123.Система контроллинга. Критерии оценки деятельности центров финансовой ответсвенности.
Люб сис-ма контроллинга сост-т из след стандартных блоков:
При построении архитектуры и внедрении сис-мы контроллинга необх-мо пройти след этапы:
опр-ие общ методологии сис-мы контроллинга, основ разработки финанс стр-ры п/п;
опр-ие принципов учетной политики, принципов функционирования системы планирования;
разработка финанс стр-ры;
разработка бюджетной стр-ры;
разработка стр-ры бюджетных статей;
разработка регламента план-ния;
разработка регламента учета и анализа;
опр-ие необх-го программного обеспечения
Критерии оценки ЦФО
Т.к. осн об-т УУ – производ-ная деят-ть центров ответ-сти, то разработка сис-мы критериев оценки рез-сти эт деят-ти – важнейшая задача построения сис-мы внутрифирменной отчет-сти.
Кач-во работы ЦФО м. оценить, как min-м, с 2х позиций: рез-сть – степень достижения цели, в частности, бюджетного показателя; эф-ть – соот-ние рез-та с затрач-ми рес-сами, т.е. либо достижение цели с min кол-вом рес-сов, либо достижение max рез-та при заданном объеме рес-сов.
На практике целесообразно применять неск-ко критериев одновр-но. При этом след-т выд-ть финанс и нефинанс критерии.
Наиб распр-ными финанс критериями оценки центров Pr и инвестиций я-ся:
размер Pr;
рентабельность активов;
остаточная Pr;
эк добавленная ст-сть.
Несмотря на простоту и адекватность первого критерия, он имеет след сущ-ные недостатки, не позволяющие его исп-ть самост-но:
не учитывает размер ЦФО и объем затрач-х рес-сов;
не позволяет соизмерять особ-ти рынка, на к-ом действует подразделение (размер рынка, хар-р пок-лей, риски и т.п.);
цель max-ции Pr м. вступать в противоречие со стратегич целями компании, в частности, ↑ рентабельности собств капитала, ↓ рисков, ↑ рыночн доли и т.п.
Некот-е недостатки позв-т устранить 2ой критерий – отн-ие ЧП к размеру активов, к-ые отн-ся на дан ЦФО. Часто применяют так наз-мую модель Дюпона, позв-щую выд-ть влияние факторов на рентаб-сть:
Левая часть формулы носит назв-е коммерческая маржа (более известное назв-е – рентаб-сть реализации) и хар-т рыночн позиции ЦФО, эф-ть его ценовой политики ч/з рентабельность продаж. Правая часть – коэф-т трансформации (оборач-сть активов) – отражает эф-ть исп-ния имущ потенциала.
Осн недостаток дан критерия закл-ся в том, что он не стимулирует рук-во ЦФО расширять масштаб хоз деят-ти и проводить эф-ную инвестиц политику, т.к. высокая рентаб-сть м.б. достигнута за счет ↓ вовлекаемых в произ-во активов, т.е. сокращения деловой активности при ↑ рентаб-сти (н-р, отказ от менее рентаб-х видов продукции в ущерб ассортименту и кач-ву обслуживания потр-лей).
Остаточная Pr – Pr сверх min-но необх-мой, устан-ной рук-вом компании.
Эк добавл ст-сть (ЭДС) – прирост Pr отчетн года по ср-ю с Pr прошлого года. С ростом ЭДС растет рыночн ст-сть компании и доход ее акционеров.
Часто размер ЭДС сравн-т совок платежами, к-ые производит ЦФО за привлекаемые источники капитала, п/му исп-ние этого критерия доп-но стимул-т рук-во ЦФО привлекать более дешев рес-сы.
