7.8.4. Контроль и организационный менеджмент
Для эффективного контроля антикризисных мер организации, определенный набор показателей должен быть разработан и для организационного уровня. Известный теоретик менеджмента П. Друкер (2002) предложил четыре области, в которых такие показатели могли бы быть применены:
область функционирование капитала – доход с инвестиций, доход по активам и т.д.;
область принятие решений в организации – управление, рост служащих и т.д.
область новых разработок – поиск новой продукции, исследование рынка и т.д.;
область выбора стратегии – достижение стратегических целей и результатов и т.д.
Оценка работы организации производится на том же уровне, на котором были установлены стандарты и в тех же единицах изменения. Например, работа маркетингового отдела должна оцениваться в общем количестве единиц проданной продукции или размере прибыли от ее продажи.
Измерение результатов работы отдела. На уровне отдела система измерения результатов работы обычно концентрируется вокруг круга его основных функций. Так реклама и протекционистские мероприятия продукции фирмы являются основной обязанностью рекламного отдела, а его функционирование оценивается отношением общих затрат на рекламу к количеству проданных единиц продукции компании.
Измерение результатов работы сотрудника. В организации деятельность каждого человека должна быть оценена. Это очень важно, так как от его работы зависит работа предприятия. Индивидуальная деятельность человека может быть оценена несколькими способами. Например, прогул, или невыход на работу без уважительных причин, положительные или отрицательные отзывы о работе со стороны покупателей и т. д.
Индивидуальная оценка деятельности работника наиболее часто принимается во внимание в так называемом «процессе оценки деятельности». Для того, например, чтобы правильно определить эффективность труда какого-либо работника, менеджер низового звена должен сопоставить достигнутый работником результат с установленным для этой работы стандартом. Анализ результатов деятельности работы позволяет руководителю информировать своих подчиненных о том, в какой степени они справляются со своими обязанностями, а также давать им возможность улучшить свои результаты работы.
При помощи стандартов действительно упрощается процесс оценки результатов, но сложность состоит в том, что не всегда могут быть установлены стандарты. Некоторые работы требуют не столько объективной, сколько субъективной оценки. Например, в больнице процент занятых коек является общим стандартом. Не сложно подсчитать, каков оборот койко-мест (т.е. насколько эффективно используются места в больнице). Этот стандарт может с успехом служить показателем репутации больницы, хотя и не отражая качества обслуживания различных ее отделений. Наилучшей оценкой деятельности работы больницы будет состояние здоровья пациентов после выписки, но проблема в том, что она субъективна. А субъективная оценка, как правило, содержит в себе потенциальную возможность совершения ошибки.
Прямая обязанность руководителя состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами в пределах своих полномочий. Сопоставление результатов не должно вызывать сложностей в тех случаях, когда оба стандарта исчисляемы. Предположим, что одним из стандартов оценки деятельности компании – выполнение заказа на изготовление продукции в течение пяти дней. Определить среднее значение на выпуск единицы продукции будет относительно просто. Если на выпуск продукции уходит десять дней – то это будет неблагоприятный разрыв. Если же на выпуск продукции требуются четыре дня – разрыв благоприятный. Сопоставление результатов может создавать сложность в тех случаях, когда результат требует субъективной оценки.
Любые отклонения в промежутке между действительными результатами и ожидаемыми должны быть оценены. Причины отклонений должны быть тщательно изучены. Руководители должны удостоверится, что стандарты были установлены должным образом, тогда вид и степень корректирующих мер будут базироваться на основе отклонений.
Отклонения, которые руководители стараются удержать под своим контролем, называются отрицательными. Хотя слово «отклонение» имеет негативную смысловую окраску, тем не менее, не все отклонения являются неблагоприятными. Например, страховая компания в среднем затрачивает около четырех дней на обработку документа, хотя, в соответствии со стандартом, она должна затрачивать в среднем пять дней. Подобное «перевыполнение плана» может иметь как благоприятные, так и неблагоприятные последствия. Затраты на сокращение времени обработки документа (предположим, на 20%) могут, в конечном счете, не покрыть общих возросших затрат. Таким образом, перевыполнение не является однозначно хорошим явлением: задействованные для него ресурсы могли бы быть использованы где-либо в другом процессе, возможно, более важном для достижения организационных целей.
