7.8.3. Процесс контроля в аку
Поддерживание температуры в здании является вопросом нескольких решений и действий, т.е. даже в таком относительно простом устройстве как термостат, замериваются, сравниваются различные параметры и принимаются различные «решения». Организационный процесс контроля исполнения решений, в отличие от термостата, представляет собой намного более сложную систему. Он состоит из пяти различных стадий, а именно:
определение стандартов контроля и измерение фактических результатов;
сравнение фактических и требуемых результатов и определение величины отклонений;
анализ отклонений выполнение корректирующих действий;
оценка производственных показателей.
Рассмотрим действия команды АКУ на этих стадиях.
Определение стандартов контроля
Стандарты организации обязательно должны соответствовать целям организации. Выше уже говорилось, что организация должна устанавливать цели с соблюдением определенных процедур. Так общие цели организации могут быть использованы, к примеру, в качестве годовых стандартов для работы всей организации, а также в качестве стандартов работы высшего руководства организации, отвечающих за осуществление этих целей. Однако если организация действует в сложной и неустойчивой среде, с высокой степенью неопределенности ее параметров и динамично меняющимися их численными величинами, может возникнуть необходимость ревизии и, в случае необходимости, пересмотра стандартов, например, ежеквартально, или даже ежемесячно.
Под понятием «стандарты» понимаются показатели ожидаемого уровня выполнения задания. Различают следующие четыре уровня стандартов:
организационный;
функциональный;
уровень отдела;
стандарты выполнения работы.
На организационном уровне руководители устанавливают стандарты в виде необходимости достижения определенного уровня, характеризующего работу организации в целом. Для коммерческой организации это может быть, например, доля рынка. Предположим, некоторая кампания наметила захватить 50% рынка. Опираясь на этот стандарт, маркетинговые менеджеры могут установить функциональную норму необходимого количества продукции, которую необходимо продать, допустим, 20 единиц. Из расчета этого стандарта отдел рекламы определяет собственный стандарт в форме отношения издержек на рекламу к числу проданной единицы продукции. И, наконец, стандарты работы, скажем, для каждого представителя сферы торговли могут быть установлены в форме количества проданных единиц продукции, например, 3 единицы в квартал.
Одной из целей фирмы может быть стремление укрепить свои позиции на рынке в качестве лидера отрасли. Если эта цель на практике реально осуществима, то она может стать стандартом. Иная цель организации – выпуск продукции высокого качества. Эта цель слишком расплывчата для того, чтобы стать стандартом: она должна быть более четко сформулирована. Приведем пример преобразования какой-либо цели организации в стандарт. Пусть это будут жалобы покупателей. Поступление достаточно большого количества жалоб от покупателей будет служить показателем плохой работы компании, а также наличия в ее продукции брака. Руководство компании может определить максимальное допустимое количество жалоб, установив, например, такое количество равным пяти жалобам в месяц. Это и будет организационный стандарт работы. Разумеется, таких организационных стандартов может быть несколько.
Основываясь на организационные стандарты, могут быть выработаны производственные стандарты отдельно для каждого функционального звена организации (например, маркетинга, финансов, кадров). Эти функциональные стандарты являются стандартами для менеджеров среднего звена. Допустим, маркетинговый отдел компании некоторой фирмы определил, что на следующий год общий ассортимент рынка будет представлен сорока моделями определенной продукции. И если эта же компания удерживает за собой 50% рынка, то соответственно стандарт для отдела маркетинга будет определяться как продажа не менее20 моделей.
Стандарты на уровне отделов. После того как были разработаны функциональные стандарты, следует установить стандарты внутри каждого функционального отдела. Этот процесс похож на предыдущие тем, что стандарты на уровне отделов разрабатываются на основе стандартов функциональных отделов. Вопросами стандартов на уровне отделов занимаются менеджеры «ниже среднего» звена или менеджеры низшего звена.
