Вопросы и задания
Составьте сценарий развития кризиса. Где будет проходить линия водораздела между оптимистическим и пессимистическим прогнозами?
Какие параметры можно рассматривать как показатели эффективности АКУ?
23
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ
В Челябинской области разгорелся энергетический конфликт. Представители региональной компании «Челябэнерго» обвиняют одного из своих крупных клиентов – Златоустовский металлургический комбинат (ЗМК) – в воровстве электроэнергии.
В конце прошлого года ЗМК решил сменить поставщика электроэнергии и от «Челябэнерго» перейти на обслуживание в частную энергоснабжающую организацию «МАРЭМ плюс». Эта компания учреждена акционерами «Базэла» и «Сибнефти» и имеет возможность закупать электроэнергию напрямую на оптовом рынке ФОРЭМ. Представители металлургического комбината планировали в этом году закупить у «МАРЭМ плюс» 240 млн. кВт/ч электроэнергии по цене более низкой по сравнению с тарифами «Челябэнерго». В первом квартале этого года металлурги намеревались купить у «МАРЭМ плюс» 60 млн. кВт/ч, а со второго квартала полностью отказаться от сотрудничества с «Челябэнерго». В марте этого года ЗМК и «Челябэнерго» зафиксировали в квартальном договоре об энергоснабжении, что с 1 апреля челябинские энергетики обнуляют поставки электроэнергии в адрес металлургов. Соответственно после 1 апреля ЗМК не должен был производить текущую оплату поставок региональной энергокомпании.
Но 1 апреля руководство меткомбината оставило «Челябэнерго» в дураках. Поставщика металлурги так и не сменили, зато с помощью областной прокуратуры добились судебного решения: «...запретить «Челябэнерго» производить какие–либо действия по отключению ЗМК от электроэнергии». По словам представителей «Челябэнерго», в апреле Златоустовский комбинат «бесплатно» получит электроэнергии на 28 млн. руб.
«МАРЭМ плюс» не смогла поставлять ЗМК электроэнергию из-за того, что «Челябэнерго» не подписало с энергоснабжающей компанией транзитный договор для транспортировки электроэнергии на комбинат. Представители «МАРЭМ плюс» обвинили челябинских энергетиков в нарушении антимонопольного законодательства и отказе от главного принципа реформирования энергетики – создания конкурентной среды. Но на самом деле региональные энергетики решили не пускать «товар» «МАРЭМ плюс» в свои электрические сети из-за того, что ЗМК вопреки обещаниям так и не расплатился с «Челябэнерго» по старым долгам. Предприятие должно энергетикам около 40 млн. руб. Кроме того, энергоснабжающая компания должна была выплатить «Челябэнерго» некоторую компенсацию «за потерю крупного клиента». В «Челябэнерго» говорят, что не против конкурентного рынка в том случае, если сбытовики соблюдают договоренности. Например, «Челябэнерго» решило предоставить свои ЛЭП для транзита энергии еще одной сбытовой компании «Магнитогорский энергетический дом», потому что эта организация выполнила свои обязательства по выплате «Челябэнерго» выпадающих доходов.
А председатель совета директоров ЗМК Марк Лейвиков, вместо того чтобы заплатить долги «Челябэнерго», предпочел использовать административный ресурс. По слухам, прокуратура области решила «защитить» меткомбинат в энергетическом конфликте с подачи губернатора Петра Сумина. На прошлой неделе «Челябэнерго» направило прокурору Златоуста Евгению Саламатову письмо с требованием вынести представление о недопустимости незаконного нарушения прав «Челябэнерго» и возбудить в отношении руководства ЗМК дело о нарушении статьи 11 Кодекса административных правонарушений.