Перевыполнение норм, также как и недовыполнение, должно быть оценено с точки зрения того, необходимо ли применение корректировочных мер для устранения отклонений или нет. Сопоставление и оценка стадий процесса контроля являются сложными явлениями, требующими принятия соответствующих управленческих решений. Заключительная стадия процесса контроля, уместные корректирующие меры являются наиболее сложными управленческими проблемами, чреватыми развитием внутриорганизационных конфликтов.
Так как процесс контроля ориентирован на действие, то заключительной и самой важной стадией является разработка и применение корректировочных действий. Корректирующие действия должны быть тщательно продуманы, для того чтобы были достигнуты желаемые результаты.
Корректирующие действия основаны на анализе отклонений между действительными и желаемыми результатами. Если менеджер компании по рекламе продукции установил, что основной причиной снижающегося объема продаж является плохая реклама и негодное ее размещение, то должна быть разработана новая рекламная стратегия. Если ситуация на данный момент не выглядит подобным образом, то никаких корректировочных мер не будет предпринято.
- Внешняя среда организации
- Внутренняя среда организации
- 1.1. Мультидисциплинарный подход к антикризисному управлению
- Индивидуальные и коллективные реакции на кризис:
- Изменения во внешней среде
- Неудача Результат успех
- 1.2. Понимание эффективности аку
- Таб. 1.1. Кризисное управление с точки зрения эффективности
- Природные, военные и социотехнические катастрофы
- Литература
- Глава 2
- 2.1. Определение кризиса и кризисных ситуаций
- 2.2. Негативные последствия кризиса для организации
- 2.3. Система стейкхолдеров антикризисного управления
- Таб. 1. Интересы стейкхолдеров организации
- 2.4. Содержание антикризисного управления
- 1.5. Функции антикризисного менеджера
- 1.6. Позитивные последствия кризиса
- 1.7. Типичные ошибки аку
- Литература
- Глава 3
- Обыденные и административные решения
- Уровни и типы управленческих решений
- 1.3.1. Уровни принятия решений
- 1.3.2. Запрограммированные и незапрограммированные решения
- Инкрементализм в принятии решений
- 1.4. Рациональное принятие решений
- 3.4.1. Осознание проблемы, требующей решения
- 3.4.2. Идентификация проблемы
- 3.4.3. Разработка альтернатив решения
- 3.4.4. Разработка критериев оценки альтернатив
- 3.4.5. Оценка альтернатив
- 3.4.7. Выбор альтернативы
- 3.4.8. Выполнение решения и его проверка
- 3.5. Эффективность организации и требования к технологиям
- 3.5.1. Форма и смысл показателей эффективности
- 3.5.2. Требования к показателям эффективности
- 3.5.3. Критерии эффективности
- 3.5.4. Шкалы показателей эффективности
- Глава 4
- 4.1. Личностные факторы в принятии решений
- 4.1.1. Субъективная рациональность – индивидуальное восприятие ситуации принятия решения
- 4.2. «Адекватные» решения
- 4.3. Выявление психологических проблем
- Глава 5
- 5.1. Виды управленческих рисков в аку
- 5.3. Методы оценки риска в аку
- 5.4. Способы снижения риска
- 5.5. Методы управления риском в аку
- Глава 6 антикризисная диагностика организации
- 6.1. Параметры внешней среды организации
- 6.2. Характеристики внутренней среды и их значение для аку
- 6.2.1. Значение ключевых элементов организации для аку
- 6.2.2. Осуществление анализа внутренней среды
- 6.3. Антикризисная устойчивость организации
- 6.4. Диагностика предкризисных сигналов
- 6.5.1. Методы прогнозирования, основанные на суждениях и оценках
