12.3.2. Ситуационный подход: структура, соответствующая внешним условиям
Идея о том, что структура организации зависит от природы внешней среды, в которой функционирует организация, реализуется в современном подходе к проектированию организационных структур. Наиболее последовательно она реализуется в ситуационном подходе, который главное внимание отводит анализу внешней организационной среды и изменению ее параметров.
Основной методологический постулат ситуационного подхода состоит в том, что решающим фактором при проектировании организационной структуры является ее зависимость от внешней среды. Внешняя среда включает в себя совокупность всех элементов, которые оказывают влияние на организацию и с которыми она должна иметь прочную взаимосвязь и взаимоотношения для успешного функционирования. Эти элементы включают: общие условия труда, такие как экономика, география, национальные ресурсы, а так же «ближнее окружение» – рыночную конкурентную среду, в которой функционирует организация. Особое внимание ситуационный подход отводит анализу стейкхолдеров организации – групп или отдельных индивидов, которые заинтересованы в успехе организации. Главное требование здесь состоит в том, что организационные структуры должны проектироваться таким образом, чтобы они были «открыты» для взаимодействия с ключевыми стейкхолдерами.
Поведение стейкхолдеров определяется их интересами. Эти интересы относительно стабильны во времени, и различные группы готовы прилагать разные усилия для давления на организацию, с целью скорректировать организационное поведение в соответствии со своими интересами. На этой основе могут возникнуть множество конфликтов и что основной задачей организации является понимание ожиданий различных групп стейкхолдеров и получение определенных оценок их взаимного положения с точки зрения влияния на процесс принятия решений.
Джонсон и Скулз представляют три характерных ситуации, которые могут возникнуть в организациях в этом контексте:
1. Целое гораздо важнее частного: это часто справедливо для малых компаний, которые хотят сохранить контроль, часто в ущерб результативности.
2. Частное гораздо важнее целого: служащие могут солидаризироваться с их конкретным подразделением, а не с организацией в целом.
3. Очень важны внешние влияния: волюнтаристские организации часто оказываются в подобной ситуации. Их члены имеют противоречивые требования на работе и дома.
Однако группы влияния не всегда находятся в конфликте друг с другом. Дж. Пфеффер считает, что между различными группами влияния образуются коалиции, и они достигают единства мнений по конкретным вопросам. Оно вырабатывается через процесс взаимных соглашений.
Для достижения соглашения может быть целесообразно следовать следующим советам, предложенным И. Митроффом.
Изменяйте решения групп стейкхолдеров за счет:
переубеждения стейкхолдеров, призывая их к разуму;
формирования их требований;
участия членов группы стейкхолдеров в обсуждении и достижение согласия по основным вопросам
нахождения взаимопонимания за счет экономического обмена.
Боритесь с группой стейкхолдеров за счет:
нанесения урона группе;
формирования коалиций с другими группами.
Изменяйте пункты требований группы стейкхолдеров за счет сотрудничества.
Другие методы включают избегание группы стейкхолдеров, капитуляцию перед ней, умиротворение членов группы за счет выполнения некоторых их требований или формирования особых отношений с ними.
Отдельные группы влияния располагают целым набором средств, которые они могут применять для оказания своего воздействия на организацию. Обычно группы влияния располагают тремя вариантами действий.
Они могут остаться в деле и, как от них и ожидается, внести свой вклад, чтобы справиться со стратегическим изменением.
Они могут уйти, если считают себя неспособными значительно повлиять на стратегическое изменение.
Они могут остаться и предпринимать попытки изменить систему, используя свое влиятельное положение для достижения нужного им стратегического изменения.
Степень воздействия группы стейкхолдеров на процесс организационного проектирования и изменения организационной структуры зависит от сочетания:
демонстрируемой ею власти;
желания ее членов быть услышанным и достичь конкретных целей;
политического мастерства, проявляемого группой при представлении существа проблемы лицам, принимающим решения.