Скорее всего, конфликт с энергетиками еще больше усугубит социальную напряженность на Златоустовском меткомбинате. Уже второй год администрация предприятия находится в жестком противостоянии с собственным трудовым коллективом. Рабочие протестуют против массовых увольнений и задержек с выплатой зарплаты (кстати, средний уровень зарплаты на комбинате составляет чуть больше $100). В прошлом году руководство ЗМК подписало с профсоюзом коллективный договор на 2002-2003 годы, согласно которому рентабельность производства вырастет до 10% и зарплата рабочим будет увеличена. Но вместо этого осенью на ЗМК останавливались несколько печей и станов. Рабочие хотели в качестве протеста приостановить работы на действующем оборудовании. Но гендиректор ЗМК Вадим Лейбензон, по данным прессы, сказал, что закроет мартен и электросталеплавильный цех, а заготовку будет возить из Челябинска. В итоге у Лейбензона сдали нервы, и он подал в отставку. Новому гендиректору ЗМК тоже не удалось урегулировать противостояние с рабочими. По мнению представителей профсоюза, владелец контрольного пакета ЗМК – компания «Геолинк – Новые технологии» не способна квалифицированно управлять предприятием.
На вопрос, что лучше: быть здоровым и богатым или бедным и больным – ответ очевиден. Столь же очевиден ответ и на вопрос: куда предпочитает вкладывать деньги любой стратегический инвестор – в прибыльное, четко работающее предприятие или в объект, на территории которого ведутся «боевые действия» за право собственности? Тем не менее, вопреки здравому смыслу, зрелище под названием «Маски-шоу» наряду с прочно вошедшими в быт сериалами регулярно занимало досуг российских телезрителей. Вроде бы уважаемые компании, возглавляемые, несомненно, уважаемыми людьми, с маниакальной настойчивостью «решали вопросы» методом «игры в солдатики». Однако времена меняются, и не всегда в худшую сторону. С середины нынешнего года «олигархические войны» за контроль над собственностью стали уходить в прошлое, и российский рынок слияний и поглощений начал принимать цивилизованный вид.
Переломным моментом стало урегулирование конфликта за право обладания Таганрогским металлургическим заводом («Тагметом») между группой «Альфа» и инвестиционной компанией «Ринако». История противостояния началась еще в 2000 году, когда «Альфа-Эко М» (подразделение Альфа-групп) начала скупать акции «Тагмета» с целью приобретения контрольного пакета для последующей перепродажи. Среди вероятных покупателей завода назывались Трубная металлургическая компания, Объединенная металлургическая компания и некоторые фирмы с Украины, имеющие свои интересы на российском трубном рынке.
В проводимой «Альфа-Эко М» скупке акций к апрелю 2002 года в ее руках оказалось порядка 42% «Тагмета». Процесс концентрации контрольного пакета сопровождался типичными для российской деловой практики действиями, вплоть до столкновения силовых структур с рабочими на проходной завода.
В то же время, не найдя общего языка с «Альфой», владелец и генеральный директор завода Сергей Бидаш принял решение о продаже контрольного пакета акций (54,6%) компании «Ринако». Согласившись на покупку, руководство «Ринако» сразу же предложило «Альфа-Групп» провести переговоры о выкупе альфовского пакета акций. «Альфа-Эко М» от предложения отказалась. Началось противостояние с использованием стандартных приемов борьбы – обличительный пиар в центральной и местной прессе, использование административного ресурса, каскад судебных решений и силовых акций (захват 8 мая 2002 года московского представительства «Тагмета»).
Однако добиться своего компании «Альфа-Эко М» не удалось. Президенту «Ринако» Евгению Туголукову удалось убедить руководство Южного федерального округа и Ростовской области в том, что именно «Ринако» способно урегулировать длительный акционерный конфликт, остановить фактическое разрушение завода, вывести его из кризиса.
В конце концов «Ринако» и «Альфа-Эко М» все-таки вышли из стадии «холодной войны» и приступили к конструктивному диалогу. Прежний владелец и гендиректор «Тагмета» Сергей Бидаш покинул предприятие. В качестве управляющей на завод была приглашена Трубная металлургическая компания (ТМК), и с августа предприятие возглавляет генеральный директор Волжского трубного завода Анатолий Бровко, совместными усилиями которого, компании «Ринако» и ТМК обстановка на «Тагмете» была нормализована. Кредит в 50 млн. рублей, полученный ТМК, позволил полностью погасить долги по зарплате, на завод поступили первые 3 тыс. тонн чугуна, поставленного без предоплаты с рассрочкой платежа на три месяца и, наконец, в начале сентября от главной проходной «Тагмета» был убран «бронепоезд» – железнодорожный состав, блокировавший въезд на территорию завода. Параллельно с этим прошла структурная реализация блока управления, заместители гендиректора на «Тагмете» наделены большими, чем раньше, полномочиями, одновременно увеличена их ответственность.
