logo search
Pechat_otvety

117.Роль сертификации и, лицензирования и системного менеджмента качества в деле повышения качества продукции и процессов.

Сертификация предст-ет собой процедуру, путем проведения кот-й 3-я сторона предст-ет письм-ную гарантию в том, что сертифиц-мые прод-ция, процесс или услуга соотв-вуют заданным треб-ям.

Цели сертификации:

1) формир-е необх-мых усл-й для эфф-ной работы п/п-ий и предприним-лей в масштабах единого товарного рынка РФ, а также с целью участия в м/ународном эк-ком, научно—техническом сотрудничестве и международной торговле;

2) осуществление содействия потребителям при выборе конкретной продукции;

3) осуществление содействия экспорту и рост конкурентоспособности выпускаемой продукции;

4) защита потребителей от возможной недобросовестности производителей;

5) осуществление контроля безопасности продукции по отношению к окружающей среде, жизни и здоровью потребителей;

6) подтверждение заявленных производителем показателей качества своих продукции, работ и услуг.

Принципиальные положения сертификации:

1) обязательным является подбор критериев, на основании которых можно судить о том, что продукция отвечает интересам потребителей, требованиям законов страны—импортера, каким—либо возможностям производителей;

2) обязательным является выбор одной из систем сертификации, отличающихся друг от друга. Выбор в пользу той или другой системы зависит в большинстве случаев от авторитета органа по сертификации, который непосредственно зависит от беспристрастности, компетентности работников органа, проводящего сертификацию, и надежности оборудования;

3) обязательным является стабильность технологического процесса выпуска продукции, применение системы управления качеством продукции, оценка и контроль ее использования;

4) обязательным является независимость результатов испытаний и проведения всего комплекса работ по сертификации.

Лицензирование — это процедура выдачи лицензий юридическим лицам или индивидуальному предпринимателю на право осуществления конкретного вида деятельности при обязательном выполнении определенных требований и условий.

Торговля лицензиями осуществляется путем подписания лицензионных соглашений, договоров, контрактов. Под понятием лицензионного соглашения подразумевается соглашение, в соответствии с которым одно лицо (лицензиар), являющееся носителем какого-либо исключительного права, выдает разрешение-лицензию другому лицу (лицензиату) за обусловленное вознаграждение и в определенных пределах пользоваться объектом этого права. В завис-ти от объема предост-ных прав лиценз-ные соглашения делятся на след-щие виды:

1. Договор о простой лицензии. Лицензиар, разрешая лицензиату использовать предмет соглашения, оставляет за собой право самостоятельно эксплуатировать предмет соглашения и право предоставлять аналогичные по содержанию лицензии третьим лицам. 2. Договор об исключительной лицензии. Лицензиар, разрешая лицензиату использовать в оговоренных пределах предмет соглашения, утрачивает на срок действия договора право выдавать аналогичные по содержанию лицензии третьим лицам и эксплуатировать его самому  в установленных для лицензиата границах. 3. Договор о полной лицензии. Лицензиар предоставляет право лицензиату единолично использовать предмет соглашения. Договор о полной лицензии означает продажу патента, в результате чего лицензиар полностью и бессрочно теряет все права на изобретение. Во внешнеторговых сделках этот вид договора практически не применяется. 4. Договор о сублицензии. Сублицензия – это лицензия, предоставляемая лицензиатом третьим лицам. По содержанию этот вид договора не отличается от простой лицензии.

Версия стандартов ИСО:9000 базируется на 8 принципах системного управления качеством.

1. Ориентация на заказчика. 2. Ведущая роль руководства. 3. Вовлечение сотрудников. 4. Процессоориентированный подход. 5. Системный подход к управлению. 6. Постоянное улучшение. Наиболее важными положениями по постоянному улучшению в ИСО 9001:2000 являются след-щие: - высшее руководство организации должно обеспечить, чтобы политика и планы в области качества включали приверженность к выполнению требований и постоянному улучшению; - для внедрения и улучшения процессов орг-ция должна своевр-но обеспеч-ся необх-ми ресурсами; - в орг-ции должны анализир-ся данные по опред-ю эфф-ти ф-ционир-я системы кач-ва и выявлению возможности улучшений; - орг-ция должна спос-вать постоянному улуч-ю путём внедр-я политики в обл-ти кач-ва, рез-тов аудитов кач-ва и анализа со стороны рук-ва. 7. Подход к принятию решения, основанный на фактах. 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.