Предположим, что в предыдущий период работы менеджер рекламы фирмы установил, что фирма тратит на рекламу единицы проданной продукции около 2300 долларов. Таким образом, стандартом для отдела рекламы становится в целом трата максимум 46000 долларов из расчета продажи 20 единиц продукции компании.
Стандарты выполнения работы. Заключительной стадией процесса установления стандартов является установление стандартов каждой отдельной работы в подразделениях организации. Это, как правило, строго индивидуальные стандарты для конкретной должности и даже для конкретного исполнителя работ (что определяется естественными различиями людей в квалификации, опыте, мастерстве и навыках, физической силе и т.п.). В качестве гипотетического примера можно привести стандарт работы агента по продаже фирмы. Предположим, что 20 единиц продукции, запланированных для продажи в следующем году, должны быть распределены неравным образом между двумя агентами фирмы. Неравным образом они должны быть распределены потому, что спрос на продукцию у агентов неодинаков: у одного больше, а у другого меньше. Поэтому и стандарты работы у них различны. Так стандарт работы одного из агентов может быть равным 8 единицам продукции, а у другого он соответственно должен быть равным 12.
Сравнение фактических и требуемых результатов
На данном этапе руководитель должен определить, насколько фактические результаты решения соответствуют установленным стандартам. В случае их расхождения он должен также решить, насколько допустимы, или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов. После этого он дает оценку фактических результатов, т.е. делает вывод о качестве принятого решения по преодолению кризиса или его угрозы. Деятельность, осуществляемая на этой стадии контроля, состоит из четырех фаз: определение масштаба допустимых отклонений, измерение фактических результатов, передача информации о результатах и собственно оценка результатов.
В процессе принятия решений не всегда требуется абсолютно точное соблюдение всех критериев выбора. По отдельным атрибутам руководитель может установить так называемый масштаб допустимых отклонений, в пределах которого отклонение фактических результатов от желаемых считается несущественным и не вызывает опасений. Величина масштаба играет критически важную роль. Если масштаб слишком велик, то возможные отклонения могут привести к необратимым последствиям. Напротив, если масштаб слишком мал, то руководство организации вынуждено будет реагировать на каждое незначительное отклонение, что весьма утомительно и требует массы времени. В этом случае контроль становится неэффективным. Важно помнить, что преимущества, получаемые от контроля, должны превосходить затраты ресурсов и времени на его проведение. Это достигается путем использования принципа исключения, согласно которому система управления должна «срабатывать» только при наличии заметных отклонений фактических результатов от требуемых (Кулагин 2001) .
Измерение фактических результатов – наиболее трудная фаза контроля. Для этого необходимо определить типы шкал и единицы измерения показателей, подлежащих контролю, а также выбрать скорость, частоту и точность измерений. Важный фактор, который определяет возможность и целесообразность контроля, – это его «стоимость». С учетом данного фактора руководитель должен решить: а стоит ли вообще осуществлять контроль? Если стремиться измерять все подряд, и как можно точнее, то затраты на проведение контроля будут столь велики, что его стоимость превзойдет ожидаемый эффект.
Важную роль в процессе контроля играет передача информации о результатах. Данные, полученные путем измерений показателей, ничего не значат, если они точно и вовремя не доводятся до сведения руководителей, отвечающих за решение проблемы. Кроме того, эта информация должна быть представлена в удобной и наглядной форме, позволяющей легко понимать ее смысл и предпринимать адекватные действия. Основные трудности, связанные с передачей информации для контроля, заключаются в следующем:
Во-первых, передаваемые сообщения могут искажаться в процессе межличностного общения или прохождения по каналам связи.
Во-вторых, могут возникать информационные перегрузки, которые подавляют восприятие и мышление руководителей, поглощенных переработкой больших потоков информации.
В-третьих, организация может иметь запутанную и громоздкую структуру, которая усложняет пути прохождения информации и повышает вероятность ее искажения.
