6.3. Антикризисная устойчивость организации
Обычно кризисные ситуации возникают на фоне обыденной повседневной работы в организации. Они могут возникнуть из-за ошибок руководства, наслаивающихся друг на друга с течением времени, или из-за всего лишь одной оплошности, которая принесет впоследствии значительный вред организации.
Иногда организация становится жертвой совершенно неожиданного события. Пожар, несчастный случай на заводе или внезапная смерть генерального директора происходят без всяких предупредительных сигналов. Также причинами возникновения кризиса могут послужить и другие события, например, испорченная, наносящая ущерб потребителю продукция, запущенный конкурентом вредный слух, серьезный судебный иск против компании и т.д. Такие события очень трудно предвидеть и заранее «просчитать» модель оптимального антикризисного поведения.
Кризисные ситуации многолики. Они возникают в разное время и проявляются в разной форме. Они могут начаться как небольшая проблема и при отсутствии должного управленческого воздействия превратиться в серьезнейшую угрозу существованию компании. Одни из них начинаются как разрушительные бедствия, а другие до поры до времени никак себя не проявляют – «смерть» наступает позже в результате продолжительной «болезни».
Можно ли предвидеть кризис? Некоторые кризисные ситуации трудно предсказать и предвидеть. Однако большинству кризисов предшествуют некоторые инциденты, ошибки или предупреждающие сигналы, которые могут навести на мысль о возможном кризисе. Проблема заключается в том, что руководители обычно слишком заняты рутинным управлением для того, чтобы погасить легкое возгорание до того, как оно превратилось в неуправляемый пожар. Предупреждающий сигнал либо проходит незамеченным, либо игнорируется в пользу чего-либо более важного на данный момент или более легкоуправляемого.
Как уже отмечалось, любые организации время от времени попадают в кризисную ситуацию, которая проявляется в той или иной форме. Те же из них, которые являются наиболее уязвимыми, имеют одну или несколько следующих характеристик:
Организации, в недавнем прошлом уже испытавшие кризис. Как это ни парадоксально, организации редко извлекают уроки из кризисов. Разумно было бы предположить, что организации, недавно испытавшие кризис, будут наиболее подготовленными к борьбе с ними в будущем. Однако многие руководствуются принципом, что «снаряд никогда не попадает в воронку». В действительности же ситуация такова, что если в недавнем прошлом организация уже испытала кризис, вероятность его повторения больше, чем в организациях, не испытывавших каких-либо затруднений. Этому есть две причины: во-первых, предыдущий кризис показал, что организация сама по себе подвержена кризисам, и, во-вторых, все силы руководства уходят на то, чтобы устранить последствия предыдущего кризиса, поэтому тревожные сигналы, предупреждающие о возможности возникновения новых проблем, проходят незамеченными.
Организации, работающие в жестко регулируемых отраслях. Очевидно, что чем большему количеству требований должна соответствовать организация, тем серьезнее последствия для нарушителей. Кризис может проявиться в виде отзыва продукта, не отвечающего жестким стандартам и нормативам, штрафов за загрязнение окружающей среды, санкций за нарушение трудового законодательства, расследований, начатых государственными органами или других подобных действий. Все это может серьезно навредить репутации компании, и на ее восстановление могут уйти годы и годы.
Организации, испытывающие финансовые затруднения. Шанс попасть в кризисную ситуацию более велик, если организация имеет финансовые проблемы. Когда возникают проблемы в финансовой сфере, увеличивается вероятность того, что не будут замечены новые тревожные сигналы, так как все внимание руководства занято проблемами, требующими незамедлительного разрешения. Финансовые затруднения также могут отрицательно сказаться на престиже компании и уровне доверия к ней со стороны ключевых стейкхолдеров. Примером здесь могут служить поставщики, которым вовремя не заплатили за отгруженную продукцию, или в некоторых компаниях работники, которые сталкиваются с невыплатой заработной платы. При отсутствии поддержки со стороны ключевых стейкхолдеров значительно увеличивается вероятность увязнуть в кризисной ситуации.
