logo
Учебник Зуба

1.5. Функции антикризисного менеджера

Систематическое АКУ в организации предполагает постоянное внимание к вопросам как предотвращения кризисов, так и минимизации ущерба в случае, если кризис невозможно предотвратить. В идеале, каждый менеджер должен быть специалистом по антикризисному управлению и знать способы предотвращения и управления кризисом. Но большинство организаций в этом отношении далеки от идеала. В достаточно больших организациях, действующих в условиях сложной и нестабильной среды, целесообразно создать постоянно действующую службу по АКУ. Это может быть отдельный менеджер4 или группа, отдел, в чью функцию будет входить систематическое осуществление всего комплекса антикризисных мероприятий. В меньших организациях, с ограниченными средствами функции антикризисного планирования и управления могут возлагаться на руководителя или одного из исполнительных менеджеров (например, заместителя директора по финансам, по связям с общественностью или по персоналу). Специалист по антикризисному управлению часто приглашается со стороны – из консалтинговой компании или в качестве независимого консультанта.

Вне зависимости от наличия или отсутствия официального статуса в организации, менеджер по АКУ будет выполнять функции, которые в разных организациях будут обладать некоторыми общими чертами. В частности, кризисный управляющий должен:

Философская установка, которая предопределяет действия кризисного менеджера или консультанта по АКУ, а именно, понимание необходимости работать, предчувствуя наступление худших времен, с уверенностью, что негативные последствия таких времен будут сведены к минимуму – является неотъемлемой частью эффективного лидерства и управления. Задача высшего руководства, на плечи которого ложится ответственность за насаждение в организации определенных ценностей, культуры, за создание благоприятного климата усложняется необходимостью развивать культуру антикризисного менеджмента, стержнем которой является умение и готовность менеджеров всех уровней планировать и эффективно действовать во время кризиса.

Каждый в организации несет ответственность перед работодателем (независимо от индивидуально занимаемого положения) за увеличение продаж компании, рост ее доходов и укрепление ее репутации. Эта ответственность проявляется в каждодневной работе. Все служащие должны способствовать поддержанию самого ценного актива компании – ее репутации. Они должны быть готовы к неизбежному наступлению кризисной ситуации, проявлять готовность решительной и уверенной реакции на проблему, что приведет к минимизации вызванного ею вреда. Менеджеры, которые понимают и практикуют кризисное управление, повышают свою ценность и увеличивают свой потенциал для продвижения по служебной лестнице.