- 6.5.2. Прогнозирование с помощью количественных методов
- 6.6. Методы обнаружения слабых мест организации
- Таб. 6.3. Получение информации от стейкхолдеров
- Клиенты
- Сми и журналисты
- Глава 7
- 7.1. Антикризисное планирование и организационные цели
- 7.1.1. Необходимость целей
- 7.1.2. Определение организационных целей
- 7.2. Понимание антикризисного планирования
- 7.3. Процесс антикризисного планирования
- 2. Стратегические планы (специалисты-плановики и менеджеры высшего звена)
- 3. Промежуточные вспомогательные планы (координация усилий специалистов по планированию и менеджеров среднего звена)
- 4. Рабочие планы (совместные усилия менеджеров среднего и низшего уровня)
- 7.4. Уровни управления и антикризисное планирование
- 7.4.1. Планирование на уровне высшего звена управления
- 7.4.2. Планирование на уровне среднего звена управления
- 7.4.3. Планирование на низовом уровне управления
- 7.5. Команда антикризисного планирования и управления
- 7.5.1. Преимущества командной работы в аку
- Таб. 7.2. Варианты работы в группах и командах
- Управление количественным составом команды аку
- 6.5.5. Задачи команды аку
- 7.6. Работа с планом аку
- 6.7. Организация и проведение антикризисных тренингов
- 7.8. Организационный контроль в аку
- 7.8.1. Определение процесса контроля
- 7.8.2. Принципы построения эффективной системы контроля в аку
- 7.8.3. Процесс контроля в аку
- 7.8.4. Контроль и организационный менеджмент
- 7.8.5. Характеристики эффективного контроля
- 7.8.6. Поведенческие аспекты контроля
- Литература
- Глава 8
- 8.1. Модель и методология стратегического менеджмента
- 8.2. Миссия организации как основа концепции аку
- 8.2.1. Содержание миссии организации
- 8.2.2. Ключевые цели и задачи организации
- 8.3. Природа стратегических решений и их связь с аку
- 8.3.1. Особенности стратегических решений
- 8.3.2. Стратегическое планирование в сравнении с ежегодным составлением сметы и прогнозированием
- 8.4. Уровни стратегического управления
- 8.4.1. Корпоративная стратегия
- Коттеджей
- 8.4.2. Стратегия предприятия
- 8.4.3. Функциональная стратегия
- 8.5. Слагаемые стратегического управления
- Обратная связь
- Анализ внешней обстановки;
- 8.5.2. Стратегический выбор
- 8.5.3. Реализация стратегии
- 8.6. Анализ swot как средство принятия стратегических решений
- Таб. 8.4. Стратегия поведения организации на основе swot-анализа
- 8.7. Стратегическое изменение
- 8.7.1. Значение термина «стратегическое изменение»
- 8.7.2. Стадии реализации стратегического изменения
- 8.7.3. Стратегии осуществления антикризисных изменений
- 8.7.4. Преодоление сопротивления антикризисным изменениям
- Глава 9
- 7.1. Организационные меры по предотвращению кризиса
- 7.2.2. Сокращение расходов
- 7.2.3. Снижение затрат
- Таб. 3.2. Применение методов снижения издержек
- Сокращение затрат на сырье и материалы. Для сокращения затрат на покупку сырья и материалов компания может сделать следующее:
- Найти новых поставщиков.
- 5.2.4. Сокращение активов
- 5.2.5. Создание дополнительной прибыли
- 5.3. Факторы, определяющие выбор стратегии восстановления (выхода из кризиса)
- Факторы внешнего окружения. Данные факторы можно классифицировать как те, которые сопряжены с характеристиками спроса и предложения. Основные характеристики спроса связаны с покупателями и товарами.
- Внутренние факторы. Выше была описана система внутренних факторов аку. Здесь же выделим те из них, которые чаще всего учитываются при выборе стратегии восстановления.