Крупные компании, во главе которых стоят широко известные общественности личности. Владельцы или управляющие некоторых организаций усилиями СМИ получают репутацию гениев бизнеса и управления. Благодаря своему успеху и умелому руководству они привлекают большое внимание СМИ, и они сами и руководимые ими компании попадают в обзоры новостей, репортажи и статьи. Положительные стороны такой известности почти всегда перевешивают возможные отрицательные последствия. Однако одна серьезная отрицательная сторона этой известности состоит в том, что в случае возникновения кризисной ситуации об этом незамедлительно и в подробностях станет известно всем стейкхолдерам и широкой общественности как раз вследствие повышенного внимания СМИ.
Открытые акционерные общества. Компании данной формы собственности более подвержены кризисам по нескольким причинам. Их деятельность жестко регулируется. Например, в США, где накоплен колоссальный опыт такого регулирования – Комиссией по ценным бумагам и валютным операциям. Они окружены большим количеством стейкхолдеров – акционеры, инвесторы, аналитики, не все из которых готовы идти с компанией через тернии кризиса до конца. Скорее наоборот: при первых признаках снижения курса акций, что неизбежно с началом кризиса, акционеры стремятся от них освободиться, тем самым затрудняя проведение антикризисного курса. Их деятельность постоянно освещается специализированными СМИ, например, The Wall Street Journal, Investor’s Business Daily, Forbes в США, Эксперт, Коммерсант, Компания и др. в России. Они обязаны предоставлять полную финансовую отчетность о своей деятельности и не имеют возможности постепенно решать свои проблемы, не привлекая к себе внимания СМИ и общественности.
Быстро растущие компании. Компании, находящиеся в процессе быстрого роста, подвержены риску кризиса связи с тем, что им часто приходится нанимать недостаточно хорошо обученных или неопытных работников. Они выходят на ранее не изученные рынки, где их могут поджидать неожиданности. Осуществление повседневной работы оставляет мало времени для изучения слабых сторон, скрывает тревожные сигналы и замедляет работу по предвидению и предотвращению кризисов.
Компании, занимающие одно из первых трех мест по доле на отраслевом рынке. За ведущими компаниями обычно пристально следят аналитики и специализированные СМИ. Действия и решения руководства таких компаний подвергаются тщательному анализу. Может возникнуть ощущение, что все только и ждут любой оплошности или ошибки, которую можно будет раздуть до сенсации и использовать во вред компании. Проблема, которая при других обстоятельствах была бы вполне решаема, в подобной ситуации становится крайне опасной вследствие влияния конкурентов, аналитиков, СМИ и т.д., готовых подлить масла в огонь.
Вновь созданные компании. Новые компании в первые месяцы и годы своей работы часто испытывают чрезвычайные трудности с предотвращением кризисов, которые могут отрицательно повлиять на их финансовое положение, рыночный потенциал и будущее деловое здоровье. Они более подвержены кризисам, чем зрелые компании, так как они еще не обеспечили себе репутацию и доверие со стороны различных стейкхолдеров (работников, клиентов, поставщиков, СМИ). Новые компании также редко имеют достаточное количество менеджеров и специалистов, способных обнаружить слабые места и предотвратить возникновение кризисной ситуации. Эти компании могут не располагать финансовыми возможностями для покупки необходимого оборудования, технологий или других ресурсов, которые могли бы уменьшить вероятность возникновения кризиса.
Компании, владельцы или управляющие которых не присутствуют постоянно на месте их функционирования. Такая ситуация характерна для франчайзинговых компаний, присутствие которых в мировой экономике стремительно растет в последние десятилетия. Их владельцы, управляющие или франчайзеры (держатели франшизы) не присутствуют на месте работы компаний, действующих на основании договора франшизы, что не позволяет им лично исследовать специфику кризисной ситуации и увидеть, как с ней справляются сотрудники компании. В эту категорию входят сетевые франчайзинговые компании, а также подразделения сетей розничной торговли, банков, фитнесс-центров или центров оптовой торговли.
