13.1. Значение и функции оценки последствий кризиса
Процесс контроля и оценки последствий кризиса состоит из четырех основных компонентов: Во-первых, необходимо определить, как кризис повлиял на общественное мнение, отношение стейкхолдеров к организации, насколько серьезный урон он нанес ее репутации. Во-вторых, определить, как кризис повлиял на поведение стейкхолдеров и общественности, на уровень продаж и стоимость акций. В-третьих, использовать информацию и оценки перспектив, полученные в процессе контроля, чтобы сделать необходимые изменения в стратегии и тактике. В-четвертых, определить момент завершения кризиса и возможности переключения внимания руководства на проблемы посткризисного развития.
Однако, как определить, какой тип стратегии восстановления следует применить? Какие признаки и симптомы будут свидетельствовать о том, что кризис и его отрицательное воздействие на организацию закончились? Как руководители организации могут оценить свои действия в преодолении кризиса? Каким образом использовать собственный опыт, богатый успехами (и в равной мере неудачами), чтобы быть лучше подготовленным к следующему кризису?
В некоторых случаях существуют простые индикаторы окончания кризиса, например, улучшение экономические показателей, изменение объема производства и продаж и им подобные. Однако опираться на них можно в относительно простых случаях. Чаще всего, воздействие кризиса трудно свести только к экономическим параметрам деятельности организации или к каким-либо другим, оценивающим какой-то один аспект деятельности организации. И особенно трудно разработать такие относительно простые критерии в случае оценки протекания кризиса в некоммерческих организациях. Поэтому критерии окончания кризиса должны носить системный характер, отражать изменения в различных аспектах деятельности организации.
Можно выделить ряд признаков, которые позволяют оценить, закончился ли кризис. Они могут быть выявлены путем ответа на вопросы, подобные нижеследующим:
Вызывает ли проблема, ставшая причиной кризиса, по-прежнему много вопросов у прессы и стейкхолдеров?
Продолжает ли кризисная ситуация влиять на моральное состояние служащих организации?
Интересуются ли СМИ кризисной ситуацией так же, как и раньше?
Циркулируют ли по-прежнему слухи относительно кризиса и его возможных последствий для организации или ее стейкхолдеров?
Вернулся ли уровень продаж и стоимость акций компании к предкризисному уровню?
Верно ли утверждение, что кризис уже в меньшей мере привлекает внимание менеджеров организации, и они уже не концентрируются на проблемах его разрешения?
Можно ли утверждать, что кризис больше не является главной проблемой организации?
Начинать контролировать и оценивать последствия кризиса нужно как можно раньше. Хорошо организованное АКУ предполагает введение в план антикризисного управления операций и процедур по контролю развития кризиса.
Эффективные способы контроля и оценки кризиса в бизнесе включают оценку динамики продаж, прибыли и изменения цен в течение кризиса и после него. Необходимо постоянно отслеживать, как кризис влияет на эти показатели, в каком объеме они снизились и как скоро достигли прежнего, докризисного уровня.
Не менее важно оценивать изменения в позициях СМИ и попытаться четко охарактеризовать динамику развития взаимоотношений с ними. В частности, может оказаться полезным следующее:
1). Исследовать характер отзывов со стороны журналистов и других заинтересованных лиц, задающих вопросы и добивающихся дополнительной информации. Необходимо обобщать их вопросы, следить за изменением их содержания. Какие вопросы они задают? Какого рода информация их интересует? Какие из основных положений, содержащих оценку организацией ситуации, были ими приняты, а какие проигнорированы? Представители каких СМИ проявляют наибольший интерес и почему? Не возникает ли ощущения, что их разочарование, враждебность или замешательство возрастают (или убывают)? Ответы на эти вопросы позволят составить мнение, как СМИ оценивают текущую фазу кризиса и согласны ли они с мнением руководства компании, что кризис преодолен.
2). Использовать возможности мониторинга СМИ, который в настоящее время по заказу клиентов проводят многие агентства. Прежде всего, желательно получить ответ на вопрос, прекратился ли выход публикаций, освещающих кризис, или об инциденте продолжают сообщать СМИ, и он обсуждается общественностью?