Оценка результатов – заключительная фаза второго этапа контроля. Она состоит в том, что руководитель сравнивает между собой фактические и требуемые результаты решения с учетом масштаба допустимых отклонений и выносит суждение о том, достигнута цель принятия решения или нет. При этом он анализирует реальные значения показателей и в случае их серьезного отклонения от стандартов принимает решение о выполнении корректирующих действий.
Выполнение корректирующих действий
После оценки результатов антикризисных мер, команда АКУ может выбрать одну из трех линий поведения:
а) ничего не предпринимать. Если сравнение фактических и требуемых результатов говорит о том, что цель АКУ достигнута, то в этом случае лучше всего не предпринимать никаких дополнительных действий и «запомнить» положительный опыт решения подобных задач для будущего;
б) устранить отклонения. Если отклонения от желаемых результатов становятся недопустимо высокими, то руководство обязано понять причины этого явления и принять необходимые решения, чтобы вернуться к правильному курсу действий. При устранении отклонений по данным текущего контроля руководитель выполняет корректирующие действия непосредственно в ходе реализации антикризисного плана. Если серьезные отклонения от цели выявлены после заключительного контроля, то в этом случае требуется анализ новой проблемной ситуации и повторение всего процесса антикризисного планирования (или его части);
в) пересмотреть стандарты. Действительная причина несовпадения фактических и требуемых результатов может заключаться и в том, что руководство сформулировало нереалистичную цель АКУ. Завышенные требования к качеству антикризисных решений делают напрасными все усилия людей, участвующих в АКУ и снижают их мотивацию. С другой стороны, легкость достижения поставленной цели может быть следствием того, что команда АКУ установила слишком «мягкие» критерии выбора подходящих антикризисных мер. Поэтому контрольная информация может указывать на необходимость корректировки не только самих решений, но и требований, предъявляемых к их качеству, причем, как в сторону повышения, так и в сторону понижения.
Оценка производственных показателей.
Не вызывает сомнения тот факт, что в случае, если в организации были установлены стандарты, то процесс анализа работы предприятия становится более удобным, наглядным, быстрым. На рис. 6.5 показана связь контроля, стандартов деятельности и измерений (Литвак, 1997).
Контроль в этом случае может быть представлен как следующая последовательность действий:
Стандарты деятельности. Первым шагом является установление стандартов и норм, с которыми будет сравниваться реальная деятельность организации. Эти стандарты должны быть одновременно количественными и качественными и обычно представляются в виде набора организационных или проектных целей. При этом количественные цели устанавливаются также в стратегиях.
Установление допустимых отклонений. На этой стадии предполагается определение допустимых и приемлемых отклонений в реальной деятельности организации от существующих стандартов. Частично эти допущения выражаются в прогнозируемых ошибках, но в основном они устанавливаются для запуска самих действий.
Оценка реальной деятельности. На этом этапе используются различные методы для измерения и оценки реальной деятельности организации в целях контроля. Подробнее эти методы будут рассмотрены ниже.
Сравнение стандартов и реальной ситуации. Для количественных показателей вычисления могут производиться непосредственно, хотя и здесь могут возникнуть определенные проблемы. Но сравнение по качественным стандартам в основном опирается на оценочные суждения и поэтому характеризуется довольно высокой субъективностью.
Текущая деятельность. В случаях, когда желаемый результат не был достигнут, могут быть предприняты корректирующие действия для изменения существующих стратегий. Обычно текущая деятельность ограничивается рамками стратегий бизнеса и операционных стратегий (с преимуществом первых).
Рис. 7.5. Связь контроля, стандартов деятельности и измерений
Будущая деятельность. В то время как в рамках текущей деятельности задача состоит в избежании неудовлетворительного состояния организации в ближайшем будущем, то целью будущей деятельности является извлечение уроков из прошлого, использование накопленного опыта как вклада в формирование будущих стратегий.Все эти этапы можно применить и к контролю над задачами, и над прибылями, и над стратегиями, что будет обсуждаться далее. Кроме того, приведенная выше система контроля согласуется и другими процессами контроля, проводимыми в организации, с оценкой и организацией обратной связи для внутренней проверки стратегий; с высоким значением контрольной информации в рамках общих информационных систем управления.