Компании с неблагоприятными условиями работы. В настоящее время почти любая компания работает в стрессовых условиях, так как под давлением конкурентов и рынка она вынуждена добиваться больших результатов с наименьшими затратами ресурсов. При этом многим компаниям приходится также сталкиваться с непомерным количеством стрессовых ситуаций на рабочих местах. Это происходит вследствие усилий по достижению результатов в кратчайшие сроки; чрезмерно требовательного отношения со стороны руководства; ощущения работников, что им мало платят и недооценивают их усилия; отсутствия удовлетворения от работы вследствие неослабевающей нагрузки; неблагоприятного организационного климата. Эти факторы могут выливаться в крайнюю степень недовольства работников, грозящую забастовками и снижением лояльности ниже минимально приемлемого уровня.
- Внешняя среда организации
- Внутренняя среда организации
- 1.1. Мультидисциплинарный подход к антикризисному управлению
- Индивидуальные и коллективные реакции на кризис:
- Изменения во внешней среде
- Неудача Результат успех
- 1.2. Понимание эффективности аку
- Таб. 1.1. Кризисное управление с точки зрения эффективности
- Природные, военные и социотехнические катастрофы
- Литература
- Глава 2
- 2.1. Определение кризиса и кризисных ситуаций
- 2.2. Негативные последствия кризиса для организации
- 2.3. Система стейкхолдеров антикризисного управления
- Таб. 1. Интересы стейкхолдеров организации
- 2.4. Содержание антикризисного управления
- 1.5. Функции антикризисного менеджера
- 1.6. Позитивные последствия кризиса
- 1.7. Типичные ошибки аку
- Литература
- Глава 3
- Обыденные и административные решения
- Уровни и типы управленческих решений
- 1.3.1. Уровни принятия решений
- 1.3.2. Запрограммированные и незапрограммированные решения
- Инкрементализм в принятии решений
- 1.4. Рациональное принятие решений
- 3.4.1. Осознание проблемы, требующей решения
- 3.4.2. Идентификация проблемы
- 3.4.3. Разработка альтернатив решения
- 3.4.4. Разработка критериев оценки альтернатив
- 3.4.5. Оценка альтернатив
- 3.4.7. Выбор альтернативы
- 3.4.8. Выполнение решения и его проверка
- 3.5. Эффективность организации и требования к технологиям
- 3.5.1. Форма и смысл показателей эффективности
- 3.5.2. Требования к показателям эффективности
- 3.5.3. Критерии эффективности
- 3.5.4. Шкалы показателей эффективности
- Глава 4
- 4.1. Личностные факторы в принятии решений
- 4.1.1. Субъективная рациональность – индивидуальное восприятие ситуации принятия решения
- 4.2. «Адекватные» решения
- 4.3. Выявление психологических проблем
- Глава 5
- 5.1. Виды управленческих рисков в аку
- 5.3. Методы оценки риска в аку
- 5.4. Способы снижения риска
- 5.5. Методы управления риском в аку
- Глава 6 антикризисная диагностика организации
- 6.1. Параметры внешней среды организации
- 6.2. Характеристики внутренней среды и их значение для аку
- 6.2.1. Значение ключевых элементов организации для аку
- 6.2.2. Осуществление анализа внутренней среды
- 6.3. Антикризисная устойчивость организации
- 6.4. Диагностика предкризисных сигналов
- 6.5.1. Методы прогнозирования, основанные на суждениях и оценках
- 6.5.2. Прогнозирование с помощью количественных методов
- 6.6. Методы обнаружения слабых мест организации
- Таб. 6.3. Получение информации от стейкхолдеров
- Клиенты
