logo
Учебник Зуба

7.8. Организационный контроль в аку

Процесс контроля можно сравнить с термостатом, потому что как тот, так и другой направлены на достижение желаемых результатов. Термостат, являясь самонастраивающейся системой, призван поддерживать определенную температуру в здании. В случае отклонения температуры от нормы в приборе происходят ряд изменений, целью которых является проведение корректировочных мер по их устранению: включаются либо система отопления, либо охлаждения. Но если температура в здании близка к норме, то термостат остается в состоянии покоя. Примерно такая же ситуация с организационным контролем. Если в организации все процессы протекают строго в соответствии с регламентом, не заметно никаких отклонений от «нормального» течения дел, – контроль тоже не заметен. Процедуры контроля «вписываются» в текущие процессы и не вызывают никаких проблем. Другое дело, если какие-то важные параметры организационной работы отклоняются от нормы, возникает угроза кризиса. Тогда руководители организации используют все возможности и технологии для усиления контроля и выявления с его помощью причин отклонений от нормы.

Контроль в АКУ рассматривается в трех аспектах:

Безусловно, процессы контроля, осуществляемые менеджером в процессе АКУ или каким-либо прибором, устройством или компьютером несравнимы по сложности: менеджеру приходится решать проблемы гораздо более сложные, незапрограммированные или «мягкие», не имеющие однозначного решения или алгоритма такого решения. Это, в первую очередь, связано с тем, что контроль является непрерывным процессом, проходящим сквозь всю работу предприятия.

Необходимость контроля за реализацией принятых реше­ний достаточно очевидна. Хозяйственная практика свидетельст­вует, что нередко и качественно разработанные решения оказы­ваются невыполненными из-за отсутствия хорошо налаженной системы контроля. Руководитель вынужден реагировать на си­туацию по получении тревожного сигнала, когда судьба реше­ния уже находится в критической точке. Проблема может оцени­ваться по критериям, не отражающим действительное состоя­ние дел. Причинами отклонений в реали­зации решений могут быть безответственное отношение испол­нителей, появление новых обстоятельств, которые невозможно было учесть на стадии разработки решения, но необходимо на завершающем этапе его реализации. Как отмечают М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури (1995), необходимость контроля обусловлена следующими тремя основными причинами:

Контроль результатов антикризисного планирования, являясь одним из этапов принятия кризисных решений, в то же время понимается более широко – как одна из важнейших функций антикризисного управления организацией. Правильно организованный контроль ориентирует коллек­тив на качественную работу, мотивирует труд, позволяет вы­явить резервы, улучшить действующую систему принятия реше­ний, способствует повышению эффективности управления и деятельности предприятия в условиях появления кризисных сигналов.