6.2.1. Значение ключевых элементов организации для аку
В этом разделе мы рассмотрим ключевые элементы анализа организационной среды, важные для АКУ. Внутренняя среда характеризуется прежде всего, следующими составными частями: задачи, структура организации, финансовые ресурсы, маркетинг, сбыт, производственная деятельность, исследования и разработки, трудовые ресурсы, системы и процедуры. Рассмотрим содержание этих ключевых элементов детальнее.
Задачи. Они часто определяются как эталонные точки показателей корпорации. Они должны быть измеримы, достижимы, уместны и коммуникативны. Они должны сделать возможным измерение корпоративных показателей. Часто проводят разграничение между широкими и узкими, заявленными и реально существующими задачами. В литературе по стратегическому менеджменту обычно под задачами понимают жестко определенную последовательность действий для достижения узко конкретных, локальных целей. Нередко сделанные организацией заявлений оценивается по их внешней форме, эффектности. Поэтому для АКУ важно проводить различие между поставленными и осуществимыми задачами. Это положение подчеркивает тот факт, что заявленное – не эквивалент сделанному. Деятельность организации должна рассматриваться с точки зрения иерархии задач. Она состоит из цепочки «конечная цель – средства ее достижения», в которую входит ряд конкретных и прагматически сформулированных задач. Задачи более низкого порядка, таким образом, служат средством достижения желаемых целей более высокого порядка.
Структура организации. Процесс анализа внутренней среды должен быть сосредоточен на вопросе, соответствует ли структура организации целям быстрого изменения функций подразделений и отдельных людей организации в случае кризиса. Анализ организационной структуры это, прежде всего, анализ результатов работы, которые тесно связаны со структурными проблемами. Для выяснения, в какой мере структура соответствует целям организации целесообразно получить ответы на вопросы, подобные следующим:
Каков объем продукции (в денежном и натуральном выражении) производится внутри компании?
Справляется ли существующие структуры с этим объемом?
На основании каких принципов формируются подразделения структуры?
Соответствуют ли эти подразделения общеорганизационным показателям эффективности и доходам, получаемым компанией?
Способна ли существующая структура обеспечить сбор этой информации?
Финансы. Как и структура, финансы являются важнейшей составляющей АКУ. Эта функция обеспечивает важные показатели стратегических характеристик: позже мы увидим, насколько значимой причиной в неуспехе компании является недостаток финансовой информации.
В контексте стратегии работа финансовых служб состоит в первую очередь из действий, связанных с финансированием компании, а во-вторых, из тех, которые связаны с отслеживанием порядка использования этих средств. Оценка внутренней эффективности может быть выражена в следующих вопросах:
Какие решения по финансированию и инвестированию принимаются финансовыми службами?
Каково строение капитала компании, и как оно влияет воздействия это будет иметь на будущие выплаты и дивиденды?
Какие методы и модели применимы для оценки инвестиционных решений?
Сбор какой информации осуществляется финансовыми службами, и как они влияют на стратегическоепланировапние и осуществление стратегии?
С какой периодичностью информация предоставляется финансовыми службами менеджменту организации?
Маркетинг и сбыт. В процессе АКУ подразделения маркетинга и сбыта играют важную роль, и она определяется следующими их функциями:
Это – деятельность, которая направлена на изучение потребностей покупателя и способствует их удовлетворять.
Она обеспечивает позиционирование товара или услуги организации на рынке.
Работа этих подразделений является источником важной информации для процесса антикризисного планирования.
Подразделения несут ответственность за формулировку маркетинговой стратегии организации, за функционирование всего маркетингового комплекса. Этот комплекс (товар, цена, место на рынке и стимулирование продаж) является уникальным для каждой организации и для потребностей каждого сегмента рынка.
Работа всего маркетингового комплекса корпорации как целого позволяет организации разрабатывать эффективные антикризисные стратегии.