При организации контроля в АКУ необходимо учитывать следующее:
выполнение контрольных функций должно поручаться лицам, достаточно компетентным в вопросах, подлежащих контролю, чтобы оценить причины и следствия возможных отклонений, предложения по устранению,
работники, осуществляющие контроль, не должны быть связаны едиными материальными интересами с подконтрольными подразделениями, чтобы обеспечить объективность и принципиальность оценок.
Пока далеко не каждое предприятие имеет четкую систему внутрихозяйственного контроля. Между тем без такой системы затруднительно обеспечить организационные, технические и экономические условия, гарантирующие действенность контроля. Желательно также чтобы контроль был систематическим, массовым, гласным, включал разнообразные формы и способы осуществления работниками и менеджерами самоконтроля. Только в этом случае контроль осуществления антикризисных мер будет эффективным.
- Внешняя среда организации
- Внутренняя среда организации
- 1.1. Мультидисциплинарный подход к антикризисному управлению
- Индивидуальные и коллективные реакции на кризис:
- Изменения во внешней среде
- Неудача Результат успех
- 1.2. Понимание эффективности аку
- Таб. 1.1. Кризисное управление с точки зрения эффективности
- Природные, военные и социотехнические катастрофы
- Литература
- Глава 2
- 2.1. Определение кризиса и кризисных ситуаций
- 2.2. Негативные последствия кризиса для организации
- 2.3. Система стейкхолдеров антикризисного управления
- Таб. 1. Интересы стейкхолдеров организации
- 2.4. Содержание антикризисного управления
- 1.5. Функции антикризисного менеджера
- 1.6. Позитивные последствия кризиса
- 1.7. Типичные ошибки аку
- Литература
- Глава 3
- Обыденные и административные решения
- Уровни и типы управленческих решений
- 1.3.1. Уровни принятия решений
- 1.3.2. Запрограммированные и незапрограммированные решения
- Инкрементализм в принятии решений
- 1.4. Рациональное принятие решений
- 3.4.1. Осознание проблемы, требующей решения
- 3.4.2. Идентификация проблемы
- 3.4.3. Разработка альтернатив решения
- 3.4.4. Разработка критериев оценки альтернатив
- 3.4.5. Оценка альтернатив
- 3.4.7. Выбор альтернативы
- 3.4.8. Выполнение решения и его проверка
- 3.5. Эффективность организации и требования к технологиям
- 3.5.1. Форма и смысл показателей эффективности
- 3.5.2. Требования к показателям эффективности
- 3.5.3. Критерии эффективности
- 3.5.4. Шкалы показателей эффективности
- Глава 4
- 4.1. Личностные факторы в принятии решений
- 4.1.1. Субъективная рациональность – индивидуальное восприятие ситуации принятия решения
- 4.2. «Адекватные» решения
- 4.3. Выявление психологических проблем
- Глава 5
- 5.1. Виды управленческих рисков в аку
- 5.3. Методы оценки риска в аку
- 5.4. Способы снижения риска
- 5.5. Методы управления риском в аку
- Глава 6 антикризисная диагностика организации
- 6.1. Параметры внешней среды организации
- 6.2. Характеристики внутренней среды и их значение для аку
- 6.2.1. Значение ключевых элементов организации для аку
- 6.2.2. Осуществление анализа внутренней среды
- 6.3. Антикризисная устойчивость организации
- 6.4. Диагностика предкризисных сигналов
- 6.5.1. Методы прогнозирования, основанные на суждениях и оценках
- 6.5.2. Прогнозирование с помощью количественных методов
- 6.6. Методы обнаружения слабых мест организации