Помимо выбора критериев оценки при разраб-ке сис-мы внутрифирм отчет-ти необ-мо решать след ?:
какие косвенные расходы, к-ые несет головная компания, следует распр-лять м/ЦФО, какие нет. Доводы в пользу распр-ия – мен-ры д. знать все затраты, а не только контролируемые; распр-ие позволяет сравнивать рез-ты ЦФО с рез-тами независимой компании-конкурента. Довод против – распр-ие п/ст-т с. чисто учетное действие и не делает затраты более контролируемыми;
распр-ие активов и обяз-в. Как пр, на практике некот-е активы (администр-ное здание головной компании, товарные марки, деловая репутация и др.), а также обяз-ва (д/срочн кредиты, привлеченные на развитие компании в целом) остаются нераспр-ми;
выбор методов оценки ОС и запасов. Так, в частности, если ОС оцениваются по остаточной стоимости – ЦФО, имеющий на балансе устаревшие фонды по низкой ст-сти, оказ-ся в более выгодной ситуации по критерию «рентаб-сть активов».
Д/люб компании важное значение имеют НМА, причем все док-ты финанс отчет-ти весьма слабо отражают этот источник. Будущее орг-ции опр-ся не только владением матер активами, но интеллект-й соб-стью, в том числе св сотр-ков. Такой, н-р, как имидж и сети связей, бренд и торг марка, патенты и лицензии, стр-ра и культура, квалиф-я и опыт сотр-ков, базы данных и новейшие i-ные технологии. Именно НМА фирмы труднее всего скопировать конкурентам.
Нефинанс критерии оценки. Их важнейшие особ-сти:
отсутствие четкой регламентации в опр-ии. Выделение нефинанс критерия и устан-ние методики его расчета – процесс достаточно S-тивный, индивидуальный;
наличие косвенной, стохастической связи м/финанс и нефинанс критериями. Кроме того, м/моментом достижения нефинанс критерия и получением положит-х финанс рез-тов сущ-т опр временной лаг, п/му нефинанс критерии позволяют спрогнозировать буд рез-ты;
по мере исп-ния обычно теряют свою актуальность, т.к. достигают max значения (н-р, уровень «б/оп-ти работ» невозм-но повышать до бесконечности – при достижении необх-мой б/оп-сти применять дан критерий нет необх-ти).
На практике критерии комбинируются др с др по след правилам:
общее кол-во критериев обычно не превышает 5-6, причем финанс д. обяз-но доп-ся нефинанс;
нефинанс критерии отбираются по 2м важнейшим пр-пам: у мен-ров ЦФО д.б. возм-ть их улучшения, а также достижение одного критерия не д. автомат-ки приводить к достижению др (н-р, повышение «скорости вып-ния операций» м. привести к улучшению «кач-ва обслуживания потр-лей»;
критерии не д. искл-ть др др, т.е. достижение одного не д. идти в ущерб др (н-р, «охват доли рынка» в значит степени противоречит «рентаб-сти инвестиций»;
мен-ры ЦФО д. четко знать методику расчета критериев;
критерии д. периодически меняться.
На практике м. прим-ся самый широкий перечень нефинанс критериев, выбор к-ых обусловлен особ-тями бизнеса, сложившейся практикой упр-ия и здравым смыслом. Целесообразно дифференцировать эти критерии по 3м напр-иям.( схема)
Т.к. нефинанс критерии, несмотря на их чрезвычайную актуальность, носят в значит мере S-тивный хар-р, следует крайне осторожно исп-ть их в практической деят-ти компании. Во всяком случае, нецелесообразно принимать к-л финанс реш-ия, основываясь только на них. Немаловажный вопрос также – регламентация методики опр-ия бюджетного и фактич значения критериев.
- 1.Менеджмент как наука. Принципы менеджмента.
- 2. Функции и методы менеджмента.
- 3. Характеристика основных школ менеджмента.
- 4. Процессный, системный и ситуационный подходы в управлении.
- 5. Сущность и содержание управленческого цикла.
- 6. Лидерство и стили управления.
- 7. Планирование и контроль в системе менеджмента.
- 10. Сравнительный анализ различных теорий мотивации.
- 2 Теория существования, связи и роста Альдерфера
- 3 Теория потребностей МакКлелланда
- 3 Двухфакторная теория Герцберга
- 1 Теория ожиданий Врума
- 2 Теория справедливости Адамса
- 3 Теория Портера-Лоулера
- 8. Теория корпоративного управления
- 12. Организация как объект управления. Классификация организации. Интеграция организации.