Производственная деятельность. Производство является основной функцией многих организаций и представляет собой превращение исходных материалов в товары и услуги, которые можно реализовать. Значимость производственной деятельности с точки зрения АКУ определяется следующим:
Жизненный цикл продуктов во многих отраслях производства сокращается, что требует гибкости и готовности к внесению изменений в производственную деятельность и оперативное управление.
Высокие технологии и автоматизация изменили сущность многих производств, места в них человеческих ресурсов.
Сложные производственные системы, средства автоматизации, новые технологии становятся все более доступны при меньших затратах.
Конкуренция означает, что производители должны прежде всего ориентироваться на удовлетворение потребностей покупателей.
Производственная (оперативная) деятельность должна давать возможность достичь высокого качества, а также быстрой и надежной доставки при минимальных для фирмы затратах.
Автоматизация, компьютеризация производства и управления часто требуют крупных вложений средств.
Анализ производственного процесса с точки зрения исследования возможных сигналов и причин кризиса сосредоточивается на следующих аспектах:
удельная и общая эффективность предприятия и оборудования
структура производственных затрат
проблема загрузки производственных мощностей
местоположение предприятия
производительность и эффективность обслуживания, контроля качества, запасов и планирования производства
квалификация производственного персонала
Существует общепринятое мнение, что устойчивое развитие может быть достигнуто за счет способности компании снизить себестоимость производства при сохранении заданного, сравнимого с конкурентами, качества, а также способности реагировать на изменения в спросе.
Исследования и разработки. Наиболее успешные организации постоянно вводят новшества во все области деятельности, тем самым создавая технологические резервы для АКУ. Исследования и разработки являются одним из путей к этому. Исследования и разработки подразумевают вложения, для которых необходимо найти соответствующий им уровень финансирования. При этом они обеспечивают реализацию других стратегий, касающихся совершенствования продукции.
Ключевое стратегическое решение предполагает ответ на вопрос, сколько расходовать на исследования и разработки и куда вкладывать эти ресурсы. Список основных проблем, которые нужно учитывать, когда оценивается подобная деятельность, включает следующие:
Имеют ли исследования и разработки четкую рыночную ориентацию?
Какова технологическая компетенция данной службы?
Каков уровень знаний и опыта тех, кто руководит исследованиями и разработками?
Пригодна ли структура исследований и разработок?
Насколько успешна деятельность службы по исследованиям и разработкам?
Персонал и человеческие ресурсы (ЧР). Важнейшая задача деятельности в области ЧР состоит в обеспечении того, чтобы организация располагала необходимым количеством персонала соответствующего уровня, и чтобы персонал в соответствующее время мог соответствовать потребности АКУ.
В контексте реализации стратегии АКУ организации необходимы работники, которые обладают следующими качествами, способностями навыками:
привержены целям организации
компетентны в знании работы и в навыках
обеспечивают экономию затрат
верят в ценности организации
могут обеспечить стратегическое изменение
обладают навыками, которые дают организации источник конкурентного преимущества.
Системы и процедуры. Эта область в организации часто не принимается во внимание, но она является важным источником сигналов об опасности кризиса. Прежде всего, необходимо выделить и оценить следующие наиболее важные системы: (1) информационные системы, (2) системы связи, (3) системы составления сметы. Представим проблемы, которые необходимо решить для того, чтобы оценить антикризисное значение основных организационных систем.
Информационные системы
Соответствуют ли информационные системы стратегическим потребностям организации?
В правильной ли форме предоставляется информация?
Обладает ли система способностью предоставлять информацию в реальном времени?
Доступна ли информация там и тогда, когда она необходима?
Гибка ли и приспособляема система?
Может ли она справиться с новыми данными и обработать их?
Системы связи
Насколько действенно и эффективно работают системы связи?
Имеются ли в организации горизонтальные системы связи?
Имеются ли какие-либо структурные препятствия для эффективной и оперативной работы системы с вязи?
