logo search
менеджмент уч пособие

1.5. Требования, предъявляемые к современному менеджеру

Чтобы эффективно реализовать свою роль в процессе управления, менеджер должен обладать определенными качествами. Все исследования по менеджменту содержат указания на черты характера и качества менеджера. Так, Ф. Тейлор выделял у идеального менеджера такие качества как:

- образованность;

- технические знания;

- решительность;

- силу (физическую);

- тактичность;

- энергичность;

- рассудительность;

- честность.

А. Файоль считал, что менеджер должен обладать:

- предвидением;

- организаторскими способностями;

- быть компетентным;

- отличаться здоровьем;

- иметь развитый интеллект;

- высокий уровень культуры и нравственности.

Современные теоретики соперничают друг с другом в том, какими качествами и чертами характера стоит наделить идеального менеджера.

По мнению Джона Адаира, самыми ценными качествами руководителя являются:

- способность работать с большим кругом людей;

- умение брать ответственность на себя за выполнение важных задач;

- стремление к достижению больших целей;

- опыт руководства коллективом;

- большой опыт разных деловых функций в середине карьеры.

Ордуэй Тид – американский исследователь в области бизнеса, экономики и социальных проблем называет 5 характеристик эффективного руководителя:

1. Физическая и нервная нагрузка. Лидерство – это тяжелая работа, поэтому руководитель должен обладать более чем средним запасом энергии.

2. Сознание цели и направления. Цель должна вдохновлять подчиненных на ее достижение.

3. Энтузиазм. Настоящие руководители воспринимают себя как бы одержимыми некоей силой. Этот внутренний энтузиазм каким-то образом трансформируется во властные распоряжения и другие формы влияния.

4. Вежливость и обаяние. Для руководителя лучше, если его любят, а не боятся. Ему необходимо уважение ведомых для того, чтобы оказывать на них реальное влияние.

5. Порядочность. Руководителю необходимо заслужить доверие подчиненных.

Вудкок М. и Френсис Д. установили связь эффективного управления с такими качествами руководителя как:

- способность эффективно управлять собой;

- способность прояснять свои личные ценности;

- способность четко ставить цели;

- способность эффективно решать проблемы;

- способность к постоянному саморазвитию;

- способность творческого подхода к управлению;

- умение влиять на окружающих;

- понимание особенностей управленческого труда;

- способность эффективно руководить;

- способность обучать;

- способность находить групповую работу.

На наш взгляд, интересна квалификационная модель руководителя «Трижды семь», разработанная Я.В.Михайловым. Она содержит три уровня важнейших требований, каждый включает семь позиций.

1 уровень – требования, определяемые функциональным содержанием управленческого труда. Включают качества руководителя, без которых невозможен успех работы.

1.1. Понимание людей: психологическая интуиция, психологический такт, коммуникабельность, понимаемая как способность к поддержанию контактов и связей.

1.2. Качества лидера: способность понять, высказать и отстоять интересы людей, желание брать ответственность на себя, способность неформально влиять на окружающих.

1.3. Знание основ современного менеджмента и умение применять их на практике.

1.4. Компетентность.

1.5. Способность предвидеть развитие событий.

1.6. Умение ставить цели.

1.7. Способность организовать взаимодействие и наладить оптимальный контроль.

2 уровень – сервисные основные требования, которые носят обслуживающий характер по отношению к функциональным требованиям.

2.1. Ясно осознаваемые и четко сформулированные личные цели, связанные с личной жизнью и работой.

2.2. Стремление к совершенствованию себя и организации в противовес чувству самодостаточности, самоудовлетворению, успокоенности.

2.3. Энергичность, инициативность, решительность и настойчивость в достижении цели.

2.4. Владение стратегией эффективного мышления.

2.5. Эффективное использование времени как синтетический показатель уровня организации труда.

2.6. Нравственные качества, адекватные уровню морали, господствующей в коллективе.

2.7. Здоровье физическое и психологическое, достаточное для обеспечения требований к менеджеру.

3 уровень – сервисные дополнительные требования (обладают наименьшей значимостью).

3.1. Личная организованность и высокая культура собственного труда, умение распределять силы.

3.2. Объективность и реализм оценки событий в сочетании со стремлением знать мнение других.

3.3. Гибкость, понимаемая как способность быстро перестраиваться, отказаться от неэффективности стратегии и тактики.

3.4. Способность сохранять самообладание в непредвиденных ситуациях.

3.5. Способность находить необходимую информацию.

3.6. Знание технических возможностей современной оргтехники.

3.7. Способность коротко и ясно говорить о деле.

Тесты

1. Менеджмент – это:

а) управление хозяйственной деятельностью;

б) государственное управление;

в) общественное управление;

г) управление автомобилем.

2. Что из перечисленного ниже включает понятие «менеджмент»:

а) командно-административное управление;

б) вид деятельности по руководству модели в самых разнообразных организациях;

в) технократическое управление;

г) планово-директивное управление.

3. На каком этапе развития человеческого общества происходит выделение экономического управления в самостоятельный объективно-необходимый вид деятельности:

а) на этапе первобытно-общинного строя;

б) на этапе рабовладельческого строя;

в) на этапе кооперации и разделения труда в общественном производстве;

г) на этапе зарождения капиталистического строя.

4. Что является объектом менеджмента:

а) организация;

б) экономика страны;

в) отрасль экономики;

г) экономический регион.

5. Какие отношения управления называются отношениями субординации:

а) отношения между звеньями управления;

б) отношения между уровнями управления;

в) отношения между руководителем и подчиненным;

г) отношения между руководителями разных звеньев управления.

6. Какие науки являются методологической базой науки менеджмент

а) психология;

б) экономическая теория;

в) кибернетика;

г) математика.

7. Что является содержанием науки менеджмент

а) изучение отношений управления;

б) изучение методов управления;

в) изучение целей управления;

г) изучение законов и закономерностей управления.

8. Сколько ролей руководителя выделил Г. Минцберг

а) 4; в) 10;

б) 6; г) 8.

9. Какое качество идеального руководителя выделяли и Д. Тейлор и А. Файоль в своих классификациях

а) физическое здоровье;

б) ум;

в) честность;

г) организаторские способности.

10. В каких моделях дается характеристика объекта исследования словами литературного языка

а) физических;

б) графических;

в) математических;

г) вербальных.