На заключительном этапе кризиса и непосредственно после того, как будет принято решение что кризис преодолен, обратная связь с общественностью и стейкхолдерами не только не утрачивает значения, но и начинает выполнять новые функции. В частности, необходимо подвести итог: каким образом и в каком направлении развивать в посткризисный период отношения со стейкхолдерами и общественностью? Полезно создать «горячие» телефонные линии для служащих, поставщиков и покупателей, чтобы они могли позвонить с вопросами и комментариями по поводу кризиса и его преодоления, а также задаться вопросами, существуют ли достаточные возможности, чтобы получать ответную реакцию на АКУ от общественности и стейкхолдеров, по которой можно было бы судить, что кризис уже не вызывает их озабоченности так, как это было днями или неделями раньше, можно ли точно определить различия между вопросами, которые задают различные группы стейкхолдеров?
Полезно организовать исследования изменений настроений стейкхолдеров методом «фокус-групп». Такие заседания с группами в 7-12, человек помимо изучения изменения мнений и оценок различных аспектов деятельности организации во время кризиса, позволяют собрать комментарии и вопросы как бы от «первоисточника». Метод позволяет не только оценивать кризисные действия руководства организации, но и проверять некоторые новаторские идеи, которые будут использоваться при кризисном планировании и АКУ в будущем. Однако у метода фокус-групп есть два существенных недостатка, которые сильно ограничивают его применение в небольших организациях. Во-первых, он относительно дорог, так как для организации занятий (опросов) необходимо привлечение дополнительных ресурсов (помещений, денег, рабочих часов персонала и т.п.). Во-вторых, он требует привлечения специалистов, владеющих соответствующими методиками, следовательно, обращения в консалтинговые компании или найма независимых консультантов. Полезной (но не полноценной) заменой метода фокус-групп является письменный опрос служащих и стейкхолдеров. Можно попросить служащих, потребителей, поставщиков, акционеров и т.д. ответить на некоторые вопросы и вернуть вопросник в ящик предложений или конверт, предназначенный для определенного человека или службы. Так можно получит ответы на важные для анализа кризисных действий вопросы, например, такие: как служащие оценивают моральное состояние во время кризиса? как оно изменилось или меняется, как оценивают служащие и другие стейкхолдеры поведение администрации, стратегию осуществления антикризисных мер, качество принятых решений? каковы их предложения на будущее? какой эффект имел кризис на их осведомленность, мнения, и отношения к деятельности организации? Для проведения опроса можно также нанять фирму, исследующую общественное мнение, которая разработает вопросник и проведет интервью по телефону.
Наконец, надо не забывать и о возможностях Интернета. Специальные службы, занимающиеся мониторингом в Интернете, могут предоставит информацию о том, что сообщалось в Интернете по поводу кризиса организации, кем передавались и принимались сообщения, какие вопросы, жалобы или мнения были упомянуты.
- Внешняя среда организации
- Внутренняя среда организации
- 1.1. Мультидисциплинарный подход к антикризисному управлению
- Индивидуальные и коллективные реакции на кризис:
- Изменения во внешней среде
- Неудача Результат успех
- 1.2. Понимание эффективности аку
- Таб. 1.1. Кризисное управление с точки зрения эффективности
- Природные, военные и социотехнические катастрофы
- Литература
- Глава 2
- 2.1. Определение кризиса и кризисных ситуаций
- 2.2. Негативные последствия кризиса для организации
- 2.3. Система стейкхолдеров антикризисного управления
- Таб. 1. Интересы стейкхолдеров организации
- 2.4. Содержание антикризисного управления
- 1.5. Функции антикризисного менеджера
- 1.6. Позитивные последствия кризиса
- 1.7. Типичные ошибки аку
- Литература
- Глава 3
- Обыденные и административные решения
- Уровни и типы управленческих решений
- 1.3.1. Уровни принятия решений
- 1.3.2. Запрограммированные и незапрограммированные решения
- Инкрементализм в принятии решений
- 1.4. Рациональное принятие решений
- 3.4.1. Осознание проблемы, требующей решения
- 3.4.2. Идентификация проблемы
- 3.4.3. Разработка альтернатив решения
- 3.4.4. Разработка критериев оценки альтернатив
- 3.4.5. Оценка альтернатив
- 3.4.7. Выбор альтернативы