Насколько защищены системы связи от несанкционированного доступа к информации?
Соответствуют ли системы связи стратегическим потребностям организации?
Системы составления сметы
Позволяют ли системы составления сметы устанавливать разумные цены на новую продукцию? Позволяют ли они заранее определить последствия предлагаемых изменений в продажах или ожидаемых изменений в затратах?
Позволяют ли они оценить решения об изменениях в обслуживании с точки зрения затрат?
Позволяют ли они определить воздействие решений о капиталовложениях на прибыль и убытки?
Дают ли они адекватные, точные и своевременные прогнозы?
Подводя итог, отметим, что целью внутреннего анализа является установление факта отсутствия разногласий между системными и стратегическими задачами организации.
- Внешняя среда организации
- Внутренняя среда организации
- 1.1. Мультидисциплинарный подход к антикризисному управлению
- Индивидуальные и коллективные реакции на кризис:
- Изменения во внешней среде
- Неудача Результат успех
- 1.2. Понимание эффективности аку
- Таб. 1.1. Кризисное управление с точки зрения эффективности
- Природные, военные и социотехнические катастрофы
- Литература
- Глава 2
- 2.1. Определение кризиса и кризисных ситуаций
- 2.2. Негативные последствия кризиса для организации
- 2.3. Система стейкхолдеров антикризисного управления
- Таб. 1. Интересы стейкхолдеров организации
- 2.4. Содержание антикризисного управления
- 1.5. Функции антикризисного менеджера
- 1.6. Позитивные последствия кризиса
- 1.7. Типичные ошибки аку
- Литература
- Глава 3
- Обыденные и административные решения
- Уровни и типы управленческих решений
- 1.3.1. Уровни принятия решений
- 1.3.2. Запрограммированные и незапрограммированные решения
- Инкрементализм в принятии решений
- 1.4. Рациональное принятие решений
- 3.4.1. Осознание проблемы, требующей решения
- 3.4.2. Идентификация проблемы
- 3.4.3. Разработка альтернатив решения
- 3.4.4. Разработка критериев оценки альтернатив
- 3.4.5. Оценка альтернатив
- 3.4.7. Выбор альтернативы
- 3.4.8. Выполнение решения и его проверка
- 3.5. Эффективность организации и требования к технологиям
- 3.5.1. Форма и смысл показателей эффективности
- 3.5.2. Требования к показателям эффективности
- 3.5.3. Критерии эффективности
- 3.5.4. Шкалы показателей эффективности
- Глава 4
- 4.1. Личностные факторы в принятии решений
- 4.1.1. Субъективная рациональность – индивидуальное восприятие ситуации принятия решения
- 4.2. «Адекватные» решения
- 4.3. Выявление психологических проблем
- Глава 5
- 5.1. Виды управленческих рисков в аку
- 5.3. Методы оценки риска в аку
- 5.4. Способы снижения риска
- 5.5. Методы управления риском в аку
- Глава 6 антикризисная диагностика организации
- 6.1. Параметры внешней среды организации
- 6.2. Характеристики внутренней среды и их значение для аку
- 6.2.1. Значение ключевых элементов организации для аку
- 6.2.2. Осуществление анализа внутренней среды
- 6.3. Антикризисная устойчивость организации
- 6.4. Диагностика предкризисных сигналов
- 6.5.1. Методы прогнозирования, основанные на суждениях и оценках
- 6.5.2. Прогнозирование с помощью количественных методов
- 6.6. Методы обнаружения слабых мест организации
- Таб. 6.3. Получение информации от стейкхолдеров
- Клиенты
- Сми и журналисты
- Глава 7
