Вопросы и задания
Опишите структуру кризиса. Что определяет прочность связи между кризисом предприятия и личными неудачами г-на Кузьменко?
Какие факторы определяют выбор стратегии восстановления?
22
ОШИБКА НЕРЕЗИДЕНТА
Холдинг «Голден Телеком» заканчивает объединение активов. В ближайшее время принадлежащие холдингу «Совинтел» и «ТелеРосс» должны стать единой компанией. «Голден Телеком» торопится с консолидацией, потому что не хочет отстать от своего главного московского конкурента – холдинга «Система Телеком»
Процесс объединения телефонных операторов – «Совинтела» и «ТелеРосса» близится к завершению. Уже получено согласие «Ростелекома» обменять свою долю (50%) в «Совинтеле» на 15% акций «Голден Телеком». Сделку тормозят только бюрократические процедуры. «Ростелеком» станет первым национальным оператором российской связи, который владеет акциями иностранной компании, но для этого «Ростелекому» необходимо получить лицензию Центробанка на право приобретения иностранных активов. Тем временем организационное объединение двух операторов идет полным ходом – из двух управленческих команд формируют одну, а менеджеры вырабатывают единую политику использования сетей связи.
Гендиректор холдинга «Голден Телеком» Александр Виноградов объясняет необходимость слияния так: «Объединив компании, мы сможем более разумно использовать мощности и инфраструктуру операторов. Для нас это важно. Например, нам труднее достаются узлы доступа в московскую городскую сеть. У конкурентов, «МТУ-Информ», с этим проблем гораздо меньше».
Пионерский проект Сороса
История холдинга «Голден Телеком» началась с некоммерческого проекта San Francisco Moscow Teleport (SFMT), который был запущен в 1983 году финансистом Джорджем Соросом и другими американскими инвесторами при поддержке правительства США. В задачи проекта входило создание сетей связи нового поколения – при помощи SPMT американцы собирались продвигать только-только зарождавшийся Интернет в Западной Европе и СССР. В 1986 году SFMT сменила статус и стала коммерческим предприятием, а в 1993 году сменилось и название компании – SFMT превратилась в GTS (Global Telesystems).
Инвесторы GTS надеялись воспользоваться плодами либерализации европейских рынков связи и застолбить участок до того, как туда придут неповоротливые государственные телекоммуникационные гиганты. В России и странах СНГ с участием GTS было создано несколько компаний, крупнейшими из которых были «Совинтел» (СП с «Ростелекомом»; предоставляло услуги связи корпоративным клиентам), «Телефонная связь Москвы» (СП с «МТУ-Информ»; обладало номерной емкостью, предоставляло телекоммуникационые услуги на корпоративном рынке). Третья компания в этом ряду - «Совам Телепорт» была наиболее успешной. В 1983 году Всесоюзный НИИ прикладных автоматизированных систем (ВНИИПАС) создал первую в СССР сеть негосударственной электронной почты. На базе сети ВНИИПАС в 1990 году возникло СП «Совам Телепорт». Учредителями выступили ВНИИПАС и SFMT, для которой это был первый проект на территории бывшего СССР. В 1996 году ВНИИПАС продал свою долю в «Совам Телепорт», и с этого момента единственным владельцем «Совам Тепепорт» стала GTS.
Но август 1998 года сильно напугал американцев: если до кризиса около 80% доходов GTS приносила деятельность в России и странах СНГ, то после августа эта цифра стала стремительно уменьшаться, упав за несколько месяцев до 25%. «GTS сочла российский рынок малоперспективным ввиду его нестабильности и сосредоточилась на европейских проектах», - говорит старший вице-президент «Голден Телеком» Джеффри Риддел.
Структура холдинга
«Чтоб не пропасть поодиночке»
Чтобы совсем не погубить свой бизнес в странах СНГ и найти для него финансирование, руководство GTS приняло решение продать часть своих активов. Для этого все российские и украинские компании GTS летом 1999 года были объединены в холдинг, получивший название «Голден Телеком». В «Голден Телеком», в частности, вошли компании «Совинтел», «Совам Телепорт», ТСМ, «Совам-Телепорт Киев», «Голден-Телеком Украина», «Примтелефон» (сотовый оператор во Владивостоке), «Восток Мобайл» (холдинг из 11 региональных компаний – сотовых операторов).