- Литература
- Глава 10
- 8.1. Принципы рациональной организации кризисных коммуникаций
- 8.2. Внутриорганизационные коммуникации во время кризиса
- 8.3. Коммуникации с покупателями и клиентами во время кризиса
- 8.4. Коммуникации со средствами массовой информации во время кризиса
- Глава 11
- 10. 1. Факторы, определяющие выбор стратегии восстановления
- 10.1.1. Факторы внешнего окружения
- 10.1.2. Внутренние факторы
- 10.1.3. Кризисный бизнес-реинжиниринг
- Таб. 10.1. Общие итоги осуществления реинжиниринга
- 10. 2. Стратегии поворота
- 10.2.1. Изменение ценообразования
- 10.2.2. Переориентация
- 10.2.3. Разработка нового товара
- 10.2.4. Рационализация ассортимента товаров
- 10.2.5. Сосредоточение на продажах и рекламе
- 10.3. Стратегии выхода
- 10.3.1. Изъятие инвестиций
- 10.3.2. Проблемы выбора и реализации изъятия инвестиций
- 10.3.3 Выкуп управляющими
- Глава 12
- 12.1. Основные параметры организационной структуры в аспекте антикризисного менеджмента
- 12.1.1. Объем управления и пространство контроля
- Директор
- Руководитель а
- Руководитель в
- 12.1.2. Иерархия: вертикальные и горизонтальные организации
- 12.1.3. Централизация и децентрализация принятия решений
- 12.1.4. Специализация
- 11.1.5. Регламентация
- 11.1.6. Единоначалие и двойное подчинение
- 12.2.1. Функциональные структуры
- 12.2.2. Структуры по типу продукта или услуги
- 12.2.3. Структурирование по географическому признаку
- 12.2.4. Проектные команды
- 12.2.5. Матричные структуры
- 12.2.7. Сетевые структуры
- 12.2.8. Виртуальные организации
- 12.3. Проектирование организационной структуры
- 12.3.1. Классический и неоклассический подходы: поиск единственной лучшей структуры организации
- 12.3.2. Ситуационный подход: структура, соответствующая внешним условиям
- Таб.12.4. Условия работы, механические и органические структуры
- 12.4. Структура организаций будущего
- Литература
- Глава 13
- 13.1. Значение и функции оценки последствий кризиса
- Сбор информации для управления процессами
- 13.3 Регулирование управления кризисом
- Таб. 13.1. Сравнение фирм и нко с точки зрения целей
- 13.4.2. Отличия с точки зрения эффективности
- Глава 14 конкретные ситуации для анализа и иллюстрации
- Вопросы и задания
- Кредиторы
- Задание
- Траектория роста
- Коренной перелом
- Шаг за шагом
- Основной капитал
- Потенциал развития
- Возвращение
- Дамоклов меч банкротства
- Диспозиция
- Вопросы и задания
- Вопросы
- Задание
- Антикризисные мероприятия
- Мероприятия в посткризисный период
- Задание
- Новый хозяин тайги
- Новая высшая команда управления решает проблемы компьютерной корпорации dell
- Приложение 1 Производство основных видов продукции легкой промышленности
- Приложение 2 Основные показатели работы легкой промышленности
- Приложение 3
- Товарная структура розничного товарооборота
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Трехголовая группа
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Оao «кзоцм»
- I. Исходное состояние предприятия История развития «кзоцм»
- Миссия «кзоцм»
- II. Услуги консультантов.
- Траектория роста
- Коренной перелом
- Шаг за шагом
- Основной капитал
- Потенциал развития
- Возвращение
- Дамоклов меч банкротства
- Диспозиция
- Вопросы
- Xel: маленькая телекоммуникационная
- Вопросы и задания
- Враждебное поглощение
- Вопросы
- Вопросы
- Ассоциация не замечает тревожных сигналов
- Производитель бумаги проводит пресс-тренинг
- Определение результатов и действия
- Определение результатов и действия
- От 4 до 6 ответов «нет»
- Определение результатов и действия
- Определение результатов и действия
- Тест 6
- Оцените истинность следующих утверждений
- Определение результатов и действия
- От 7 до 8 правильных ответов
- От 9 до 10 правильных ответов
- Определение результатов и действия
- Определение результатов и действия
- Оценка Вашей ответной реакции на кризис
- Определение результатов и действия