- 13. Социальная ответственностьи этика менеджмента.
- 79. Управление изменениями в организации. Причины сопротивления изменениям и рекомендации по управлению процессами перемен.
- 14. Основные изменения характеристики современного бизнеса. Базовые модели управления и их основные характеристики. Классификация моделей управления.
- 15. Принципы формирования организационных структур и организационные отношения в системе менеджмента. Типы организационных связей и иерархические структуры управления.
- 16. Цели организации. Правила построения дерева целей. Кправление по целям (результатам), преимущества и недостатки.
- 17.Основные принципы организации управленческого контроля, требования к эффективной системе контроля. Подходы к оценке эффективности контрольной деятельсности, Стратегии и формы контроля.
- 18. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли.
- 19.Возникновение и развитие управленческой мысли в России.
- 20. Фондовая биржа. Виды операций на рынке ценных бумаг.
- 21.Инфляция и ее виды. Индексы цен. Антиинфляционные меры в экономической политике государства.
- 22.Система отношений собственности в современной экономике.
- 24.Свойства товара. Концепции стоимости: трудовая теория стоимости и маржинализм.
- 25. Закономерности возникновения денег. Функции денег. Эволюция денежных систем.
- 26. Цикличность экономического развития. Виды циклов.
- 27.Недостатки рыночных систем. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики.
- 30.Кредит и его виды. Элементы кредитной сделки. Классиф-ция кредитных операций. Лизинг. Факторинг.
- 31.Виды ценных бумаг. Цели их эмиссии и механизм размещения. Гос. Регулирование рцб.
- 32.Основные этапы развития эк. Знаний. Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия.
- 33.Марксистская школа в политэкономии. Концептуальные положения и современные взгляды.
- 9. Модели корпоративного управления.
- Англо-американская модель
- Область распространения модели: сша, Канада, Великобритания, Австралия, Новой Зеландия.
- 5. Требования к раскрытию информации.
- Немецкая (Германская) модель
- Область распространения модели: Нидерланды, Скандинавия, во Франции и Бельгии также начали применять элементы немецкой модели.
- 4. Состав Совета директоров.
- 5. Требования к раскрытию информации.
- Японская модель
- Область распространения модели.
- 5. Требования к раскрытию информации.
- 11. Системный подход в менеджменте. Организация как система. Организация как система процессов. Системный подход.
- Организация как система управления.
- Организация как система процессов
- 23. Рынок: сущность, функции и виды.
- 28. Налоговая система Российской Федерации
- 34. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста.
- 29. Банковская система России. Банки, их виды. Функции и операции банков.
- 35.Ввп, способы их измерения. Соотношение показателей в системе национальных счетов.
- 36.Совокупный спрос и совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 37.Равновесие на денежном рынке. Спрос на деньги, факторы его определяющие. Предложение денег.
- 1) Доход (y); 2) % ставка (r).
- 38. Безработица и ее виды. Естественный уровень безработицы. Кривая Филипса. Регулирования рынка труда.
- 39.Бюджетный дефицит, способы его финансирования. Управление государственным долгом.
- 40.Дискреционная и недискреционная бюджетно-налоговая политика. Мультипликатор бюджетно-налоговой политики.
- 41. Внешний и внутренний баланс малой открытой экономики (моэ).
- 42. Платежный баланс, его статьи, счета.
- 43.Уравнение вр. График вр, его сдвиги. Наклон линии вр.
- 44. Конкуренция и ее виды в рыночной модели хозяйствования.
- 91. Организация разработки и выполнения управленческого решения. Контроль реализации управленческого решения.
- 45.Заработная плата. Маркситский подход и современная неоклассическая трактовка. Формы и системы заработной платы.
- 46.Проблема внешних эффектов. Теорема Коуза-Стиглица.
- 47.Основные теории спроса и предложения. Динамические и статистические модели рыночного равновесия. Устойчивость равновесия.