Новый менеджмент проводит реорганизацию производства, системы маркетинга и реализации продукции. С этой целью в Таганроге открылся Торговый дом Трубной металлургической компании, куда в полном составе был переведен отдел маркетинга и продаж «Тагмета» – теперь завод будет заниматься исключительно производством труб. Такая схема позволяет быстро улучшить производственные показатели «Тагмета» и включить предприятие в общую систему трубных заводов, находящихся в собственности ТМК. Результаты не заставили себя ждать – партнер ТМК – американская компания «Shell» планирует разместить на «Тагмете» часть своих заказов.
Конфликт вокруг «Таганрогского металлургического завода» окончательно был закончен, когда в начале октября компания «Альфа-Эко М» все-таки продала свой пакет акций завода «Ринако». Таким образом, с приходом «Ринако» на «Тагмет» один из самых длительных акционерных конфликтов в истории новейшей России был успешно преодолен, что стало по-настоящему знаковым событием на российском рынке слияний и поглощений.
- Внешняя среда организации
- Внутренняя среда организации
- 1.1. Мультидисциплинарный подход к антикризисному управлению
- Индивидуальные и коллективные реакции на кризис:
- Изменения во внешней среде
- Неудача Результат успех
- 1.2. Понимание эффективности аку
- Таб. 1.1. Кризисное управление с точки зрения эффективности
- Природные, военные и социотехнические катастрофы
- Литература
- Глава 2
- 2.1. Определение кризиса и кризисных ситуаций
- 2.2. Негативные последствия кризиса для организации
- 2.3. Система стейкхолдеров антикризисного управления
- Таб. 1. Интересы стейкхолдеров организации
- 2.4. Содержание антикризисного управления
- 1.5. Функции антикризисного менеджера
- 1.6. Позитивные последствия кризиса
- 1.7. Типичные ошибки аку
- Литература
- Глава 3
- Обыденные и административные решения
- Уровни и типы управленческих решений
- 1.3.1. Уровни принятия решений
- 1.3.2. Запрограммированные и незапрограммированные решения
- Инкрементализм в принятии решений
- 1.4. Рациональное принятие решений
- 3.4.1. Осознание проблемы, требующей решения
- 3.4.2. Идентификация проблемы
- 3.4.3. Разработка альтернатив решения
- 3.4.4. Разработка критериев оценки альтернатив
- 3.4.5. Оценка альтернатив
- 3.4.7. Выбор альтернативы
- 3.4.8. Выполнение решения и его проверка
- 3.5. Эффективность организации и требования к технологиям
- 3.5.1. Форма и смысл показателей эффективности
- 3.5.2. Требования к показателям эффективности
- 3.5.3. Критерии эффективности
- 3.5.4. Шкалы показателей эффективности
- Глава 4
- 4.1. Личностные факторы в принятии решений
- 4.1.1. Субъективная рациональность – индивидуальное восприятие ситуации принятия решения
- 4.2. «Адекватные» решения
- 4.3. Выявление психологических проблем
- Глава 5
- 5.1. Виды управленческих рисков в аку
- 5.3. Методы оценки риска в аку
- 5.4. Способы снижения риска
- 5.5. Методы управления риском в аку
- Глава 6 антикризисная диагностика организации
- 6.1. Параметры внешней среды организации
- 6.2. Характеристики внутренней среды и их значение для аку
- 6.2.1. Значение ключевых элементов организации для аку
- 6.2.2. Осуществление анализа внутренней среды
- 6.3. Антикризисная устойчивость организации
- 6.4. Диагностика предкризисных сигналов
- 6.5.1. Методы прогнозирования, основанные на суждениях и оценках
- 6.5.2. Прогнозирование с помощью количественных методов