30 сентября холдинг «Голден Телеком» вышел на американскую биржевую площадку NASDAQ. Было продано 34% акций на сумму $64 млн. Плюс сама GTS перечислила на финансирование проектов в России $50 млн.
Внутри холдинга продолжался процесс консолидации. Осенью 1999 года ТСМ и «Совам Телепорт» были преобразованы в единую операторскую компанию – «Теле-Росе», ставшую 100-процентной «дочкой» «Голден Телеком». Кроме того, в «Теле-Росе» вошли питерские «Невалинк» и «НеваТелеком». Создавая объединенную компанию «ТелеРосс», менеджмент GTS хотел повысить рыночную привлекательность своих активов, которые после августовского кризиса резко упали в цене. Включить в объединенную компанию еще и «Совинтел» не удалось: для этого требовалось согласие второго акционера – компании «Ростелеком». Однако и схема из двух операторов оказалась вполне жизнеспособной – бизнес «Совинтела» и «ТелеРосса» практически не пересекался и не приводил к возникновению внутренней конкуренции. Первая компания предоставляла услуги телефонии для московских корпоративных клиентов, а вторая ведала дальней связью, региональным бизнесом и являлась обладателем московских «прямых» номеров.
Типичные американские ошибки
«Голден Телеком» успешно развивал бизнес в обоих направлениях и со временем превратился во второго после «Системы Телеком» игрока московского рынка. Этому способствовали, во-первых, финансовые средства, полученные в результате эмиссии, а во-вторых, жесткий американский менеджмент. «В нашей компании очень внимательно занимались вопросом формирования команды руководителей. Мы разыскивали профессионалов, брали людей с обязательным испытательным сроком», – говорит Александр Виноградов.
Менеджмент был нацелен на укрепление и расширение присутствия холдинга на рынке. «Голден Телеком» приобрел нескольких Интернет-провайдеров - таких, как «Гласнет» и Cityline. Сумма первой сделки, заключенной в июле 1999 года, не разглашается. Что же касается Cityline, то этот провайдер был куплен в апреле 2001 года за $29 млн. В феврале 2002-го все Интернет-услуги «Голден Телекома» были объединены под торговой маркой «РОЛ» (сокращение от «Россия-Он-Лайн»).
Расширяя бизнес, жесткие американские менеджеры сделали типичные американские ошибки. Грандиозные планы холдинга подразумевали создание крупного Интернет-портала по модели AOL-Time Warner. В июле 2000 года на пике Интернет-бума «Голден Телеком» приобрел у компании IT Infoart Stars портал Infoart за $8,28 млн, а у инвестиционной компании Digital Holdings Corp. – семейство Интернет-проектов Agama за $25 млн.
Однако ни о какой окупаемости Интернет-проектов не могло быть и речи. В IV квартале 2001 года Виноградов пошел на неприятный, но вынужденный шаг – Голден Телеком провел переоценку активов. Интернет-активы списали, а холдинг объявил о квартальных убытках в размере $31,3 млн.
«Альфа» берет реванш
Это известие было особенно неприятным на фоне проблем, которые испытывала GTS. Бизнес GTS - строительство кабельных сетей в Европе - в условиях кризиса телекоммуникационного рынка потерял былую привлекательность. Сильная конкуренция между операторами постоянно вынуждала участников рынка снижать цены. GTS несла большие убытки, в результате чего курс акций компании за периодс января по декабрь 2000 года снизился в 10 раз. GTS была вынуждена продавать свои активы в странах Европы и в России.
Вследствие этого в начале апреля 2001 года у холдинга сменился владелец: 43,8% акций «Голден Телекома» приобрел концерн «Альфа-групп». За пакет акций «Альфа» выложила $110 млн. Еще $15 млн поступило от двух инвестиционных фондов – Baring Vostok и Capital International Global Emerging Markets Private Equity Fund, которые увеличили свои доли в «Голден Телекоме». Но даже эти средства не смогли спасти GTS - в ноябре 2001 года компания объявила о начале процедуры банкротства.
«Альфа-групп» телекоммуникационным бизнесом интересовалась давно. Еще в 1997 году в союзе с испанской Telefonica Альфа-банк участвовал - правда, неудачно - в конкурсе на покупку пакета акций «Связьинвеста». Теперь «Альфа» взяла реванш.
