logo
Учебник Зуба

12.1.3. Централизация и децентрализация принятия решений

Объем власти и полномочий, которыми обладает менеджер на любом уровне, зависит от того, в какой степени власть в его организации централизована или децентрализована (иногда слово «делегирование» подменяется словом «децентрализация»). Когда власть централизована, принятие и реализация решений может затягиваться, поскольку менеджеры всякий раз должны получать одобрение высших руководителей организации. Еще один недостаток централизации заключается в сужении функций, выполняемых каждым отдельным менеджером. В то же время централизация власти способствует взаимной согласованности принимаемых решений и сфокусированности их на общих целях организации (см. таб. 12.1). На практике большинство организаций придерживаются смешанного подхода: централизация наряду с децентрализацией.

Единообразие норм и лучшие возможности для карьеры – это два дополнительных важных довода в пользу централизации в таких службах, как финансовая, юридическая, снабженческая, компьютерного сервиса, отдел персонала и т.д. Оборотной стороной централизации являются потенциальная опасность воцарения в организации духа бюрократизма, возможное замедление работы и выполнение ненужной работы. В последнее время преобладает тенденция децентрализации управления. Сложность современного оборудования и высокая квалификация персонала, необходимая для выполнения многих видов работ, – это еще две причины, по которым права на принятие многих решений лучше всего делегировать исполнителям.

Таб. 12.1. Достоинства централизации и децентрализации принятия решений

Централизация

Децентрализация

Управляемость

Быстрота

Согласованность

Гибкость

Координация

Ответственность

Подотчетность

Адекватность

Экономия усилий

Мотивация

Постепенно становится типичным положение, при котором, такие специалисты, как бухгалтеры, ревизоры, инженеры и юристы, имеют более широкие полномочия в повседневной деятельности, нежели менеджеры. То же верно и в отношении коммивояжеров, сам характер работы которых требует от них принятия решений «с ходу». Централизация и децентрализация (делегирование полномочий) - оба эти метода применяются организациями для сохранения контроля над принятием решений. При централизованном принятии решений руководители высших уровней «спускают» вниз готовые решения. При децентрализованном принятии решений полномочия на принятие решений передаются вниз, как можно ближе к самим проблемам.

Интересные особенности поведения людей в организациях обнаруживаются в то время, когда организации оказываются в кризисе. Почти все без исключения организации, попав в кризис, быстро централизуются. В условиях кризиса организация сталкивается с новыми для себя обстоятельствами, требующими незамедлительных действий. В такие периоды люди начинают нуждаться в руководстве, они становятся более послушными, т.к. понимают необходимость отказа от личных амбиций ради более существенных ценностей. Члены организации, оказавшейся под угрозой гибели, стремятся работать более усердно и продуктивно, чем обычно. Однако как только организация выходит из кризиса, люди, проявлявшие самоотверженность, начинают требовать за это вознаграждения. В результате возникает интересный вопрос: как организация может добиться такой же преданности от своих работников в нормальных условиях или, может быть, не следует предпринимать таких попыток?