Хотя многие особенности среды могут быть взяты в расчет при подборе структуры для организации, необходимо уяснить некоторые руководства по этому поводу, данные классическими исследователями Т. Бернсом и С. Сталкером. Эти исследователи опросили персонал в двадцати индустриальных организациях в Великобритании для того, чтобы выяснить связь между действиями руководства и внешней средой. Они разделили организации на те, которые функционируют в стабильной, неизменной среде и те, которые существуют в нестабильных, постоянно меняющихся условиях. Например, компания, изготовляющая искусственный шелк действует в высшей степени стабильной среде. Условия среды также легко предсказуемы, люди постоянно выполняли одну и туже работу на протяжении многих лет, и организация имела стабильный авторитет среди стейкхолдеров, что помогало ей успешно функционировать. И, например, контрастирующая с первой быстро развивающаяся электронная компания. Условия ее функционирования изменяются каждый день, труд в компании не точно разделен, нет жестко фиксированной структуры организации.
Бернс и Сталкер заметили, что многие организации, которые они изучали, были спроектированы таким образом, который больше всего подходил для их среды. Например, когда среда стабильна и организация жестко структурирована, каждый работник занимается строго своим делом, что иногда сокращает количество выполненной работы. А когда среда организации постоянно меняется и структура последней подвижна, то работники выполняют работу, которая иногда не относиться к основному роду их деятельности, а количество выполненной работы возрастает. На самом деле между стабильностью условий работы и профильной структурой организации существует тесная связь. У Бернса и Сталкера появилась мнение, что существуют два подхода к структуре организации, которые базируются на состоянии внешней среды. Эти два подхода известны как механическая и органическая. Связь механической, органической структур и условий осуществления деятельности организаций приведена в таб. 12.4.
- Внешняя среда организации
- Внутренняя среда организации
- 1.1. Мультидисциплинарный подход к антикризисному управлению
- Индивидуальные и коллективные реакции на кризис:
- Изменения во внешней среде
- Неудача Результат успех
- 1.2. Понимание эффективности аку
- Таб. 1.1. Кризисное управление с точки зрения эффективности
- Природные, военные и социотехнические катастрофы
- Литература
- Глава 2
- 2.1. Определение кризиса и кризисных ситуаций
- 2.2. Негативные последствия кризиса для организации
- 2.3. Система стейкхолдеров антикризисного управления
- Таб. 1. Интересы стейкхолдеров организации
- 2.4. Содержание антикризисного управления
- 1.5. Функции антикризисного менеджера
- 1.6. Позитивные последствия кризиса
- 1.7. Типичные ошибки аку
- Литература
- Глава 3
- Обыденные и административные решения
- Уровни и типы управленческих решений
- 1.3.1. Уровни принятия решений
- 1.3.2. Запрограммированные и незапрограммированные решения
- Инкрементализм в принятии решений
- 1.4. Рациональное принятие решений
- 3.4.1. Осознание проблемы, требующей решения
- 3.4.2. Идентификация проблемы
- 3.4.3. Разработка альтернатив решения
- 3.4.4. Разработка критериев оценки альтернатив
- 3.4.5. Оценка альтернатив
- 3.4.7. Выбор альтернативы
- 3.4.8. Выполнение решения и его проверка
- 3.5. Эффективность организации и требования к технологиям
- 3.5.1. Форма и смысл показателей эффективности
- 3.5.2. Требования к показателям эффективности
- 3.5.3. Критерии эффективности
- 3.5.4. Шкалы показателей эффективности
- Глава 4
- 4.1. Личностные факторы в принятии решений
- 4.1.1. Субъективная рациональность – индивидуальное восприятие ситуации принятия решения
- 4.2. «Адекватные» решения
- 4.3. Выявление психологических проблем
- Глава 5
- 5.1. Виды управленческих рисков в аку
- 5.3. Методы оценки риска в аку
- 5.4. Способы снижения риска
- 5.5. Методы управления риском в аку
