logo
Учебник Зуба

7.8.6. Поведенческие аспекты контроля

Система контроля рассчитана на то, чтобы оказывать влияние на людей. И она действительно оказывает влияние на людей. При проведении системы контроля в жизнь менеджеры должны учитывать ряд обстоятельств.

Менеджеры могут преодолеть большинство этих проблем посредством общения с людьми и разумным применением контроля. Все стандарты должны быть осмысленными и воспринимаемыми сотрудниками. Каждый должен понимать причины контроля и ожидаемые от него результаты. Принятие участия в установлении системы контроля помогает во многом преодолеть негативное отношение к ней.

Деятельность по проведению контроля является важной частью работы каждого менеджера. Когда контроль должным образом разработан и применен, тогда организация только получит выгоду от этого. Системы контроля должны быть рассчитаны на влияние поведения людей с целью достижения целей организации.

Психологию поведения необходимо учитывать как в отношении проверяемо­го, так и исполнителя. В ходе проведения контроля нередко об­наруживаются трудности:

Отдав распоряжение о выполнении принятого решения, ру­ководитель далее ориентируется на обратную связь – посту­пающую информацию о ходе реализации решения. Но это не решает всей проблемы.

Во-первых, потому что непосредственный участник событий оценивает их с элементами субъективизма. Мы оцениваем себя чаще не по фактическим результатам труда, а по напряжению усилий, которые потребовались. Для руководителя же важна объективная оценка фактического состояния дел:

Что дает контроль подчиненным? Он призван информиро­вать исполнителей о ходе работы, ее соответствии замыслам руководителя. Исполнитель заинтересован в том, чтобы его усилия были замечены окружающими и оценены по достоинст­ву. Признание служит дополнительным стимулом к дальнейшим усилиям в работе, тем более уважаемых людей, признанных авторитетов. Сам факт контроля (в деликатной форме) служит аргументом, повышающим престиж выполняемой исполнителем задачи, прибавляет самоуважения, уверенности в своих делах.

Соблюдение некоторых условий психологического свойства повышает эффективность контроля. А именно: когда человек работает увлеченно, самозабвенно и верно, не стоит отвлекать его, так как внутренне он примет контроль как помеху. Осущест­влять контроль следует в ситуации, когда работник испытывает сомнения, либо когда выполнен некоторый этап работы и он сам готов поделиться результатами. Вопросы, часто контролируе­мые, отражают особое значение в сознании исполнителей. То, что выпадает из внимания контролеров, уходит в тень и у испол­нителя. Поэтому проводить контроль следует системно. Все должно проверяться, хотя и не одинаково глубоко.