- 48.Эластичность спроса по цене и кривая рыночного спроса. Точечная и дуговая эластичность. Факторы, влияющие на значение ценовой эластичности спроса.
- 50. Бюджетные ограничения. Влияние изменений дохода и цен на бюджетные возможности покупателей. Рациональный потребительский выбор.
- 51.Влияние изменений цен и дохода на выбор потребителя. Построение кривой спроса на основе кривых «цена – потребление». Кривые Энгеля.
- 52.Производственная функция. Ее свойства. Изокванта. Предельная норма технологического замещения. Изокоста. Оптимизация производственного выбора.
- 53.Экономические и бухгалтерские издержки. Безвозвратные издержки. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 54.Рынок совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы. Валовой, средний, предельный доход. Анализ максимизации прибыли конкурентной фирмы.
- 55.Монополия и рыночная власть, ее измерение Показатели рыночной власти. Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде. Ценовая дискриминация на рынках.
- 56. Рынок монополистической конкуренции. Краткосрочное и долговременное равновесие фирмы при монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность.
- 57.Рынок олигополии, его основные характеристики. Лидерство в ценах. Картельные соглашения. Ценовые войны. Модель дуополии Курно.
- 58. Рынок труда. Рыночный спрос на труд. Кривая предложения труда. Рыночное равновесие на рынке труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
- 59.Рынок капиталов. Дисконтирование. Приведенная к настоящему периоду ценность благ. Чистая приведенная стоимость.
- 60.Общее рыночное равновесие. Модель движения к общему равновесию для взаимосвязанных рынков. Экономическая эффективность и общественное благосостояние.
- 61.Управление ассортиментом товаров на предприятии.
- 62.Понятие товара в маркетинге. Стратегия предприятия на разных этапах жизненного цикла товара.
- 63.Анализ потребительского рынка. Сегментация и отбор целевых сегментов рынка.
- 64.Управление каналами распределения товаров.
- 65.Организация маркетинговых исследований на предприятии.
- 66.Сравнительная характеристика средств стимулирования спроса.
- 67.Понятие и сущность организации. Жц организации.
- 68.Внутренняя и внешняя среда организации.
- 69.Организационная культура: сущность и типология.
- 70.Законы функционирования и развития организации.
- 71.Международное движение капитала и рабочей силы. Предпосылки, формы и последствия вывоза капитала. Миграция трудовых ресурсов: интересы стран иммиграции и эмиграции.
- 73.Основные фонды предприятия: методы оценки и структура. Показатели состояния и воспроизводства основных фондов. Показатели использования основных фондов.
- 74.Статистика производительности труда.
- 75.Статистика промышленной продукции: содержание, задачи, основные показатели, анализ динамики.
- 76.Себестоимость продукции. Классификация и учет затрат по их видам. Методы Absorption Costing и Direct Costing.
- 77.Состав и порядок составления финансовой отчетности.
- 78.Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов.
- 80.Коммуникативное поведение в организации. Основные элементы процесса коммуникаций.
- 81.Понятие команды. Методы формирования команд. Этапы развития команды: от традиционного контроля к самоуправлению.
- 82.Формальные и неформальные группы в организации.
- 83.Стратегический менеджмент: сущность, этапы и уровни стратегического и оперативного управления.
- 84.Стратегический анализ: step и swot – анализ.
- 92. Аналитические методы при разработке и принятии управленческих решений. Краткая характеристика основных аналитических методов.
- 85.Портфельный анализ деятельности организации. Матрицы портфельного анализа.
- 86.Процесс разработки и реализации стратегии предприятия.
- 87.Социологические методы исследования систем управления.
- 88.Состав и выбор методов исследования систем управления.
- 89.Методы экспертных оценок в исследовании системы управления.
- 90.Характеристика и классификация управленческих решений. Алгоритм процесса принятия управленческого решения.
- 97.Направление развития теории принятия решений: теория принятия оптимальных решений (тпор) и психологическая теория решений (птр).