- 3.4.8. Выполнение решения и его проверка
- 3.5. Эффективность организации и требования к технологиям
- 3.5.1. Форма и смысл показателей эффективности
- 3.5.2. Требования к показателям эффективности
- 3.5.3. Критерии эффективности
- 3.5.4. Шкалы показателей эффективности
- Глава 4
- 4.1. Личностные факторы в принятии решений
- 4.1.1. Субъективная рациональность – индивидуальное восприятие ситуации принятия решения
- 4.2. «Адекватные» решения
- 4.3. Выявление психологических проблем
- Глава 5
- 5.1. Виды управленческих рисков в аку
- 5.3. Методы оценки риска в аку
- 5.4. Способы снижения риска
- 5.5. Методы управления риском в аку
- Глава 6 антикризисная диагностика организации
- 6.1. Параметры внешней среды организации
- 6.2. Характеристики внутренней среды и их значение для аку
- 6.2.1. Значение ключевых элементов организации для аку
- 6.2.2. Осуществление анализа внутренней среды
- 6.3. Антикризисная устойчивость организации
- 6.4. Диагностика предкризисных сигналов
- 6.5.1. Методы прогнозирования, основанные на суждениях и оценках
- 6.5.2. Прогнозирование с помощью количественных методов
- 6.6. Методы обнаружения слабых мест организации
- Таб. 6.3. Получение информации от стейкхолдеров
- Клиенты
- Сми и журналисты
- Глава 7
- 7.1. Антикризисное планирование и организационные цели
- 7.1.1. Необходимость целей
- 7.1.2. Определение организационных целей
- 7.2. Понимание антикризисного планирования
- 7.3. Процесс антикризисного планирования
- 2. Стратегические планы (специалисты-плановики и менеджеры высшего звена)
- 3. Промежуточные вспомогательные планы (координация усилий специалистов по планированию и менеджеров среднего звена)
- 4. Рабочие планы (совместные усилия менеджеров среднего и низшего уровня)
- 7.4. Уровни управления и антикризисное планирование
- 7.4.1. Планирование на уровне высшего звена управления
- 7.4.2. Планирование на уровне среднего звена управления
- 7.4.3. Планирование на низовом уровне управления
- 7.5. Команда антикризисного планирования и управления
- 7.5.1. Преимущества командной работы в аку
- Таб. 7.2. Варианты работы в группах и командах
- Управление количественным составом команды аку
- 6.5.5. Задачи команды аку
- 7.6. Работа с планом аку
- 6.7. Организация и проведение антикризисных тренингов
- 7.8. Организационный контроль в аку
- 7.8.1. Определение процесса контроля
- 7.8.2. Принципы построения эффективной системы контроля в аку
- 7.8.3. Процесс контроля в аку
- 7.8.4. Контроль и организационный менеджмент
- 7.8.5. Характеристики эффективного контроля
- 7.8.6. Поведенческие аспекты контроля
- Литература
- Глава 8
- 8.1. Модель и методология стратегического менеджмента
- 8.2. Миссия организации как основа концепции аку
- 8.2.1. Содержание миссии организации
- 8.2.2. Ключевые цели и задачи организации
- 8.3. Природа стратегических решений и их связь с аку
- 8.3.1. Особенности стратегических решений
- 8.3.2. Стратегическое планирование в сравнении с ежегодным составлением сметы и прогнозированием
- 8.4. Уровни стратегического управления
- 8.4.1. Корпоративная стратегия
- Коттеджей
- 8.4.2. Стратегия предприятия
- 8.4.3. Функциональная стратегия
- 8.5. Слагаемые стратегического управления
- Обратная связь
- Анализ внешней обстановки;
- 8.5.2. Стратегический выбор
- 8.5.3. Реализация стратегии
- 8.6. Анализ swot как средство принятия стратегических решений
- Таб. 8.4. Стратегия поведения организации на основе swot-анализа
- 8.7. Стратегическое изменение
- 8.7.1. Значение термина «стратегическое изменение»
- 8.7.2. Стадии реализации стратегического изменения
- 8.7.3. Стратегии осуществления антикризисных изменений
- 8.7.4. Преодоление сопротивления антикризисным изменениям
- Глава 9
- 7.1. Организационные меры по предотвращению кризиса
- 7.2.2. Сокращение расходов
- 7.2.3. Снижение затрат
- Таб. 3.2. Применение методов снижения издержек
- Сокращение затрат на сырье и материалы. Для сокращения затрат на покупку сырья и материалов компания может сделать следующее:
- Найти новых поставщиков.
- 5.2.4. Сокращение активов
- 5.2.5. Создание дополнительной прибыли
- 5.3. Факторы, определяющие выбор стратегии восстановления (выхода из кризиса)
- Факторы внешнего окружения. Данные факторы можно классифицировать как те, которые сопряжены с характеристиками спроса и предложения. Основные характеристики спроса связаны с покупателями и товарами.