«Альфа-групп» не остановилась на «Голден Телекоме». В середине 2001 года концерн приобрел за $220 млн блокирующий пакет (25% плюс одна акция) московской сотовой компании «Вымпелком». В результате «Альфа» создала образование, подобное московской «Системе Телеком» или петербургскому «Телекоминвесту», – телекоммуникационный холдинг, занимающийся и сотовым, и проводным бизнесом.
Однако пока это образование остается достаточно рыхлым. «Вымпелком» и «Голден Телеком» развиваются в соответствии с собственными стратегиями и почти не взаимодействуют друг с другом. «Мы предлагаем совместные конвергентные услуги с «Вымпелкомом», но пока их доля в общем обороте невелика», – говорит Виноградов.
Война проводов
Главным для «Голден Телекома» было и остается развитие проводного бизнеса. Политику холдинга комментирует директор по развитию бизнеса «Голден Телекома» Сергей Стефанович: «Мы будем действовать на трех основных направлениях. Во-первых, это местный и междугородный голосовой график. В России это самый большой сектор рынка связи. Более того, у нас, в отличие от западных рынков, этот сектор продолжает расти, хотя уровень доходности в нем сокращается. Серьезную конкуренцию здесь может составить только Equant (бывший «Глобал Один»). Потенциально нам может угрожать «Транстелеком», но ему еще нужно научиться работать с розничными клиентами. Второе направление - это оказание услуг связи корпоративному сектору. Здесь к нашим конкурентам кроме упомянутых компаний добавляются крупные операторы, входящие в холдинг «Система Телеком». И наконец, третье направление – доступ в Интернет. Прибыльность здесь небольшая, но зато хорошая масштабируемость бизнеса: с увеличением абонентской базы издержки растут незначительно».
По мнению аналитика компании J'Son & Partners Михаила Алексеева, основные баталии между «Системой Телеком» и «Голден Телекомом» развернутся за массового клиента.
Главные конкуренты «Голден Телекома» настроены решительно. Говорит генеральный директор компании «МТУ-Информ» Сайд Алимбеков: «Мы сейчас обладаем наиболее мощным ресурсом на московском рынке. У нас есть комплексное конкурентное преимущество, включающее в себя объем номерной емкости, мощность и разветвленность транспортной сети, набор услуг и качество сервиса. Я думаю, что технологическая база, построенная «МТУ-Информ», является одним из наиболее весомых конкурентных преимуществ».
- Внешняя среда организации
- Внутренняя среда организации
- 1.1. Мультидисциплинарный подход к антикризисному управлению
- Индивидуальные и коллективные реакции на кризис:
- Изменения во внешней среде
- Неудача Результат успех
- 1.2. Понимание эффективности аку
- Таб. 1.1. Кризисное управление с точки зрения эффективности
- Природные, военные и социотехнические катастрофы
- Литература
- Глава 2
- 2.1. Определение кризиса и кризисных ситуаций
- 2.2. Негативные последствия кризиса для организации
- 2.3. Система стейкхолдеров антикризисного управления
- Таб. 1. Интересы стейкхолдеров организации
- 2.4. Содержание антикризисного управления
- 1.5. Функции антикризисного менеджера
- 1.6. Позитивные последствия кризиса
- 1.7. Типичные ошибки аку
- Литература
- Глава 3
- Обыденные и административные решения
- Уровни и типы управленческих решений
- 1.3.1. Уровни принятия решений
- 1.3.2. Запрограммированные и незапрограммированные решения
- Инкрементализм в принятии решений
- 1.4. Рациональное принятие решений
- 3.4.1. Осознание проблемы, требующей решения
- 3.4.2. Идентификация проблемы
- 3.4.3. Разработка альтернатив решения
- 3.4.4. Разработка критериев оценки альтернатив
- 3.4.5. Оценка альтернатив
- 3.4.7. Выбор альтернативы
- 3.4.8. Выполнение решения и его проверка
- 3.5. Эффективность организации и требования к технологиям
- 3.5.1. Форма и смысл показателей эффективности
- 3.5.2. Требования к показателям эффективности
- 3.5.3. Критерии эффективности
- 3.5.4. Шкалы показателей эффективности
- Глава 4
- 4.1. Личностные факторы в принятии решений
- 4.1.1. Субъективная рациональность – индивидуальное восприятие ситуации принятия решения
- 4.2. «Адекватные» решения