- 94.Целевая ориентация управленческих решений. Целевые и процессорные технологии.
- 95.Природа и сущность решений. Области решений. Принципы и признаки управленческих решений.
- 99. Виды моделей, применяемых для работки управленческих решений
- 96.Управленческий анализ в системе менеджмента. Виды, содержание, предмет анализа. Особенности и принципы управленческого анализа.
- 106. Санация в антикризисном управлении. Принципы проведения санации. Основные процедуры санации
- Процедуры санации
- 107. Диагностика кризисов в организации
- 101.Виды угроз безопасности ис и ит. Методы и средства защиты информации.
- 100.Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности.
- 102.Государственное регулирование кризисных ситуаций.
- 103.Понятие кризиса. Причины его возникновения. Типология кризисов.
- 104.Кризисы в управлении организацией.
- 105.Банкротство п/п: сущность и процедуры.
- 108.Логистическая система управления запасами.
- 109.Сущность и задачи транспортной логистики.
- 120.Этапы создания системы качества на предприятии
- 110.Управление деловой оценкой персонала. Аттестация как форма деловой оценки.
- 111.Сущность, цели и задачи кадрового планирования. Расчет численности персонала.
- 113.Жизненный цикл инноваций. Стадии инновац. Проекта их содержание и результаты.
- 114.Формы и цели определенияния прав на интеллектуальную собственность в рамках инновационного проекта.
- 115.Источники и этапы финансирования инновационных проектов, их хр-ка.
- 116.Разработка бизнес-плана проекта.
- 117.Роль сертификации и, лицензирования и системного менеджмента качества в деле повышения качества продукции и процессов.
- 118.Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества.
- 119.Процессный и системный подходы к управлению качеством.
- 121.Центры финансовой ответсвенности: понятие, признаки, типы.
- 122.Бюджетирование: сущность, назначение, типы и содержание основных бюджетов.
- 123.Система контроллинга. Критерии оценки деятельности центров финансовой ответсвенности.
- 124.Сущность и основные направления государственного регулирования экономики.
- 125. Ценовая политика фирмы на разных типах рынка
- 127.Западноевропейская и американская концепции эффекта финансового рычага.
- 128.Эффект операционного рычага. Степень воздействия эффекта операционного рычага.
- 129.Сущность капитала предприятия, анализ его стоимости и структуры, принципы формирования.
- 130.Временная стоимость денег. Принцип начисления сложных и простых ссудных процентов и учетных ставок.
- 131.Сравнительная характеристика источников финансирования деятельсноти организации.
- 132.Критерии оценки инвестиционных проектов.
- 133.Анализ и управление дебиторской задолженностью.
- 134.Анализ и управление производственными запасами.
- 135.Анализ безубыточности. Критический объем производства.
- 136.Состав и структура себестоимости, методы управления издержками.
- 149.Анализ затрат хазяйственной деятельности. Задачи анализа информационное обеспечение и классификация затрат.
- 140.Анализ финансового состояния и финансовой устойчивости.
- 126.Методы ценообразования
- 2. На конъюнктуру рынка — рыночные методы
- 137. Анализ формирования, распределения и использования прибыли на предприятии. Дивидендная политика.
- 138. Понятие и классификация денежных потоков предприятия. Управление денежными потоками: цели, задачи, этапы управления, методы оптимизации.
- 139. Анализ деловой активности организации
- 141. Факторный анализ прибыли
- 142.Анализ маржинального дохода и запасов финансовой прочности.
- 143.Управление ликвидностью коммерческого банка.
- 98.Приведение ситуаций к типовым при принятии управленческих решений. Виды упрощений. Архетипы и когнитивное моделирование.
- 145. Основные методы управления предпринимательскими рисками.
- 146. Методы анализа инвестиционных проектов
- 150. Международные стандарты финансовой отчетности (мсфо): сущность, основополагающие принципы и допущения, требования к представлению финансовой информации.
- 147.Налоговые проверки, их виды и процедуры.
- 148.Экономические, юридические и организационные принципы налогообложения.