- 7.1. Антикризисное планирование и организационные цели
- 7.1.1. Необходимость целей
- 7.1.2. Определение организационных целей
- 7.2. Понимание антикризисного планирования
- 7.3. Процесс антикризисного планирования
- 2. Стратегические планы (специалисты-плановики и менеджеры высшего звена)
- 3. Промежуточные вспомогательные планы (координация усилий специалистов по планированию и менеджеров среднего звена)
- 4. Рабочие планы (совместные усилия менеджеров среднего и низшего уровня)
- 7.4. Уровни управления и антикризисное планирование
- 7.4.1. Планирование на уровне высшего звена управления
- 7.4.2. Планирование на уровне среднего звена управления
- 7.4.3. Планирование на низовом уровне управления
- 7.5. Команда антикризисного планирования и управления
- 7.5.1. Преимущества командной работы в аку
- Таб. 7.2. Варианты работы в группах и командах
- Управление количественным составом команды аку
- 6.5.5. Задачи команды аку
- 7.6. Работа с планом аку
- 6.7. Организация и проведение антикризисных тренингов
- 7.8. Организационный контроль в аку
- 7.8.1. Определение процесса контроля
- 7.8.2. Принципы построения эффективной системы контроля в аку
- 7.8.3. Процесс контроля в аку
- 7.8.4. Контроль и организационный менеджмент
- 7.8.5. Характеристики эффективного контроля
- 7.8.6. Поведенческие аспекты контроля
- Литература
- Глава 8
- 8.1. Модель и методология стратегического менеджмента
- 8.2. Миссия организации как основа концепции аку
- 8.2.1. Содержание миссии организации
- 8.2.2. Ключевые цели и задачи организации
- 8.3. Природа стратегических решений и их связь с аку
- 8.3.1. Особенности стратегических решений
- 8.3.2. Стратегическое планирование в сравнении с ежегодным составлением сметы и прогнозированием
- 8.4. Уровни стратегического управления
- 8.4.1. Корпоративная стратегия
- Коттеджей
- 8.4.2. Стратегия предприятия
- 8.4.3. Функциональная стратегия
- 8.5. Слагаемые стратегического управления
- Обратная связь
- Анализ внешней обстановки;
- 8.5.2. Стратегический выбор
- 8.5.3. Реализация стратегии
- 8.6. Анализ swot как средство принятия стратегических решений
- Таб. 8.4. Стратегия поведения организации на основе swot-анализа
- 8.7. Стратегическое изменение
- 8.7.1. Значение термина «стратегическое изменение»
- 8.7.2. Стадии реализации стратегического изменения
- 8.7.3. Стратегии осуществления антикризисных изменений
- 8.7.4. Преодоление сопротивления антикризисным изменениям
- Глава 9
- 7.1. Организационные меры по предотвращению кризиса
- 7.2.2. Сокращение расходов
- 7.2.3. Снижение затрат
- Таб. 3.2. Применение методов снижения издержек
- Сокращение затрат на сырье и материалы. Для сокращения затрат на покупку сырья и материалов компания может сделать следующее:
- Найти новых поставщиков.
- 5.2.4. Сокращение активов
- 5.2.5. Создание дополнительной прибыли
- 5.3. Факторы, определяющие выбор стратегии восстановления (выхода из кризиса)
- Факторы внешнего окружения. Данные факторы можно классифицировать как те, которые сопряжены с характеристиками спроса и предложения. Основные характеристики спроса связаны с покупателями и товарами.
- Внутренние факторы. Выше была описана система внутренних факторов аку. Здесь же выделим те из них, которые чаще всего учитываются при выборе стратегии восстановления.