- Внутренние факторы. Выше была описана система внутренних факторов аку. Здесь же выделим те из них, которые чаще всего учитываются при выборе стратегии восстановления.
- Литература
- Глава 10
- 8.1. Принципы рациональной организации кризисных коммуникаций
- 8.2. Внутриорганизационные коммуникации во время кризиса
- 8.3. Коммуникации с покупателями и клиентами во время кризиса
- 8.4. Коммуникации со средствами массовой информации во время кризиса
- Глава 11
- 10. 1. Факторы, определяющие выбор стратегии восстановления
- 10.1.1. Факторы внешнего окружения
- 10.1.2. Внутренние факторы
- 10.1.3. Кризисный бизнес-реинжиниринг
- Таб. 10.1. Общие итоги осуществления реинжиниринга
- 10. 2. Стратегии поворота
- 10.2.1. Изменение ценообразования
- 10.2.2. Переориентация
- 10.2.3. Разработка нового товара
- 10.2.4. Рационализация ассортимента товаров
- 10.2.5. Сосредоточение на продажах и рекламе
- 10.3. Стратегии выхода
- 10.3.1. Изъятие инвестиций
- 10.3.2. Проблемы выбора и реализации изъятия инвестиций
- 10.3.3 Выкуп управляющими
- Глава 12
- 12.1. Основные параметры организационной структуры в аспекте антикризисного менеджмента
- 12.1.1. Объем управления и пространство контроля
- Директор
- Руководитель а
- Руководитель в
- 12.1.2. Иерархия: вертикальные и горизонтальные организации
- 12.1.3. Централизация и децентрализация принятия решений
- 12.1.4. Специализация
- 11.1.5. Регламентация
- 11.1.6. Единоначалие и двойное подчинение
- 12.2.1. Функциональные структуры
- 12.2.2. Структуры по типу продукта или услуги
- 12.2.3. Структурирование по географическому признаку
- 12.2.4. Проектные команды
- 12.2.5. Матричные структуры
- 12.2.7. Сетевые структуры
- 12.2.8. Виртуальные организации
- 12.3. Проектирование организационной структуры
- 12.3.1. Классический и неоклассический подходы: поиск единственной лучшей структуры организации
- 12.3.2. Ситуационный подход: структура, соответствующая внешним условиям
- Таб.12.4. Условия работы, механические и органические структуры
- 12.4. Структура организаций будущего
- Литература
- Глава 13
- 13.1. Значение и функции оценки последствий кризиса
- Сбор информации для управления процессами
- 13.3 Регулирование управления кризисом
- Таб. 13.1. Сравнение фирм и нко с точки зрения целей
- 13.4.2. Отличия с точки зрения эффективности
- Глава 14 конкретные ситуации для анализа и иллюстрации
- Вопросы и задания
- Кредиторы
- Задание
- Траектория роста
- Коренной перелом
- Шаг за шагом
- Основной капитал
- Потенциал развития
- Возвращение
- Дамоклов меч банкротства
- Диспозиция
- Вопросы и задания
- Вопросы
- Задание
- Антикризисные мероприятия
- Мероприятия в посткризисный период
- Задание
- Новый хозяин тайги
- Новая высшая команда управления решает проблемы компьютерной корпорации dell
- Приложение 1 Производство основных видов продукции легкой промышленности
- Приложение 2 Основные показатели работы легкой промышленности
- Приложение 3
- Товарная структура розничного товарооборота
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Трехголовая группа
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Оao «кзоцм»
- I. Исходное состояние предприятия История развития «кзоцм»
- Миссия «кзоцм»
- II. Услуги консультантов.
- Траектория роста
- Коренной перелом
- Шаг за шагом
- Основной капитал
- Потенциал развития
- Возвращение
- Дамоклов меч банкротства
- Диспозиция
- Вопросы
- Xel: маленькая телекоммуникационная
- Вопросы и задания
- Враждебное поглощение
- Вопросы
- Вопросы
- Ассоциация не замечает тревожных сигналов
- Производитель бумаги проводит пресс-тренинг
- Определение результатов и действия
- Определение результатов и действия
- От 4 до 6 ответов «нет»
- Определение результатов и действия
- Определение результатов и действия
- Тест 6
- Оцените истинность следующих утверждений
- Определение результатов и действия
- От 7 до 8 правильных ответов
- От 9 до 10 правильных ответов
- Определение результатов и действия
- Определение результатов и действия
- Оценка Вашей ответной реакции на кризис
- Определение результатов и действия