logo search
менеджмент уч пособие

1.4. Роль менеджера в управлении

Управление как специфический вид деятельности обособилось в ходе разделения и кооперации общественного труда.

По мере разделения труда в управлении и его специализации происходит относительное обособление конкретных видов управленческой деятельности.

По роли в процессе управления управленческий персонал подразделяют на:

В современной литературе все чаще как синоним понятия «руководитель» употребляется понятие «менеджер».

Менеджеры занимают центральное место в системе управления.

В любой организации имеются два типа менеджеров:

К линейным относятся менеджеры, действующие на основе единоначалия, ответственные за состояние и развитие организации или ее под-

разделений (например, директор, начальник цеха, начальник участка, бригадир).

Функциональные менеджеры ответственны за определенную подсистему управления (например, за маркетинг, финансы, управление персоналом и т.д.).

По месту в иерархии управления менеджеры подразделяются на:

Руководители низшего звенасамая большая часть руководителей вообще (младшие начальники, руководители первого звена или операционные руководители). Это уровень управления, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). На этом уровне типичными должностями являются производственный мастер, старшая медсестра, прораб, заведующий кафедрой, начальник бюро. Основная масса людей начинает управленческую карьеру в этом качестве. Они отвечают за эффективное использование выделенных им ресурсов и осуществляют контроль за выполнением производственных заданий. Работа руководителей низового звена является напряженной и наполненной разнообразными действиями, характеризуется частыми перерывами, переходами от одной задачи к другой. Наиболее показательной в этом плане является работа мастера, который около половины своего рабочего времени проводит в общении с людьми, основная часть этого времени приходится на общение с подчиненными, незначительная часть – с коллегами по работе и совсем малая - с вышестоящими руководителями.

Руководители среднего звена – вторая по численности часть руководителей. Этот уровень координирует и контролирует работу низового звена и выполняет в ряде организаций часть функций высшего звена по принятию решений. На этом уровне типичными должностями являются: начальники функциональных служб (отделов) в промышленных и строительных организациях, деканы в институтах, командные должности армейских офицеров (от лейтенанта до полковника). В больших организациях с шестью и более уровнями управления может быть настолько много руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. Если такое разделение происходит, то возникают два уровня, первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления, второй – низшим. Типичными должностями руководителей верхнего уровня среднего звена управления являются: главный экономист, главный технолог, главный конструктор, а низшего – начальник планово-экономического отдела, начальник конструкторского отдела. В целом руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят необходимую информацию для принятия решений руководителями высшего звена, затем трансформируют эти решения в удобную форму для руководителей низового звена. Вместе с тем в некоторых организациях на руководителей среднего звена – главных специалистов, возложена большая ответственность, что делает их работу похожей на работу руководителей высшего звена.

Руководители высшего звена – самая малочисленная (элитная) часть руководителей. Этот уровень отвечает за принятие важнейших решений для организации в целом. Типичными должностями руководителей высшего звена управления являются: председатель совета директоров, генеральный директор организации и его заместители. В среде государственных деятелей – это министры, а в армии – генералы. Личность руководителя высшего звена управления накладывает отпечаток на облик организации. Их деятельность характеризуется масштабностью, сложностью, стратегической направленностью, разнообразием, напряженным темпом работы, наиболее тесными связями с внешней средой.

Выполняя свои обязанности, руководитель выступает в определенной социальной роли, характер которой с развитием общества меняется. В этот период работники в большинстве своем представляли серую безликую массу, обладали низким уровнем образования и универсальными навыками, все время находились под страхом увольнения, ибо за воротами предприятия находилась толпа жаждущих занять их место, в то же время они пребывали в полной готовности взбунтоваться из-за невыносимых условий жизни и труда, от руководителя же требовалось быть беспощадным диктатором, управляющим персоналом при помощи голого принуждения.

С ростом образования и культурного уровня работников, осознанием ими себя как личностей роль диктатора перестала отвечать реальным потребностям практики управления. В этих условиях у руководителей появилась новая роль – отца семейства, не только отдающего распоряжения, наказывающего или вознаграждающего, но и создающего благоприятный морально-психологический климат, разрешающего межличностные конфликты, поддерживающего своих починенных на работе, а порой в повседневной жизни.

Современная научно-техническая революция кардинально изменила условия и характер производства. Технологические и социальные процессы стали чрезвычайно сложными, а знания и квалификация исполнителей, их независимость настолько возросли, что руководитель уже не в состоянии единолично управлять всем. При таких обстоятельствах вновь меняется его роль – он становится организатором самостоятельной работы подчиненных, объединенных в команды. Диктаторские замашки и патернализм в данной ситуации практически исключены, ибо первому среди равных ими пользоваться недопустимо, а их место занимает деловое сотрудничество и консультирование.

Современный менеджер-организатор выступает в нескольких ипостасях.

Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий коллективом.

Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.

В-третьих, это дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.

В-четвертых, это воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло.

В-пятых, это инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или «ноу-хау».

В-шестых, это просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способностью быть образцом во всех отношениях.

В научной литературе по руководству персоналом выделяют разное количество социальных ролей менеджера. Американский ученый В. Ансофф указывает четыре основных роли руководителя:

1. Роль лидера. В данном случае имеется в виду неформальный лидер, обладающий высоким авторитетом и способностью влиять на других людей.

2. Роль администратора. Эта роль предполагает способность руководителя контролировать положение дел, принимать решения и добиваться их реализации, организовывать и координировать действия подчиненных, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и распоряжений.

3. Роль планировщика. Главные задачи этой роли – оптимизация будущей деятельности организации посредством анализа тенденций изменений как самой организации, так и окружающей ее среды; определение управленческих альтернатив и выбор наилучших из них; концентрация ресурсов на главных направлениях деятельности организации. Планировщик должен иметь аналитический склад ума, быть методичным в работе и ориентироваться на будущее.

4) Роль предпринимателя. Выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения, наиболее соответствующие ситуации, должен быть готовым к определенному предпринимательскому риску, при этом всячески минимизируя его.

Более детальную и, вероятно, более близкую к российским условиям классификацию ролей менеджера дают авторы учебного пособия «Менеджмент персонала. Функции и методы»:

1) «мыслитель» - общее осмысление положения дел в подразделении, поиск оптимальных способов решения проблем;

2) «штабной работник» - обработка управленческой информации и составление документации;

3) «организатор» - координация работы сотрудников;

4) «кадровик» - отбор, расстановка, оценка персонала;

5) «воспитатель» - обучение и мотивация персонала;

6) «снабженец» - обеспечение группы всем необходимым для трудовой деятельности;

7) «общественник» - участие в качестве ведущего на заседаниях и совещаниях; работа с общественными организациями;

8) «инноватор» - внедрение передовых методов труда и научно-технических достижений в производство;

9) «контролер» - контроль за соблюдением организационных норм и качеством продукции;

10) «дипломат» - налаживание связей с другими учреждениями и их представителями.

По мнению известного американского специалиста в области менеджмента Г. Минцберга, современный руководитель выполняет в рамках своей повседневной деятельности 10 основных ролей: межличностные (символ власти; лидер, увлекающий сотрудников на достижение целей; связник в команде управленцев); информационные («нервный центр», концентрирующий информацию и распространяющий ее среди подчиненных; «представитель», передающий информацию во внешний мир); решающие («предприниматель», планирующий и начинающий изменения в организации; «ликвидатор нарушений», корректирующий ее деятельность в нестандартных ситуациях; «распределитель ресурсов» и «посредник»).

Таблица 1.4.1