- Литература
- Глава 10
- 8.1. Принципы рациональной организации кризисных коммуникаций
- 8.2. Внутриорганизационные коммуникации во время кризиса
- 8.3. Коммуникации с покупателями и клиентами во время кризиса
- 8.4. Коммуникации со средствами массовой информации во время кризиса
- Глава 11
- 10. 1. Факторы, определяющие выбор стратегии восстановления
- 10.1.1. Факторы внешнего окружения
- 10.1.2. Внутренние факторы
- 10.1.3. Кризисный бизнес-реинжиниринг
- Таб. 10.1. Общие итоги осуществления реинжиниринга
- 10. 2. Стратегии поворота
- 10.2.1. Изменение ценообразования
- 10.2.2. Переориентация
- 10.2.3. Разработка нового товара
- 10.2.4. Рационализация ассортимента товаров
- 10.2.5. Сосредоточение на продажах и рекламе
- 10.3. Стратегии выхода
- 10.3.1. Изъятие инвестиций
- 10.3.2. Проблемы выбора и реализации изъятия инвестиций
- 10.3.3 Выкуп управляющими
- Глава 12
- 12.1. Основные параметры организационной структуры в аспекте антикризисного менеджмента
- 12.1.1. Объем управления и пространство контроля
- Директор
- Руководитель а
- Руководитель в
- 12.1.2. Иерархия: вертикальные и горизонтальные организации
- 12.1.3. Централизация и децентрализация принятия решений
- 12.1.4. Специализация
- 11.1.5. Регламентация
- 11.1.6. Единоначалие и двойное подчинение
- 12.2.1. Функциональные структуры
- 12.2.2. Структуры по типу продукта или услуги
- 12.2.3. Структурирование по географическому признаку
- 12.2.4. Проектные команды
- 12.2.5. Матричные структуры
- 12.2.7. Сетевые структуры
- 12.2.8. Виртуальные организации
- 12.3. Проектирование организационной структуры
- 12.3.1. Классический и неоклассический подходы: поиск единственной лучшей структуры организации
- 12.3.2. Ситуационный подход: структура, соответствующая внешним условиям
- Таб.12.4. Условия работы, механические и органические структуры
- 12.4. Структура организаций будущего
- Литература
- Глава 13
- 13.1. Значение и функции оценки последствий кризиса
- Сбор информации для управления процессами
- 13.3 Регулирование управления кризисом
- Таб. 13.1. Сравнение фирм и нко с точки зрения целей
- 13.4.2. Отличия с точки зрения эффективности
- Глава 14 конкретные ситуации для анализа и иллюстрации
- Вопросы и задания
- Кредиторы
- Задание
- Траектория роста
- Коренной перелом
- Шаг за шагом
- Основной капитал
- Потенциал развития
- Возвращение
- Дамоклов меч банкротства
- Диспозиция
- Вопросы и задания
- Вопросы
- Задание
- Антикризисные мероприятия
- Мероприятия в посткризисный период
- Задание
- Новый хозяин тайги
- Новая высшая команда управления решает проблемы компьютерной корпорации dell
- Приложение 1 Производство основных видов продукции легкой промышленности
- Приложение 2 Основные показатели работы легкой промышленности
- Приложение 3
- Товарная структура розничного товарооборота
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Трехголовая группа
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Оao «кзоцм»
- I. Исходное состояние предприятия История развития «кзоцм»
- Миссия «кзоцм»
- II. Услуги консультантов.
- Траектория роста
- Коренной перелом
- Шаг за шагом
- Основной капитал
- Потенциал развития
- Возвращение
- Дамоклов меч банкротства
- Диспозиция
- Вопросы
- Xel: маленькая телекоммуникационная
- Вопросы и задания
- Враждебное поглощение
- Вопросы
- Вопросы
- Ассоциация не замечает тревожных сигналов
- Производитель бумаги проводит пресс-тренинг
- Определение результатов и действия
- Определение результатов и действия
- От 4 до 6 ответов «нет»
- Определение результатов и действия
- Определение результатов и действия
- Тест 6
- Оцените истинность следующих утверждений
- Определение результатов и действия
- От 7 до 8 правильных ответов
- От 9 до 10 правильных ответов
- Определение результатов и действия
- Определение результатов и действия
- Оценка Вашей ответной реакции на кризис
- Определение результатов и действия