- 4.3. Выявление психологических проблем
- Глава 5
- 5.1. Виды управленческих рисков в аку
- 5.3. Методы оценки риска в аку
- 5.4. Способы снижения риска
- 5.5. Методы управления риском в аку
- Глава 6 антикризисная диагностика организации
- 6.1. Параметры внешней среды организации
- 6.2. Характеристики внутренней среды и их значение для аку
- 6.2.1. Значение ключевых элементов организации для аку
- 6.2.2. Осуществление анализа внутренней среды
- 6.3. Антикризисная устойчивость организации
- 6.4. Диагностика предкризисных сигналов
- 6.5.1. Методы прогнозирования, основанные на суждениях и оценках
- 6.5.2. Прогнозирование с помощью количественных методов
- 6.6. Методы обнаружения слабых мест организации
- Таб. 6.3. Получение информации от стейкхолдеров
- Клиенты
- Сми и журналисты
- Глава 7
- 7.1. Антикризисное планирование и организационные цели
- 7.1.1. Необходимость целей
- 7.1.2. Определение организационных целей
- 7.2. Понимание антикризисного планирования
- 7.3. Процесс антикризисного планирования
- 2. Стратегические планы (специалисты-плановики и менеджеры высшего звена)
- 3. Промежуточные вспомогательные планы (координация усилий специалистов по планированию и менеджеров среднего звена)
- 4. Рабочие планы (совместные усилия менеджеров среднего и низшего уровня)
- 7.4. Уровни управления и антикризисное планирование
- 7.4.1. Планирование на уровне высшего звена управления
- 7.4.2. Планирование на уровне среднего звена управления
- 7.4.3. Планирование на низовом уровне управления
- 7.5. Команда антикризисного планирования и управления
- 7.5.1. Преимущества командной работы в аку
- Таб. 7.2. Варианты работы в группах и командах
- Управление количественным составом команды аку
- 6.5.5. Задачи команды аку
- 7.6. Работа с планом аку
- 6.7. Организация и проведение антикризисных тренингов
- 7.8. Организационный контроль в аку
- 7.8.1. Определение процесса контроля
- 7.8.2. Принципы построения эффективной системы контроля в аку
- 7.8.3. Процесс контроля в аку
- 7.8.4. Контроль и организационный менеджмент
- 7.8.5. Характеристики эффективного контроля
- 7.8.6. Поведенческие аспекты контроля
- Литература
- Глава 8
- 8.1. Модель и методология стратегического менеджмента
- 8.2. Миссия организации как основа концепции аку
- 8.2.1. Содержание миссии организации
- 8.2.2. Ключевые цели и задачи организации
- 8.3. Природа стратегических решений и их связь с аку
- 8.3.1. Особенности стратегических решений
- 8.3.2. Стратегическое планирование в сравнении с ежегодным составлением сметы и прогнозированием
- 8.4. Уровни стратегического управления
- 8.4.1. Корпоративная стратегия
- Коттеджей
- 8.4.2. Стратегия предприятия
- 8.4.3. Функциональная стратегия
- 8.5. Слагаемые стратегического управления
- Обратная связь
- Анализ внешней обстановки;
- 8.5.2. Стратегический выбор
- 8.5.3. Реализация стратегии
- 8.6. Анализ swot как средство принятия стратегических решений
- Таб. 8.4. Стратегия поведения организации на основе swot-анализа
- 8.7. Стратегическое изменение
- 8.7.1. Значение термина «стратегическое изменение»
- 8.7.2. Стадии реализации стратегического изменения
- 8.7.3. Стратегии осуществления антикризисных изменений
- 8.7.4. Преодоление сопротивления антикризисным изменениям
- Глава 9
- 7.1. Организационные меры по предотвращению кризиса
- 7.2.2. Сокращение расходов
- 7.2.3. Снижение затрат
- Таб. 3.2. Применение методов снижения издержек
- Сокращение затрат на сырье и материалы. Для сокращения затрат на покупку сырья и материалов компания может сделать следующее:
- Найти новых поставщиков.
- 5.2.4. Сокращение активов
- 5.2.5. Создание дополнительной прибыли
- 5.3. Факторы, определяющие выбор стратегии восстановления (выхода из кризиса)
- Факторы внешнего окружения. Данные факторы можно классифицировать как те, которые сопряжены с характеристиками спроса и предложения. Основные характеристики спроса связаны с покупателями и товарами.
- Внутренние факторы. Выше была описана система внутренних факторов аку. Здесь же выделим те из них, которые чаще всего учитываются при выборе стратегии восстановления.
