз отчис и др.). В сумме пост и переме затраты образуют общие затраты: ТС=FC+VC.
Выделяют маржинальные, связ с выпуском дополнит ед-цы продукции, и инкрементные (приростные) затраты. Марж-е затраты обычно различны при разных объемах произ-ва. Они уменьш-ся с увеличением выпуска. Инкрементные затраты - дополнит затраты, возни-е в рез-те изгот-я дополнит группы ед-ц продукции.
По единству состава затраты бывают одноэлементными и комплексными (состоящими из нескольких элементов, н-р, общепроизв-е и общехоз-е).
Группировка затрат на входящие и истекшие. Входящими явл приобретенные и имеющиеся в наличии ресурсы, кот должны принести доход в будущем Истекшие – это израсход-е ресурсы, кот уже принесли доход в отчетном периоде.
Затраты бывают релевантными (значимые, их величина зависит от принимаемого решения) и нерелевантными (не учитываются при принятии решения).
В результате принятого ранее решения могли быть понесены затраты, которые не могут быть изменены никаким решением в будущем, их называют безвозвратными.
Для оценки управл деят-ти затраты классиф-т по целес-ти на производительные и непроизводительные. К производительным относят оправданные или целесооб-е для данного произ-ва затраты. Непроизвод-е – это затраты, понесенные в результате недостатков в технологии и орг-ции произ-ва (брак, простои).
Анализ затрат по осн виду деят-ти предп-я вкл выполнение осн работ: 1.ан общей суммы затрат на произ-во и сбыт продукции по экон элементам; 2.ан с/ст-ти ГП (работ, услуг) по калькуляционным статьям; 3. анализ затрат на один рубль продукции.
При проведении анализа затрат по основному виду деят-ти необх фактический уровень затрат отчетного периода сравнить с достигнутым за предыд период или установ-м планом, выявить объем и причины изм-я затрат по составу и стр-ре, установить факторы, обусловившие рост или сокращение затрат, вскрыть резервы возможного их снижения. При анализе исп-ся методы горизонт и вертик сравнения.
Анализ затрат по экон эл-м предп-т исслед-е затрат на произ-во и реал-ю продукции (работ, услуг) по осн виду деят-ти в разрезе экон элементов. Ан проводится путем сравнения удельных весов фактич затрат по экон эл-м отчетного периода с аналогич показателями пред периодов, плановыми данными.
Анализ с/ст-ти продукции по калькуля-м статьям явля одним из важн-х вопросов аналитич работы. Он позволяет выяснить тенденции изм-я д-го показателя, выпол-е плана по его уровню, опред влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы предп-я по исп-ю возможностей сниж-я с/ст-ти.
Важный обобщ показатель с/ст-ти продукции – затраты на один руб прод-ции, преимущ кот явл то, что он может рассчитываться в любой отрасли произ-ва и пок-т прямую связь м/у с/ст-тью продукции и прибылью. Рассчит он относ-но общ суммы затрат на произ-во и реал-ю продукции в действующих ценах:
,
где Зпроизв. – сумма производственных затрат; V – объем произв-й продукции или
где С полная – полная с/ст-ть товарной продукции; Р – стоимость товарной продукции в оптовых ценах (без НДС).
Важным этапом явл анализ поведения затрат и взаимосвязи объема произ-ва, с/ст-ти прибыли. Простым и весьма точным способом опред-я взаимосвязи и взаимоз-ти м/у этими категориями явл устан-е точки безубыт-ти – определение момента, начиная с кот доходы предпр-я полностью покрывают его расходы.
Анализ т.безуб-ти основ-ся на разделении затрат на пост и перем. Вв обоз-я: FC - пост изд-ки; VC - перем изд-ки; ТС - валовые изд-ки; ТR - валовая выручка (валовой доход); R' - пороговая выручка; Q' - пороговый объем продаж.
Изобр на рис. т.безуб-ти - это т. пересечения графиков валовой выручки и валовых изд-к. Формула расчета т. беззуб-ти в натур-м выражении (в шт продукции, товара):
, где AVC – среднепеременные изд-и.
|
Е. сли фирма продает продукции < Q', то она терпит убытки, е. больше этого объема - получает прибыль.
Точка, соотв объему произ-ва Q' и выручке R' и явл точкой беззуб-ти.
В этой точке получ-я фирмой выручка = ее валовым изд-м, при этом прибыль = 0.
