logo
Учебник Зуба

7.8.3. Процесс контроля в аку

Поддерживание температуры в здании является вопросом нескольких решений и действий, т.е. даже в таком относительно простом устройстве как термостат, замериваются, сравниваются различные параметры и принимаются различные «решения». Организационный процесс контроля исполнения решений, в отличие от термостата, представляет собой намного более сложную систему. Он состоит из пяти различных стадий, а именно:

Рассмотрим действия команды АКУ на этих стадиях.

Определение стандартов контроля

Стандарты организации обязательно должны соответствовать целям организации. Выше уже говорилось, что организация должна устанавливать цели с соблюдением определенных процедур. Так общие цели организации могут быть использованы, к примеру, в качестве годовых стандартов для работы всей организации, а также в качестве стандартов работы высшего руководства организации, отвечающих за осуществление этих целей. Однако если организация действует в сложной и неустойчивой среде, с высокой степенью неопределенности ее параметров и динамично меняющимися их численными величинами, может возникнуть необходимость ревизии и, в случае необходимости, пересмотра стандартов, например, ежеквартально, или даже ежемесячно.

Под понятием «стандарты» понимаются показатели ожидаемого уровня выполнения задания. Различают следующие четыре уровня стандартов:

На организационном уровне руководители устанавливают стандарты в виде необходимости достижения определенного уровня, характеризующего работу организации в целом. Для коммерческой организации это может быть, например, доля рынка. Предположим, некоторая кампания наметила захватить 50% рынка. Опираясь на этот стандарт, маркетинговые менеджеры могут установить функциональную норму необходимого количества продукции, которую необходимо продать, допустим, 20 единиц. Из расчета этого стандарта отдел рекламы определяет собственный стандарт в форме отношения издержек на рекламу к числу проданной единицы продукции. И, наконец, стандарты работы, скажем, для каждого представителя сферы торговли могут быть установлены в форме количества проданных единиц продукции, например, 3 единицы в квартал.

Одной из целей фирмы может быть стремление укрепить свои позиции на рынке в качестве лидера отрасли. Если эта цель на практике реально осуществима, то она может стать стандартом. Иная цель организации – выпуск продукции высокого качества. Эта цель слишком расплывчата для того, чтобы стать стандартом: она должна быть более четко сформулирована. Приведем пример преобразования какой-либо цели организации в стандарт. Пусть это будут жалобы покупателей. Поступление достаточно большого количества жалоб от покупателей будет служить показателем плохой работы компании, а также наличия в ее продукции брака. Руководство компании может определить максимальное допустимое количество жалоб, установив, например, такое количество равным пяти жалобам в месяц. Это и будет организационный стандарт работы. Разумеется, таких организационных стандартов может быть несколько.

Основываясь на организационные стандарты, могут быть выработаны производственные стандарты отдельно для каждого функционального звена организации (например, маркетинга, финансов, кадров). Эти функциональные стандарты являются стандартами для менеджеров среднего звена. Допустим, маркетинговый отдел компании некоторой фирмы определил, что на следующий год общий ассортимент рынка будет представлен сорока моделями определенной продукции. И если эта же компания удерживает за собой 50% рынка, то соответственно стандарт для отдела маркетинга будет определяться как продажа не менее20 моделей.

Стандарты на уровне отделов. После того как были разработаны функциональные стандарты, следует установить стандарты внутри каждого функционального отдела. Этот процесс похож на предыдущие тем, что стандарты на уровне отделов разрабатываются на основе стандартов функциональных отделов. Вопросами стандартов на уровне отделов занимаются менеджеры «ниже среднего» звена или менеджеры низшего звена.

Предположим, что в предыдущий период работы менеджер рекламы фирмы установил, что фирма тратит на рекламу единицы проданной продукции около 2300 долларов. Таким образом, стандартом для отдела рекламы становится в целом трата максимум 46000 долларов из расчета продажи 20 единиц продукции компании.

Стандарты выполнения работы. Заключительной стадией процесса установления стандартов является установление стандартов каждой отдельной работы в подразделениях организации. Это, как правило, строго индивидуальные стандарты для конкретной должности и даже для конкретного исполнителя работ (что определяется естественными различиями людей в квалификации, опыте, мастерстве и навыках, физической силе и т.п.). В качестве гипотетического примера можно привести стандарт работы агента по продаже фирмы. Предположим, что 20 единиц продукции, запланированных для продажи в следующем году, должны быть распределены неравным образом между двумя агентами фирмы. Неравным образом они должны быть распределены потому, что спрос на продукцию у агентов неодинаков: у одного больше, а у другого меньше. Поэтому и стандарты работы у них различны. Так стандарт работы одного из агентов может быть равным 8 единицам продукции, а у другого он соответственно должен быть равным 12.

Сравнение фактических и требуемых результатов

На данном этапе руководитель должен определить, насколько фактические результаты решения соответствуют установленным стандартам. В случае их расхождения он должен также решить, насколько допустимы, или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов. После этого он дает оценку фактических результатов, т.е. делает вывод о качестве принятого решения по преодолению кризиса или его угрозы. Деятельность, осуществляемая на этой стадии контроля, состоит из четырех фаз: определение масштаба допустимых отклонений, измерение фактических результатов, передача информации о результатах и собственно оценка результатов.