- Сми и журналисты
- Глава 7
- 7.1. Антикризисное планирование и организационные цели
- 7.1.1. Необходимость целей
- 7.1.2. Определение организационных целей
- 7.2. Понимание антикризисного планирования
- 7.3. Процесс антикризисного планирования
- 2. Стратегические планы (специалисты-плановики и менеджеры высшего звена)
- 3. Промежуточные вспомогательные планы (координация усилий специалистов по планированию и менеджеров среднего звена)
- 4. Рабочие планы (совместные усилия менеджеров среднего и низшего уровня)
- 7.4. Уровни управления и антикризисное планирование
- 7.4.1. Планирование на уровне высшего звена управления
- 7.4.2. Планирование на уровне среднего звена управления
- 7.4.3. Планирование на низовом уровне управления
- 7.5. Команда антикризисного планирования и управления
- 7.5.1. Преимущества командной работы в аку
- Таб. 7.2. Варианты работы в группах и командах
- Управление количественным составом команды аку
- 6.5.5. Задачи команды аку
- 7.6. Работа с планом аку
- 6.7. Организация и проведение антикризисных тренингов
- 7.8. Организационный контроль в аку
- 7.8.1. Определение процесса контроля
- 7.8.2. Принципы построения эффективной системы контроля в аку
- 7.8.3. Процесс контроля в аку
- 7.8.4. Контроль и организационный менеджмент
- 7.8.5. Характеристики эффективного контроля
- 7.8.6. Поведенческие аспекты контроля
- Литература
- Глава 8
- 8.1. Модель и методология стратегического менеджмента
- 8.2. Миссия организации как основа концепции аку
- 8.2.1. Содержание миссии организации
- 8.2.2. Ключевые цели и задачи организации
- 8.3. Природа стратегических решений и их связь с аку
- 8.3.1. Особенности стратегических решений
- 8.3.2. Стратегическое планирование в сравнении с ежегодным составлением сметы и прогнозированием
- 8.4. Уровни стратегического управления
- 8.4.1. Корпоративная стратегия
- Коттеджей
- 8.4.2. Стратегия предприятия
- 8.4.3. Функциональная стратегия
- 8.5. Слагаемые стратегического управления
- Обратная связь
- Анализ внешней обстановки;
- 8.5.2. Стратегический выбор
- 8.5.3. Реализация стратегии
- 8.6. Анализ swot как средство принятия стратегических решений
- Таб. 8.4. Стратегия поведения организации на основе swot-анализа
- 8.7. Стратегическое изменение
- 8.7.1. Значение термина «стратегическое изменение»
- 8.7.2. Стадии реализации стратегического изменения
- 8.7.3. Стратегии осуществления антикризисных изменений
- 8.7.4. Преодоление сопротивления антикризисным изменениям
- Глава 9
- 7.1. Организационные меры по предотвращению кризиса
- 7.2.2. Сокращение расходов
- 7.2.3. Снижение затрат
- Таб. 3.2. Применение методов снижения издержек
- Сокращение затрат на сырье и материалы. Для сокращения затрат на покупку сырья и материалов компания может сделать следующее:
- Найти новых поставщиков.
- 5.2.4. Сокращение активов
- 5.2.5. Создание дополнительной прибыли
- 5.3. Факторы, определяющие выбор стратегии восстановления (выхода из кризиса)
- Факторы внешнего окружения. Данные факторы можно классифицировать как те, которые сопряжены с характеристиками спроса и предложения. Основные характеристики спроса связаны с покупателями и товарами.
- Внутренние факторы. Выше была описана система внутренних факторов аку. Здесь же выделим те из них, которые чаще всего учитываются при выборе стратегии восстановления.
