logo search
Учебник Зуба

Коренной перелом

Причин такому преображению много. Однако главная, как это всегда и бывает, – люди. В процессе процедуры банкротства у руля на ЧТЗ оказалась новая команда менеджеров – если можно назвать «новыми» людей, у многих из которых с заводом так или иначе связана едва ли не вся жизнь. Буквально с первых дней своего руководства эта команда начала такой проект, за который никогда бы не взялись временщики, – ЧТЗ начал делать новый танковый двигатель.

Решение, казалось бы, совершенно алогичное. За время «перестройки» и «реформ» доля спецтехники в товарной продукции предприятия снизилась с 20% в 1987 году до 1,7% по итогам первой половины текущего года. Государственное финансирование новых разработок военной техники по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам прекращено. Завод по уши в долгах, а разработка двигателя для современного танка стоит недешево. И все же решение о разработке нового танкового двигателя было принято, и именно оно стало для ЧТЗ ключевым.

Главным конкурентом челябинцев в создании тысячесильного двигателя для танка Т-90С был барнаульский «Трансмаш». К тому моменту, как ЧТЗ только вступил в борьбу, трансмашевцы со своим проектом были в двух шагах от того, чтобы именно их двигатель стал основным для российского Т-90, поэтому шансов у челябинцев на первый взгляд не было никаких. Тонкость же состояла в том, что «Трансмаш» делал свой двигатель на базе челябинских технических решений и узлов. Естественно, модернизировать «родной» движок проще. В конце концов челябинское изделие по своим техническим параметрам превзошло детище конкурентов.

Работа над танковым двигателем мобилизовала коллектив. Была организована посменная работа конструкторов, технологов, рабочих на экспериментальных линиях. «Люди трудились, как во время войны. В результате работа, которая обычно занимает около трех лет, была сделана за год», – рассказывает конкурсный управляющий, генеральный директор ЧТЗ Валерий Платонов. Завод не просто создал новый двигатель, но и провел технологическую подготовку производства для запуска его в серию. Именно челябинский двигатель будет стоять на танках, которые Россия должна поставлять в Индию по недавно подписанному контракту.