- 6.6. Методы обнаружения слабых мест организации
- Таб. 6.3. Получение информации от стейкхолдеров
- Клиенты
- Сми и журналисты
- Глава 7
- 7.1. Антикризисное планирование и организационные цели
- 7.1.1. Необходимость целей
- 7.1.2. Определение организационных целей
- 7.2. Понимание антикризисного планирования
- 7.3. Процесс антикризисного планирования
- 2. Стратегические планы (специалисты-плановики и менеджеры высшего звена)
- 3. Промежуточные вспомогательные планы (координация усилий специалистов по планированию и менеджеров среднего звена)
- 4. Рабочие планы (совместные усилия менеджеров среднего и низшего уровня)
- 7.4. Уровни управления и антикризисное планирование
- 7.4.1. Планирование на уровне высшего звена управления
- 7.4.2. Планирование на уровне среднего звена управления
- 7.4.3. Планирование на низовом уровне управления
- 7.5. Команда антикризисного планирования и управления
- 7.5.1. Преимущества командной работы в аку
- Таб. 7.2. Варианты работы в группах и командах
- Управление количественным составом команды аку
- 6.5.5. Задачи команды аку
- 7.6. Работа с планом аку
- 6.7. Организация и проведение антикризисных тренингов
- 7.8. Организационный контроль в аку
- 7.8.1. Определение процесса контроля
- 7.8.2. Принципы построения эффективной системы контроля в аку
- 7.8.3. Процесс контроля в аку
- 7.8.4. Контроль и организационный менеджмент
- 7.8.5. Характеристики эффективного контроля
- 7.8.6. Поведенческие аспекты контроля
- Литература
- Глава 8
- 8.1. Модель и методология стратегического менеджмента
- 8.2. Миссия организации как основа концепции аку
- 8.2.1. Содержание миссии организации
- 8.2.2. Ключевые цели и задачи организации
- 8.3. Природа стратегических решений и их связь с аку
- 8.3.1. Особенности стратегических решений
- 8.3.2. Стратегическое планирование в сравнении с ежегодным составлением сметы и прогнозированием
- 8.4. Уровни стратегического управления
- 8.4.1. Корпоративная стратегия
- Коттеджей
- 8.4.2. Стратегия предприятия
- 8.4.3. Функциональная стратегия
- 8.5. Слагаемые стратегического управления
- Обратная связь
- Анализ внешней обстановки;
- 8.5.2. Стратегический выбор
- 8.5.3. Реализация стратегии
- 8.6. Анализ swot как средство принятия стратегических решений
- Таб. 8.4. Стратегия поведения организации на основе swot-анализа
- 8.7. Стратегическое изменение
- 8.7.1. Значение термина «стратегическое изменение»
- 8.7.2. Стадии реализации стратегического изменения
- 8.7.3. Стратегии осуществления антикризисных изменений
- 8.7.4. Преодоление сопротивления антикризисным изменениям
- Глава 9
- 7.1. Организационные меры по предотвращению кризиса
- 7.2.2. Сокращение расходов
- 7.2.3. Снижение затрат
- Таб. 3.2. Применение методов снижения издержек
- Сокращение затрат на сырье и материалы. Для сокращения затрат на покупку сырья и материалов компания может сделать следующее:
- Найти новых поставщиков.
- 5.2.4. Сокращение активов
- 5.2.5. Создание дополнительной прибыли
- 5.3. Факторы, определяющие выбор стратегии восстановления (выхода из кризиса)
- Факторы внешнего окружения. Данные факторы можно классифицировать как те, которые сопряжены с характеристиками спроса и предложения. Основные характеристики спроса связаны с покупателями и товарами.
- Внутренние факторы. Выше была описана система внутренних факторов аку. Здесь же выделим те из них, которые чаще всего учитываются при выборе стратегии восстановления.