- Литература
- Глава 10
- 8.1. Принципы рациональной организации кризисных коммуникаций
- 8.2. Внутриорганизационные коммуникации во время кризиса
- 8.3. Коммуникации с покупателями и клиентами во время кризиса
- 8.4. Коммуникации со средствами массовой информации во время кризиса
- Глава 11
- 10. 1. Факторы, определяющие выбор стратегии восстановления
- 10.1.1. Факторы внешнего окружения
- 10.1.2. Внутренние факторы
- 10.1.3. Кризисный бизнес-реинжиниринг
- Таб. 10.1. Общие итоги осуществления реинжиниринга
- 10. 2. Стратегии поворота
- 10.2.1. Изменение ценообразования
- 10.2.2. Переориентация
- 10.2.3. Разработка нового товара
- 10.2.4. Рационализация ассортимента товаров
- 10.2.5. Сосредоточение на продажах и рекламе
- 10.3. Стратегии выхода
- 10.3.1. Изъятие инвестиций
- 10.3.2. Проблемы выбора и реализации изъятия инвестиций
- 10.3.3 Выкуп управляющими
- Глава 12
- 12.1. Основные параметры организационной структуры в аспекте антикризисного менеджмента
- 12.1.1. Объем управления и пространство контроля
- Директор
- Руководитель а
- Руководитель в
- 12.1.2. Иерархия: вертикальные и горизонтальные организации
- 12.1.3. Централизация и децентрализация принятия решений
- 12.1.4. Специализация
- 11.1.5. Регламентация
- 11.1.6. Единоначалие и двойное подчинение
- 12.2.1. Функциональные структуры
- 12.2.2. Структуры по типу продукта или услуги
- 12.2.3. Структурирование по географическому признаку
- 12.2.4. Проектные команды
- 12.2.5. Матричные структуры
- 12.2.7. Сетевые структуры
- 12.2.8. Виртуальные организации
- 12.3. Проектирование организационной структуры
- 12.3.1. Классический и неоклассический подходы: поиск единственной лучшей структуры организации
- 12.3.2. Ситуационный подход: структура, соответствующая внешним условиям
- Таб.12.4. Условия работы, механические и органические структуры
- 12.4. Структура организаций будущего
- Литература
- Глава 13
- 13.1. Значение и функции оценки последствий кризиса
- Сбор информации для управления процессами
- 13.3 Регулирование управления кризисом
- Таб. 13.1. Сравнение фирм и нко с точки зрения целей
- 13.4.2. Отличия с точки зрения эффективности
- Глава 14 конкретные ситуации для анализа и иллюстрации
- Вопросы и задания
- Кредиторы
- Задание
- Траектория роста
- Коренной перелом
- Шаг за шагом
- Основной капитал
- Потенциал развития
- Возвращение
- Дамоклов меч банкротства
- Диспозиция
- Вопросы и задания
- Вопросы
- Задание
- Антикризисные мероприятия
- Мероприятия в посткризисный период
- Задание
- Новый хозяин тайги
- Новая высшая команда управления решает проблемы компьютерной корпорации dell
- Приложение 1 Производство основных видов продукции легкой промышленности
- Приложение 2 Основные показатели работы легкой промышленности
- Приложение 3
- Товарная структура розничного товарооборота
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Трехголовая группа
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Оao «кзоцм»
- I. Исходное состояние предприятия История развития «кзоцм»
- Миссия «кзоцм»
- II. Услуги консультантов.
- Траектория роста
- Коренной перелом
- Шаг за шагом
- Основной капитал
- Потенциал развития
- Возвращение
- Дамоклов меч банкротства
- Диспозиция
- Вопросы
- Xel: маленькая телекоммуникационная
- Вопросы и задания
- Враждебное поглощение
- Вопросы
- Вопросы
- Ассоциация не замечает тревожных сигналов
- Производитель бумаги проводит пресс-тренинг
- Определение результатов и действия
- Определение результатов и действия
- От 4 до 6 ответов «нет»
- Определение результатов и действия
- Определение результатов и действия
- Тест 6
- Оцените истинность следующих утверждений
- Определение результатов и действия
- От 7 до 8 правильных ответов
- От 9 до 10 правильных ответов
- Определение результатов и действия
- Определение результатов и действия
- Оценка Вашей ответной реакции на кризис
- Определение результатов и действия