Выручка, соотв т. беззуб-ти, наз-ся пороговой. Объем произ-ва в т.безуб-ти наз-ся пороговым объемом произ-ва
Завершается анализ затрат провед-м факторного анализа, под кот понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
Рез-ты анализа затрат и финанс анализа в целом во многом зависят от степени достовер-ти исход-х данных. Информационной базой для анализа затрат явл данные отчетности, плановые и отчетные калькуляции, данные синтетического и аналитич учета затрат по осн и вспомогат производствам и др документация.
Состав информационной базы для анализа затрат
Группа источников информации | Источники информации |
1.Планово-нормативная документация | Сметы, план калькуляции с/ст-ти, нормативы по видам затрат, ценники, данные о ставках и тарифах на услуги |
2. Отчетность | Приложение к балансу (разделVI), форма 5-З«Отчет о затратах на производство и реализацию продукции» |
3.Данные бух учета | Данные аналит учета по счетам затрат, первичная документация |
4.Внеучетные данные | Акты инвентаризаций и др проверок, статистическая информация |
Таким образом, в результате анализа затрат по всем вышеуказанным направлениям можно раскрыть структуру затрат, удельный вес каждой статьи, определить степень влияния факторов на прибыль и найти оптимальный объем производства, при котором предприятие не понесет убытки.
- 1.Менеджмент как наука. Принципы менеджмента.
- 2. Функции и методы менеджмента.
- 3. Характеристика основных школ менеджмента.
- 4. Процессный, системный и ситуационный подходы в управлении.
- 5. Сущность и содержание управленческого цикла.
- 6. Лидерство и стили управления.
- 7. Планирование и контроль в системе менеджмента.
- 10. Сравнительный анализ различных теорий мотивации.
- 2 Теория существования, связи и роста Альдерфера
- 3 Теория потребностей МакКлелланда
- 3 Двухфакторная теория Герцберга
- 1 Теория ожиданий Врума
- 2 Теория справедливости Адамса
- 3 Теория Портера-Лоулера
- 8. Теория корпоративного управления
- 12. Организация как объект управления. Классификация организации. Интеграция организации.
- 13. Социальная ответственностьи этика менеджмента.
- 79. Управление изменениями в организации. Причины сопротивления изменениям и рекомендации по управлению процессами перемен.
- 14. Основные изменения характеристики современного бизнеса. Базовые модели управления и их основные характеристики. Классификация моделей управления.
- 15. Принципы формирования организационных структур и организационные отношения в системе менеджмента. Типы организационных связей и иерархические структуры управления.
- 16. Цели организации. Правила построения дерева целей. Кправление по целям (результатам), преимущества и недостатки.
- 17.Основные принципы организации управленческого контроля, требования к эффективной системе контроля. Подходы к оценке эффективности контрольной деятельсности, Стратегии и формы контроля.
- 18. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли.
- 19.Возникновение и развитие управленческой мысли в России.
- 20. Фондовая биржа. Виды операций на рынке ценных бумаг.
- 21.Инфляция и ее виды. Индексы цен. Антиинфляционные меры в экономической политике государства.
- 22.Система отношений собственности в современной экономике.
- 24.Свойства товара. Концепции стоимости: трудовая теория стоимости и маржинализм.
- 25. Закономерности возникновения денег. Функции денег. Эволюция денежных систем.
- 26. Цикличность экономического развития. Виды циклов.
- 27.Недостатки рыночных систем. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики.
- 30.Кредит и его виды. Элементы кредитной сделки. Классиф-ция кредитных операций. Лизинг. Факторинг.
- 31.Виды ценных бумаг. Цели их эмиссии и механизм размещения. Гос. Регулирование рцб.
- 32.Основные этапы развития эк. Знаний. Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия.
- 33.Марксистская школа в политэкономии. Концептуальные положения и современные взгляды.
- 9. Модели корпоративного управления.
- Англо-американская модель
- Область распространения модели: сша, Канада, Великобритания, Австралия, Новой Зеландия.
- 5. Требования к раскрытию информации.
- Немецкая (Германская) модель
- Область распространения модели: Нидерланды, Скандинавия, во Франции и Бельгии также начали применять элементы немецкой модели.
- 4. Состав Совета директоров.
- 5. Требования к раскрытию информации.
- Японская модель
- Область распространения модели.
- 5. Требования к раскрытию информации.
- 11. Системный подход в менеджменте. Организация как система. Организация как система процессов. Системный подход.
- Организация как система управления.
- Организация как система процессов
- 23. Рынок: сущность, функции и виды.
- 28. Налоговая система Российской Федерации
- 34. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста.
- 29. Банковская система России. Банки, их виды. Функции и операции банков.
- 35.Ввп, способы их измерения. Соотношение показателей в системе национальных счетов.