- Таб. 6.3. Получение информации от стейкхолдеров
- Клиенты
- Сми и журналисты
- Глава 7
- 7.1. Антикризисное планирование и организационные цели
- 7.1.1. Необходимость целей
- 7.1.2. Определение организационных целей
- 7.2. Понимание антикризисного планирования
- 7.3. Процесс антикризисного планирования
- 2. Стратегические планы (специалисты-плановики и менеджеры высшего звена)
- 3. Промежуточные вспомогательные планы (координация усилий специалистов по планированию и менеджеров среднего звена)
- 4. Рабочие планы (совместные усилия менеджеров среднего и низшего уровня)
- 7.4. Уровни управления и антикризисное планирование
- 7.4.1. Планирование на уровне высшего звена управления
- 7.4.2. Планирование на уровне среднего звена управления
- 7.4.3. Планирование на низовом уровне управления
- 7.5. Команда антикризисного планирования и управления
- 7.5.1. Преимущества командной работы в аку
- Таб. 7.2. Варианты работы в группах и командах
- Управление количественным составом команды аку
- 6.5.5. Задачи команды аку
- 7.6. Работа с планом аку
- 6.7. Организация и проведение антикризисных тренингов
- 7.8. Организационный контроль в аку
- 7.8.1. Определение процесса контроля
- 7.8.2. Принципы построения эффективной системы контроля в аку
- 7.8.3. Процесс контроля в аку
- 7.8.4. Контроль и организационный менеджмент
- 7.8.5. Характеристики эффективного контроля
- 7.8.6. Поведенческие аспекты контроля
- Литература
- Глава 8
- 8.1. Модель и методология стратегического менеджмента
- 8.2. Миссия организации как основа концепции аку
- 8.2.1. Содержание миссии организации
- 8.2.2. Ключевые цели и задачи организации
- 8.3. Природа стратегических решений и их связь с аку
- 8.3.1. Особенности стратегических решений
- 8.3.2. Стратегическое планирование в сравнении с ежегодным составлением сметы и прогнозированием
- 8.4. Уровни стратегического управления
- 8.4.1. Корпоративная стратегия
- Коттеджей
- 8.4.2. Стратегия предприятия
- 8.4.3. Функциональная стратегия
- 8.5. Слагаемые стратегического управления
- Обратная связь
- Анализ внешней обстановки;
- 8.5.2. Стратегический выбор
- 8.5.3. Реализация стратегии
- 8.6. Анализ swot как средство принятия стратегических решений
- Таб. 8.4. Стратегия поведения организации на основе swot-анализа
- 8.7. Стратегическое изменение
- 8.7.1. Значение термина «стратегическое изменение»
- 8.7.2. Стадии реализации стратегического изменения
- 8.7.3. Стратегии осуществления антикризисных изменений
- 8.7.4. Преодоление сопротивления антикризисным изменениям
- Глава 9
- 7.1. Организационные меры по предотвращению кризиса
- 7.2.2. Сокращение расходов
- 7.2.3. Снижение затрат
- Таб. 3.2. Применение методов снижения издержек
- Сокращение затрат на сырье и материалы. Для сокращения затрат на покупку сырья и материалов компания может сделать следующее:
- Найти новых поставщиков.
- 5.2.4. Сокращение активов
- 5.2.5. Создание дополнительной прибыли
- 5.3. Факторы, определяющие выбор стратегии восстановления (выхода из кризиса)
- Факторы внешнего окружения. Данные факторы можно классифицировать как те, которые сопряжены с характеристиками спроса и предложения. Основные характеристики спроса связаны с покупателями и товарами.
- Внутренние факторы. Выше была описана система внутренних факторов аку. Здесь же выделим те из них, которые чаще всего учитываются при выборе стратегии восстановления.