- Литература
- Глава 10
- 8.1. Принципы рациональной организации кризисных коммуникаций
- 8.2. Внутриорганизационные коммуникации во время кризиса
- 8.3. Коммуникации с покупателями и клиентами во время кризиса
- 8.4. Коммуникации со средствами массовой информации во время кризиса
- Глава 11
- 10. 1. Факторы, определяющие выбор стратегии восстановления
- 10.1.1. Факторы внешнего окружения
- 10.1.2. Внутренние факторы
- 10.1.3. Кризисный бизнес-реинжиниринг
- Таб. 10.1. Общие итоги осуществления реинжиниринга
- 10. 2. Стратегии поворота
- 10.2.1. Изменение ценообразования
- 10.2.2. Переориентация
- 10.2.3. Разработка нового товара
- 10.2.4. Рационализация ассортимента товаров
- 10.2.5. Сосредоточение на продажах и рекламе
- 10.3. Стратегии выхода
- 10.3.1. Изъятие инвестиций
- 10.3.2. Проблемы выбора и реализации изъятия инвестиций
- 10.3.3 Выкуп управляющими
- Глава 12
- 12.1. Основные параметры организационной структуры в аспекте антикризисного менеджмента
- 12.1.1. Объем управления и пространство контроля
- Директор
- Руководитель а
- Руководитель в
- 12.1.2. Иерархия: вертикальные и горизонтальные организации
- 12.1.3. Централизация и децентрализация принятия решений
- 12.1.4. Специализация
- 11.1.5. Регламентация
- 11.1.6. Единоначалие и двойное подчинение
- 12.2.1. Функциональные структуры
- 12.2.2. Структуры по типу продукта или услуги
- 12.2.3. Структурирование по географическому признаку
- 12.2.4. Проектные команды
- 12.2.5. Матричные структуры
- 12.2.7. Сетевые структуры
- 12.2.8. Виртуальные организации
- 12.3. Проектирование организационной структуры
- 12.3.1. Классический и неоклассический подходы: поиск единственной лучшей структуры организации
- 12.3.2. Ситуационный подход: структура, соответствующая внешним условиям
- Таб.12.4. Условия работы, механические и органические структуры
- 12.4. Структура организаций будущего
- Литература
- Глава 13
- 13.1. Значение и функции оценки последствий кризиса
- Сбор информации для управления процессами
- 13.3 Регулирование управления кризисом
- Таб. 13.1. Сравнение фирм и нко с точки зрения целей
- 13.4.2. Отличия с точки зрения эффективности
- Глава 14 конкретные ситуации для анализа и иллюстрации
- Вопросы и задания
- Кредиторы
- Задание
- Траектория роста
- Коренной перелом
- Шаг за шагом
- Основной капитал
- Потенциал развития
- Возвращение
- Дамоклов меч банкротства
- Диспозиция
- Вопросы и задания
- Вопросы
- Задание
- Антикризисные мероприятия
- Мероприятия в посткризисный период
- Задание
- Новый хозяин тайги
- Новая высшая команда управления решает проблемы компьютерной корпорации dell
- Приложение 1 Производство основных видов продукции легкой промышленности
- Приложение 2 Основные показатели работы легкой промышленности
- Приложение 3
- Товарная структура розничного товарооборота
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Трехголовая группа
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Оao «кзоцм»
- I. Исходное состояние предприятия История развития «кзоцм»
- Миссия «кзоцм»
- II. Услуги консультантов.
- Траектория роста
- Коренной перелом
- Шаг за шагом
- Основной капитал
- Потенциал развития
- Возвращение
- Дамоклов меч банкротства
- Диспозиция
- Вопросы
- Xel: маленькая телекоммуникационная
- Вопросы и задания
- Враждебное поглощение
- Вопросы
- Вопросы
- Ассоциация не замечает тревожных сигналов
- Производитель бумаги проводит пресс-тренинг
- Определение результатов и действия
- Определение результатов и действия
- От 4 до 6 ответов «нет»
- Определение результатов и действия
- Определение результатов и действия
- Тест 6
- Оцените истинность следующих утверждений
- Определение результатов и действия
- От 7 до 8 правильных ответов
- От 9 до 10 правильных ответов
- Определение результатов и действия
- Определение результатов и действия
- Оценка Вашей ответной реакции на кризис
- Определение результатов и действия