logo
Учебник Зуба

Возвращение

Отечественный производитель вообще и ЧТЗ в частности не имеет возможности продавать технику в кредит, да и системы поощрения экспорта в России нет. И, тем не менее, перспективы у челябинских тракторов за пределами России хорошие. Прежде всего, конечно, за счет экспорта в страны СНГ. В ближнем зарубежье условия продаж техники для ЧТЗ до сих пор более благоприятны, чем для иностранных фирм. Значительный парк. Большой накопленный за десятилетия опыт их эксплуатации и выгодное соотношение цена-качество делают российскую технику для небогатых покупателей из стран бывшего СССР вне конкуренции. Активизация завода на этих рынках уже дает заметные результаты. Только за первое полугодие 2000 года в страны СНГ было продано 159 инженерных машин производства ЧТЗ против 79 за весь 1999 год.

Идет работа по восстановлению экспорта в страны Восточной Европы. Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Камбоджа. Лаос). Ближнего Востока (Ирак. Сирия, Египет). Монголию. Особое место в планах занимает Китай, где в соответствии с планами по развитию инфраструктуры разворачивается масштабное дорожное строительство. По ходу дела приходится преодолевать уже успевший сложиться стереотип, что российская техника – некачественная. Те же китайцы, к примеру, неоднократно пытались сбить цены, используя этот аргумент. Но однажды наши предложили им выбрать несколько десятков поставленных Китаю еще в советские времена тракторов и проверить, в каком они состоянии. Оказалось, что из тридцати случайным образом отобранных машин не работала лишь одна. В целях повышения конкурентоспособности своих тракторов на заводе прорабатывают варианты с закупкой отдельных узлов зарубежного производства. Сегодня никто в мире не может производить все лучше других, считают на заводе. Поэтому, если Катерпиллер и Комацу закупают тот или иной узел у одной и той же западной фирмы и если покупка этого узла значительно увеличит надежность техники. то и для ЧТЗ в этом нет ничего зазорного.

Роль экспорта для завода постоянно растет, в том числе и как источника живых денег. В этом году доля продаж за рубеж должна составить около 15%. в следующем на ЧТЗ планируют ее довести до 209с от объема реализации в целом. Что смотрится весьма солидно даже по сравнению с 30% в советский период или нынешними показателями одного из крупнейших конкурентов ЧТЗ за рубежом – японской Комацу (те же 30%).