- 36.Совокупный спрос и совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 37.Равновесие на денежном рынке. Спрос на деньги, факторы его определяющие. Предложение денег.
- 1) Доход (y); 2) % ставка (r).
- 38. Безработица и ее виды. Естественный уровень безработицы. Кривая Филипса. Регулирования рынка труда.
- 39.Бюджетный дефицит, способы его финансирования. Управление государственным долгом.
- 40.Дискреционная и недискреционная бюджетно-налоговая политика. Мультипликатор бюджетно-налоговой политики.
- 41. Внешний и внутренний баланс малой открытой экономики (моэ).
- 42. Платежный баланс, его статьи, счета.
- 43.Уравнение вр. График вр, его сдвиги. Наклон линии вр.
- 44. Конкуренция и ее виды в рыночной модели хозяйствования.
- 91. Организация разработки и выполнения управленческого решения. Контроль реализации управленческого решения.
- 45.Заработная плата. Маркситский подход и современная неоклассическая трактовка. Формы и системы заработной платы.
- 46.Проблема внешних эффектов. Теорема Коуза-Стиглица.
- 47.Основные теории спроса и предложения. Динамические и статистические модели рыночного равновесия. Устойчивость равновесия.
- 48.Эластичность спроса по цене и кривая рыночного спроса. Точечная и дуговая эластичность. Факторы, влияющие на значение ценовой эластичности спроса.
- 50. Бюджетные ограничения. Влияние изменений дохода и цен на бюджетные возможности покупателей. Рациональный потребительский выбор.
- 51.Влияние изменений цен и дохода на выбор потребителя. Построение кривой спроса на основе кривых «цена – потребление». Кривые Энгеля.
- 52.Производственная функция. Ее свойства. Изокванта. Предельная норма технологического замещения. Изокоста. Оптимизация производственного выбора.
- 53.Экономические и бухгалтерские издержки. Безвозвратные издержки. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 54.Рынок совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы. Валовой, средний, предельный доход. Анализ максимизации прибыли конкурентной фирмы.
- 55.Монополия и рыночная власть, ее измерение Показатели рыночной власти. Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде. Ценовая дискриминация на рынках.
- 56. Рынок монополистической конкуренции. Краткосрочное и долговременное равновесие фирмы при монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность.
- 57.Рынок олигополии, его основные характеристики. Лидерство в ценах. Картельные соглашения. Ценовые войны. Модель дуополии Курно.
- 58. Рынок труда. Рыночный спрос на труд. Кривая предложения труда. Рыночное равновесие на рынке труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
- 59.Рынок капиталов. Дисконтирование. Приведенная к настоящему периоду ценность благ. Чистая приведенная стоимость.
- 60.Общее рыночное равновесие. Модель движения к общему равновесию для взаимосвязанных рынков. Экономическая эффективность и общественное благосостояние.
- 61.Управление ассортиментом товаров на предприятии.
- 62.Понятие товара в маркетинге. Стратегия предприятия на разных этапах жизненного цикла товара.
- 63.Анализ потребительского рынка. Сегментация и отбор целевых сегментов рынка.
- 64.Управление каналами распределения товаров.
- 65.Организация маркетинговых исследований на предприятии.
- 66.Сравнительная характеристика средств стимулирования спроса.
- 67.Понятие и сущность организации. Жц организации.
- 68.Внутренняя и внешняя среда организации.
- 69.Организационная культура: сущность и типология.
- 70.Законы функционирования и развития организации.
- 71.Международное движение капитала и рабочей силы. Предпосылки, формы и последствия вывоза капитала. Миграция трудовых ресурсов: интересы стран иммиграции и эмиграции.
- 73.Основные фонды предприятия: методы оценки и структура. Показатели состояния и воспроизводства основных фондов. Показатели использования основных фондов.
- 74.Статистика производительности труда.
- 75.Статистика промышленной продукции: содержание, задачи, основные показатели, анализ динамики.
- 76.Себестоимость продукции. Классификация и учет затрат по их видам. Методы Absorption Costing и Direct Costing.
- 77.Состав и порядок составления финансовой отчетности.
- 78.Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов.
- 80.Коммуникативное поведение в организации. Основные элементы процесса коммуникаций.
- 81.Понятие команды. Методы формирования команд. Этапы развития команды: от традиционного контроля к самоуправлению.
- 82.Формальные и неформальные группы в организации.
- 83.Стратегический менеджмент: сущность, этапы и уровни стратегического и оперативного управления.
- 84.Стратегический анализ: step и swot – анализ.
- 92. Аналитические методы при разработке и принятии управленческих решений. Краткая характеристика основных аналитических методов.