- Глава 6 антикризисная диагностика организации
- 6.1. Параметры внешней среды организации
- 6.2. Характеристики внутренней среды и их значение для аку
- 6.2.1. Значение ключевых элементов организации для аку
- 6.2.2. Осуществление анализа внутренней среды
- 6.3. Антикризисная устойчивость организации
- 6.4. Диагностика предкризисных сигналов
- 6.5.1. Методы прогнозирования, основанные на суждениях и оценках
- 6.5.2. Прогнозирование с помощью количественных методов
- 6.6. Методы обнаружения слабых мест организации
- Таб. 6.3. Получение информации от стейкхолдеров
- Клиенты
- Сми и журналисты
- Глава 7
- 7.1. Антикризисное планирование и организационные цели
- 7.1.1. Необходимость целей
- 7.1.2. Определение организационных целей
- 7.2. Понимание антикризисного планирования
- 7.3. Процесс антикризисного планирования
- 2. Стратегические планы (специалисты-плановики и менеджеры высшего звена)
- 3. Промежуточные вспомогательные планы (координация усилий специалистов по планированию и менеджеров среднего звена)
- 4. Рабочие планы (совместные усилия менеджеров среднего и низшего уровня)
- 7.4. Уровни управления и антикризисное планирование
- 7.4.1. Планирование на уровне высшего звена управления
- 7.4.2. Планирование на уровне среднего звена управления
- 7.4.3. Планирование на низовом уровне управления
- 7.5. Команда антикризисного планирования и управления
- 7.5.1. Преимущества командной работы в аку
- Таб. 7.2. Варианты работы в группах и командах
- Управление количественным составом команды аку
- 6.5.5. Задачи команды аку
- 7.6. Работа с планом аку
- 6.7. Организация и проведение антикризисных тренингов
- 7.8. Организационный контроль в аку
- 7.8.1. Определение процесса контроля
- 7.8.2. Принципы построения эффективной системы контроля в аку
- 7.8.3. Процесс контроля в аку
- 7.8.4. Контроль и организационный менеджмент
- 7.8.5. Характеристики эффективного контроля
- 7.8.6. Поведенческие аспекты контроля
- Литература
- Глава 8
- 8.1. Модель и методология стратегического менеджмента
- 8.2. Миссия организации как основа концепции аку
- 8.2.1. Содержание миссии организации
- 8.2.2. Ключевые цели и задачи организации
- 8.3. Природа стратегических решений и их связь с аку
- 8.3.1. Особенности стратегических решений
- 8.3.2. Стратегическое планирование в сравнении с ежегодным составлением сметы и прогнозированием
- 8.4. Уровни стратегического управления
- 8.4.1. Корпоративная стратегия
- Коттеджей
- 8.4.2. Стратегия предприятия
- 8.4.3. Функциональная стратегия
- 8.5. Слагаемые стратегического управления
- Обратная связь
- Анализ внешней обстановки;
- 8.5.2. Стратегический выбор
- 8.5.3. Реализация стратегии
- 8.6. Анализ swot как средство принятия стратегических решений
- Таб. 8.4. Стратегия поведения организации на основе swot-анализа
- 8.7. Стратегическое изменение
- 8.7.1. Значение термина «стратегическое изменение»
- 8.7.2. Стадии реализации стратегического изменения
- 8.7.3. Стратегии осуществления антикризисных изменений
- 8.7.4. Преодоление сопротивления антикризисным изменениям
- Глава 9
- 7.1. Организационные меры по предотвращению кризиса
- 7.2.2. Сокращение расходов
- 7.2.3. Снижение затрат
- Таб. 3.2. Применение методов снижения издержек
- Сокращение затрат на сырье и материалы. Для сокращения затрат на покупку сырья и материалов компания может сделать следующее:
- Найти новых поставщиков.
- 5.2.4. Сокращение активов
- 5.2.5. Создание дополнительной прибыли
- 5.3. Факторы, определяющие выбор стратегии восстановления (выхода из кризиса)
- Факторы внешнего окружения. Данные факторы можно классифицировать как те, которые сопряжены с характеристиками спроса и предложения. Основные характеристики спроса связаны с покупателями и товарами.
- Внутренние факторы. Выше была описана система внутренних факторов аку. Здесь же выделим те из них, которые чаще всего учитываются при выборе стратегии восстановления.