- Литература
- Глава 10
- 8.1. Принципы рациональной организации кризисных коммуникаций
- 8.2. Внутриорганизационные коммуникации во время кризиса
- 8.3. Коммуникации с покупателями и клиентами во время кризиса
- 8.4. Коммуникации со средствами массовой информации во время кризиса
- Глава 11
- 10. 1. Факторы, определяющие выбор стратегии восстановления
- 10.1.1. Факторы внешнего окружения
- 10.1.2. Внутренние факторы
- 10.1.3. Кризисный бизнес-реинжиниринг
- Таб. 10.1. Общие итоги осуществления реинжиниринга
- 10. 2. Стратегии поворота
- 10.2.1. Изменение ценообразования
- 10.2.2. Переориентация
- 10.2.3. Разработка нового товара
- 10.2.4. Рационализация ассортимента товаров
- 10.2.5. Сосредоточение на продажах и рекламе
- 10.3. Стратегии выхода
- 10.3.1. Изъятие инвестиций
- 10.3.2. Проблемы выбора и реализации изъятия инвестиций
- 10.3.3 Выкуп управляющими
- Глава 12
- 12.1. Основные параметры организационной структуры в аспекте антикризисного менеджмента
- 12.1.1. Объем управления и пространство контроля
- Директор
- Руководитель а
- Руководитель в
- 12.1.2. Иерархия: вертикальные и горизонтальные организации
- 12.1.3. Централизация и децентрализация принятия решений
- 12.1.4. Специализация
- 11.1.5. Регламентация
- 11.1.6. Единоначалие и двойное подчинение
- 12.2.1. Функциональные структуры
- 12.2.2. Структуры по типу продукта или услуги
- 12.2.3. Структурирование по географическому признаку
- 12.2.4. Проектные команды
- 12.2.5. Матричные структуры
- 12.2.7. Сетевые структуры
- 12.2.8. Виртуальные организации
- 12.3. Проектирование организационной структуры
- 12.3.1. Классический и неоклассический подходы: поиск единственной лучшей структуры организации
- 12.3.2. Ситуационный подход: структура, соответствующая внешним условиям
- Таб.12.4. Условия работы, механические и органические структуры
- 12.4. Структура организаций будущего
- Литература
- Глава 13
- 13.1. Значение и функции оценки последствий кризиса
- Сбор информации для управления процессами
- 13.3 Регулирование управления кризисом
- Таб. 13.1. Сравнение фирм и нко с точки зрения целей
- 13.4.2. Отличия с точки зрения эффективности
- Глава 14 конкретные ситуации для анализа и иллюстрации
- Вопросы и задания
- Кредиторы
- Задание
- Траектория роста
- Коренной перелом
- Шаг за шагом
- Основной капитал
- Потенциал развития
- Возвращение
- Дамоклов меч банкротства
- Диспозиция
- Вопросы и задания
- Вопросы
- Задание
- Антикризисные мероприятия
- Мероприятия в посткризисный период
- Задание
- Новый хозяин тайги
- Новая высшая команда управления решает проблемы компьютерной корпорации dell
- Приложение 1 Производство основных видов продукции легкой промышленности
- Приложение 2 Основные показатели работы легкой промышленности
- Приложение 3
- Товарная структура розничного товарооборота
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Трехголовая группа
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Оao «кзоцм»
- I. Исходное состояние предприятия История развития «кзоцм»
- Миссия «кзоцм»
- II. Услуги консультантов.
- Траектория роста
- Коренной перелом
- Шаг за шагом
- Основной капитал
- Потенциал развития
- Возвращение
- Дамоклов меч банкротства
- Диспозиция
- Вопросы
- Xel: маленькая телекоммуникационная
- Вопросы и задания
- Враждебное поглощение
- Вопросы
- Вопросы
- Ассоциация не замечает тревожных сигналов
- Производитель бумаги проводит пресс-тренинг
- Определение результатов и действия
- Определение результатов и действия
- От 4 до 6 ответов «нет»
- Определение результатов и действия
- Определение результатов и действия
- Тест 6
- Оцените истинность следующих утверждений
- Определение результатов и действия
- От 7 до 8 правильных ответов
- От 9 до 10 правильных ответов
- Определение результатов и действия
- Определение результатов и действия
- Оценка Вашей ответной реакции на кризис
- Определение результатов и действия