В процессе принятия решений не всегда требуется абсолютно точное соблюдение всех критериев выбора. По отдельным атрибутам руководитель может установить так называемый масштаб допустимых отклонений, в пределах которого отклонение фактических результатов от желаемых считается несущественным и не вызывает опасений. Величина масштаба играет критически важную роль. Если масштаб слишком велик, то возможные отклонения могут привести к необратимым последствиям. Напротив, если масштаб слишком мал, то руководство организации вынуждено будет реагировать на каждое незначительное отклонение, что весьма утомительно и требует массы времени. В этом случае контроль становится неэффективным. Важно помнить, что преимущества, получаемые от контроля, должны превосходить затраты ресурсов и времени на его проведение. Это достигается путем использования принципа исключения, согласно которому система управления должна «срабатывать» только при наличии заметных отклонений фактических результатов от требуемых (Кулагин 2001) .

Измерение фактических результатов – наиболее трудная фаза контроля. Для этого необходимо определить типы шкал и единицы измерения показателей, подлежащих контролю, а также выбрать скорость, частоту и точность измерений. Важный фактор, который определяет возможность и целесообразность контроля, – это его «стоимость». С учетом данного фактора руководитель должен решить: а стоит ли вообще осуществлять контроль? Если стремиться измерять все подряд, и как можно точнее, то затраты на проведение контроля будут столь велики, что его стоимость превзойдет ожидаемый эффект.

Важную роль в процессе контроля играет передача информации о результатах. Данные, полученные путем измерений показателей, ничего не значат, если они точно и вовремя не доводятся до сведения руководителей, отвечающих за решение проблемы. Кроме того, эта информация должна быть представлена в удобной и наглядной форме, позволяющей легко понимать ее смысл и предпринимать адекватные действия. Основные трудности, связанные с передачей информации для контроля, заключаются в следующем:

Оценка результатов – заключительная фаза второго этапа контроля. Она состоит в том, что руководитель сравнивает между собой фактические и требуемые результаты решения с учетом масштаба допустимых отклонений и выносит суждение о том, достигнута цель принятия решения или нет. При этом он анализирует реальные значения показателей и в случае их серьезного отклонения от стандартов принимает решение о выполнении корректирующих действий.

Выполнение корректирующих действий

После оценки результатов антикризисных мер, команда АКУ может выбрать одну из трех линий поведения:

а) ничего не предпринимать. Если сравнение фактических и требуемых результатов говорит о том, что цель АКУ достигнута, то в этом случае лучше всего не предпринимать никаких дополнительных действий и «запомнить» положительный опыт решения подобных задач для будущего;

б) устранить отклонения. Если отклонения от желаемых результатов становятся недопустимо высокими, то руководство обязано понять причины этого явления и принять необходимые решения, чтобы вернуться к правильному курсу действий. При устранении отклонений по данным текущего контроля руководитель выполняет корректирующие действия непосредственно в ходе реализации антикризисного плана. Если серьезные отклонения от цели выявлены после заключительного контроля, то в этом случае требуется анализ новой проблемной ситуации и повторение всего процесса антикризисного планирования (или его части);

в) пересмотреть стандарты. Действительная причина несовпадения фактических и требуемых результатов может заключаться и в том, что руководство сформулировало нереалистичную цель АКУ. Завышенные требования к качеству антикризисных решений делают напрасными все усилия людей, участвующих в АКУ и снижают их мотивацию. С другой стороны, легкость достижения поставленной цели может быть следствием того, что команда АКУ установила слишком «мягкие» критерии выбора подходящих антикризисных мер. Поэтому контрольная информация может указывать на необходимость корректировки не только самих решений, но и требований, предъявляемых к их качеству, причем, как в сторону повышения, так и в сторону понижения.

Оценка производственных показателей.

Не вызывает сомнения тот факт, что в случае, если в организации были установлены стандарты, то процесс анализа работы предприятия становится более удобным, наглядным, быстрым. На рис. 6.5 показана связь контроля, стандартов деятельности и измерений (Литвак, 1997).

Контроль в этом случае может быть представлен как следующая последовательность действий:

Рис. 7.5. Связь контроля, стандартов деятельности и измерений

Будущая деятельность. В то время как в рамках текущей деятельности задача состоит в избежании неудовлетворительного состояния организации в ближайшем будущем, то целью будущей деятельности является извлечение уроков из прошлого, использование накопленного опыта как вклада в формирование будущих стратегий.Все эти этапы можно применить и к контролю над задачами, и над прибылями, и над стратегиями, что будет обсуждаться далее. Кроме того, приведенная выше система контроля согласуется и другими процессами контроля, проводимыми в организации, с оценкой и организацией обратной связи для внутренней проверки стратегий; с высоким значением контрольной информации в рамках общих информационных систем управления.

При организации контроля в АКУ необходимо учитывать следую­щее:

Пока далеко не каждое предприятие имеет четкую систему внутрихозяйственного контроля. Между тем без такой системы затруднительно обеспечить организационные, технические и экономические условия, гарантирующие действенность контроля. Желательно также чтобы контроль был систематическим, массовым, гласным, включал разнообразные формы и способы осуществления работниками и менеджерами самоконтроля. Только в этом случае контроль осуществления антикризисных мер будет эффективным.