- Литература
- Глава 10
- 8.1. Принципы рациональной организации кризисных коммуникаций
- 8.2. Внутриорганизационные коммуникации во время кризиса
- 8.3. Коммуникации с покупателями и клиентами во время кризиса
- 8.4. Коммуникации со средствами массовой информации во время кризиса
- Глава 11
- 10. 1. Факторы, определяющие выбор стратегии восстановления
- 10.1.1. Факторы внешнего окружения
- 10.1.2. Внутренние факторы
- 10.1.3. Кризисный бизнес-реинжиниринг
- Таб. 10.1. Общие итоги осуществления реинжиниринга
- 10. 2. Стратегии поворота
- 10.2.1. Изменение ценообразования
- 10.2.2. Переориентация
- 10.2.3. Разработка нового товара
- 10.2.4. Рационализация ассортимента товаров
- 10.2.5. Сосредоточение на продажах и рекламе
- 10.3. Стратегии выхода
- 10.3.1. Изъятие инвестиций
- 10.3.2. Проблемы выбора и реализации изъятия инвестиций
- 10.3.3 Выкуп управляющими
- Глава 12
- 12.1. Основные параметры организационной структуры в аспекте антикризисного менеджмента
- 12.1.1. Объем управления и пространство контроля
- Директор
- Руководитель а
- Руководитель в
- 12.1.2. Иерархия: вертикальные и горизонтальные организации
- 12.1.3. Централизация и децентрализация принятия решений
- 12.1.4. Специализация
- 11.1.5. Регламентация
- 11.1.6. Единоначалие и двойное подчинение
- 12.2.1. Функциональные структуры
- 12.2.2. Структуры по типу продукта или услуги
- 12.2.3. Структурирование по географическому признаку
- 12.2.4. Проектные команды
- 12.2.5. Матричные структуры
- 12.2.7. Сетевые структуры
- 12.2.8. Виртуальные организации
- 12.3. Проектирование организационной структуры
- 12.3.1. Классический и неоклассический подходы: поиск единственной лучшей структуры организации
- 12.3.2. Ситуационный подход: структура, соответствующая внешним условиям
- Таб.12.4. Условия работы, механические и органические структуры
- 12.4. Структура организаций будущего
- Литература
- Глава 13
- 13.1. Значение и функции оценки последствий кризиса
- Сбор информации для управления процессами
- 13.3 Регулирование управления кризисом
- Таб. 13.1. Сравнение фирм и нко с точки зрения целей
- 13.4.2. Отличия с точки зрения эффективности
- Глава 14 конкретные ситуации для анализа и иллюстрации
- Вопросы и задания
- Кредиторы
- Задание
- Траектория роста
- Коренной перелом
- Шаг за шагом
- Основной капитал
- Потенциал развития
- Возвращение
- Дамоклов меч банкротства
- Диспозиция
- Вопросы и задания
- Вопросы
- Задание
- Антикризисные мероприятия
- Мероприятия в посткризисный период
- Задание
- Новый хозяин тайги
- Новая высшая команда управления решает проблемы компьютерной корпорации dell
- Приложение 1 Производство основных видов продукции легкой промышленности
- Приложение 2 Основные показатели работы легкой промышленности
- Приложение 3
- Товарная структура розничного товарооборота
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Трехголовая группа
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Оao «кзоцм»
- I. Исходное состояние предприятия История развития «кзоцм»
- Миссия «кзоцм»
- II. Услуги консультантов.
- Траектория роста
- Коренной перелом
- Шаг за шагом
- Основной капитал
- Потенциал развития
- Возвращение
- Дамоклов меч банкротства
- Диспозиция
- Вопросы
- Xel: маленькая телекоммуникационная
- Вопросы и задания
- Враждебное поглощение
- Вопросы
- Вопросы
- Ассоциация не замечает тревожных сигналов
- Производитель бумаги проводит пресс-тренинг
- Определение результатов и действия
- Определение результатов и действия
- От 4 до 6 ответов «нет»
- Определение результатов и действия
- Определение результатов и действия
- Тест 6
- Оцените истинность следующих утверждений
- Определение результатов и действия
- От 7 до 8 правильных ответов
- От 9 до 10 правильных ответов
- Определение результатов и действия
- Определение результатов и действия
- Оценка Вашей ответной реакции на кризис
- Определение результатов и действия