- 85.Портфельный анализ деятельности организации. Матрицы портфельного анализа.
- 86.Процесс разработки и реализации стратегии предприятия.
- 87.Социологические методы исследования систем управления.
- 88.Состав и выбор методов исследования систем управления.
- 89.Методы экспертных оценок в исследовании системы управления.
- 90.Характеристика и классификация управленческих решений. Алгоритм процесса принятия управленческого решения.
- 97.Направление развития теории принятия решений: теория принятия оптимальных решений (тпор) и психологическая теория решений (птр).
- 94.Целевая ориентация управленческих решений. Целевые и процессорные технологии.
- 95.Природа и сущность решений. Области решений. Принципы и признаки управленческих решений.
- 99. Виды моделей, применяемых для работки управленческих решений
- 96.Управленческий анализ в системе менеджмента. Виды, содержание, предмет анализа. Особенности и принципы управленческого анализа.
- 106. Санация в антикризисном управлении. Принципы проведения санации. Основные процедуры санации
- Процедуры санации
- 107. Диагностика кризисов в организации
- 101.Виды угроз безопасности ис и ит. Методы и средства защиты информации.
- 100.Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности.
- 102.Государственное регулирование кризисных ситуаций.
- 103.Понятие кризиса. Причины его возникновения. Типология кризисов.
- 104.Кризисы в управлении организацией.
- 105.Банкротство п/п: сущность и процедуры.
- 108.Логистическая система управления запасами.
- 109.Сущность и задачи транспортной логистики.
- 120.Этапы создания системы качества на предприятии
- 110.Управление деловой оценкой персонала. Аттестация как форма деловой оценки.
- 111.Сущность, цели и задачи кадрового планирования. Расчет численности персонала.
- 113.Жизненный цикл инноваций. Стадии инновац. Проекта их содержание и результаты.
- 114.Формы и цели определенияния прав на интеллектуальную собственность в рамках инновационного проекта.
- 115.Источники и этапы финансирования инновационных проектов, их хр-ка.
- 116.Разработка бизнес-плана проекта.
- 117.Роль сертификации и, лицензирования и системного менеджмента качества в деле повышения качества продукции и процессов.
- 118.Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества.
- 119.Процессный и системный подходы к управлению качеством.
- 121.Центры финансовой ответсвенности: понятие, признаки, типы.
- 122.Бюджетирование: сущность, назначение, типы и содержание основных бюджетов.
- 123.Система контроллинга. Критерии оценки деятельности центров финансовой ответсвенности.
- 124.Сущность и основные направления государственного регулирования экономики.
- 125. Ценовая политика фирмы на разных типах рынка
- 127.Западноевропейская и американская концепции эффекта финансового рычага.
- 128.Эффект операционного рычага. Степень воздействия эффекта операционного рычага.
- 129.Сущность капитала предприятия, анализ его стоимости и структуры, принципы формирования.
- 130.Временная стоимость денег. Принцип начисления сложных и простых ссудных процентов и учетных ставок.
- 131.Сравнительная характеристика источников финансирования деятельсноти организации.
- 132.Критерии оценки инвестиционных проектов.
- 133.Анализ и управление дебиторской задолженностью.
- 134.Анализ и управление производственными запасами.
- 135.Анализ безубыточности. Критический объем производства.
- 136.Состав и структура себестоимости, методы управления издержками.
- 149.Анализ затрат хазяйственной деятельности. Задачи анализа информационное обеспечение и классификация затрат.
- 140.Анализ финансового состояния и финансовой устойчивости.
- 126.Методы ценообразования
- 2. На конъюнктуру рынка — рыночные методы
- 137. Анализ формирования, распределения и использования прибыли на предприятии. Дивидендная политика.
- 138. Понятие и классификация денежных потоков предприятия. Управление денежными потоками: цели, задачи, этапы управления, методы оптимизации.
- 139. Анализ деловой активности организации
- 141. Факторный анализ прибыли
- 142.Анализ маржинального дохода и запасов финансовой прочности.
- 143.Управление ликвидностью коммерческого банка.
- 98.Приведение ситуаций к типовым при принятии управленческих решений. Виды упрощений. Архетипы и когнитивное моделирование.
- 145. Основные методы управления предпринимательскими рисками.
- 146. Методы анализа инвестиционных проектов
- 150. Международные стандарты финансовой отчетности (мсфо): сущность, основополагающие принципы и допущения, требования к представлению финансовой информации.
- 147.Налоговые проверки, их виды и процедуры.
- 148.Экономические, юридические и организационные принципы налогообложения.