- Литература
- Глава 10
- 8.1. Принципы рациональной организации кризисных коммуникаций
- 8.2. Внутриорганизационные коммуникации во время кризиса
- 8.3. Коммуникации с покупателями и клиентами во время кризиса
- 8.4. Коммуникации со средствами массовой информации во время кризиса
- Глава 11
- 10. 1. Факторы, определяющие выбор стратегии восстановления
- 10.1.1. Факторы внешнего окружения
- 10.1.2. Внутренние факторы
- 10.1.3. Кризисный бизнес-реинжиниринг
- Таб. 10.1. Общие итоги осуществления реинжиниринга
- 10. 2. Стратегии поворота
- 10.2.1. Изменение ценообразования
- 10.2.2. Переориентация
- 10.2.3. Разработка нового товара
- 10.2.4. Рационализация ассортимента товаров
- 10.2.5. Сосредоточение на продажах и рекламе
- 10.3. Стратегии выхода
- 10.3.1. Изъятие инвестиций
- 10.3.2. Проблемы выбора и реализации изъятия инвестиций
- 10.3.3 Выкуп управляющими
- Глава 12
- 12.1. Основные параметры организационной структуры в аспекте антикризисного менеджмента
- 12.1.1. Объем управления и пространство контроля
- Директор
- Руководитель а
- Руководитель в
- 12.1.2. Иерархия: вертикальные и горизонтальные организации
- 12.1.3. Централизация и децентрализация принятия решений
- 12.1.4. Специализация
- 11.1.5. Регламентация
- 11.1.6. Единоначалие и двойное подчинение
- 12.2.1. Функциональные структуры
- 12.2.2. Структуры по типу продукта или услуги
- 12.2.3. Структурирование по географическому признаку
- 12.2.4. Проектные команды
- 12.2.5. Матричные структуры
- 12.2.7. Сетевые структуры
- 12.2.8. Виртуальные организации
- 12.3. Проектирование организационной структуры
- 12.3.1. Классический и неоклассический подходы: поиск единственной лучшей структуры организации
- 12.3.2. Ситуационный подход: структура, соответствующая внешним условиям
- Таб.12.4. Условия работы, механические и органические структуры
- 12.4. Структура организаций будущего
- Литература
- Глава 13
- 13.1. Значение и функции оценки последствий кризиса
- Сбор информации для управления процессами
- 13.3 Регулирование управления кризисом
- Таб. 13.1. Сравнение фирм и нко с точки зрения целей
- 13.4.2. Отличия с точки зрения эффективности
- Глава 14 конкретные ситуации для анализа и иллюстрации
- Вопросы и задания
- Кредиторы
- Задание
- Траектория роста
- Коренной перелом
- Шаг за шагом
- Основной капитал
- Потенциал развития
- Возвращение
- Дамоклов меч банкротства
- Диспозиция
- Вопросы и задания
- Вопросы
- Задание
- Антикризисные мероприятия
- Мероприятия в посткризисный период
- Задание
- Новый хозяин тайги
- Новая высшая команда управления решает проблемы компьютерной корпорации dell
- Приложение 1 Производство основных видов продукции легкой промышленности
- Приложение 2 Основные показатели работы легкой промышленности
- Приложение 3
- Товарная структура розничного товарооборота
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Трехголовая группа
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Оao «кзоцм»
- I. Исходное состояние предприятия История развития «кзоцм»
- Миссия «кзоцм»
- II. Услуги консультантов.
- Траектория роста
- Коренной перелом
- Шаг за шагом
- Основной капитал
- Потенциал развития
- Возвращение
- Дамоклов меч банкротства
- Диспозиция
- Вопросы
- Xel: маленькая телекоммуникационная
- Вопросы и задания
- Враждебное поглощение
- Вопросы
- Вопросы
- Ассоциация не замечает тревожных сигналов
- Производитель бумаги проводит пресс-тренинг
- Определение результатов и действия
- Определение результатов и действия
- От 4 до 6 ответов «нет»
- Определение результатов и действия
- Определение результатов и действия
- Тест 6
- Оцените истинность следующих утверждений
- Определение результатов и действия
- От 7 до 8 правильных ответов
- От 9 до 10 правильных ответов
- Определение результатов и действия
- Определение результатов и действия
- Оценка Вашей ответной реакции на кризис
- Определение результатов и действия