118.Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества.
По опред-ю м\днародн. орг-ции по стандартизации (ИСО), стандартизация – установление и применение правил с целью упорядочения деят-ти в опред областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достиж-я всеобщей оптимальной экономии при соблюдении фкцион-ых усл-й и треб-й техники безоп-сти.
Стандарты введены для того, чтобы опред-ть для фирмы ряд усл-й, кот фирма д. соот-ть, чтобы иметь право назыв-ся фирмой. Стандартизация предс.с. нормативный способ управл-я. Ее возд-е на объект осущ-ся путем установл-я норм и правил, оформленных в виде нормативного док-та и имеющих юрид. силу. Стандартизация – нормотворческая деят-сть, кот находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных док-тах типа стандарта, инструкции, методики и треб-й к разработке продукции, т.е. это комплекс ср-в, устанавливающих соот-вие стандартам. стандартизация устанавл-т некие нормативы для однотипных объектов, кот признаются минимально достаточные. Стандартизация устан-т границы допустимого. Осн рез-ми деят-сти по стандартизации д.б. повыш-е степени соот-вия продукта (услуги), пр-ссов их фцион-му назначению, устранению технических барьеров в м/днарод. товарообмене, содействию НТП и сотрудничеству в разл областях.Стандарт – это нормативно-технический док-т по стандартизации, устанавл-щий комплекс правил, норм, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Это также осн ед-цы измерения или физические константы (например, метр, вольт, ампер, абсолютный нуль по Кельвину и т.д.). К стандартам относятся все предметы для физического сравнения: государственные первичные эталоны единицы длинны, массы, силы и т.д. Цель стандартов: обеспеч-е кач-ва продукции кажд ед-цы товара. Стандарты – документы, которые устанавливают правила для однотипных объектов.Сист-а управл-я кач-вом продукции базир-ся на комплексной стандартизации. Стандарты опред-т порядок и м-ды планир-я повыш-я кач-ва продукции на всех этапах жизненного цикла, устан-т треб-я к ср-вам и м-дам контроля и оценки кач-ва продукции. Управл-е кач-вом продукции осущ-ся на основе: госудх, м/днарод, отраслевых стандартов и стандартов п/тий.
К числу осн специфических м-дов стандартизации отн-ся унификация, агрегатирование, комплексная и опережающая стандартизация. М-ды стандартизации – это прием или совок-сть приемов, с пом кот достиг-ся цели стандартизации. Деят-сть по рацион-му сокращению числа типов деталей, агрегатов одинакового фкцион-ого назначения наз-ся унификацией продукции.
Унификация явлся начальной стадией стандартизации. Под унификацией понимают действия, направл-ые на сведение к технически и экономически обоснованному рациональному минимуму неоправданного многообразия разл изделий, деталей, узлов, технологических пр-ссов и документации. Унификацию м. рассм-ть как ср-во оптимизации параметров кач-ва и ограничения кол-ва типо размеров выпускаемых изделий и их составных частей. При этом унификация воздейст-т на все стадии жизненного цикла продукции, обеспеч-т вз/заменяемость изделий, узлов и агрегатов, что, в св оч, позволяет п/тиям кооперироваться друг с другом.
Проводится унификация на основе анализа и изучения конструктивных вариантов изделий, их применяемости путем сведения близких по назначению, конструкции и размерам изделий, их составных частей и деталей к единой типовой (унифицированной) конструкции. В наст. вр унификация явлся наиб распространенной и эффект-ой формой стандартизации. Конструирование аппаратуры, машин и механизмов с применением унифицированных эл-тов позволяет не только сократить сроки разработки и умен-ть ст-сть изделий, но и повысить их надежность, сократить сроки технологической подготовки и освоения пр-ва.
Благодаря унификации существенно возраст-т спрос на отд.детали, узлы и комплектующие изделия, исп-мые в пр-ве разл видов продукции. Повышенный спрос позволяет организовывать поточное пр-во указанных компонентов гот.прод., укрупнять их партии, созд-ть специализир-ые участки и п/тия.
Стандартизация шире, чем унификация. Нр,ранее существовали стандрат вилок электроразеток и техники на 127 вольт, потом появились 220, и временное существование и того и другого приводили к неравномерной работе. И чтобы упростить процесс вз/ия одновр-но перешли на 220 воль,т.е. произошла унификация. Унификация – это когда пистолет АЗС всегда войдет везде, подойдет для любого бензобака. А стандартизация это когда подходящий диаметр не означ-т что подходит к гайке. Стандартизация задает ур-нь кач-ва, тянет производ-ля к техничекому раз-ию.
Нормирование – установление наилучших значений и предельно допустимых отклонений. Позволяет сделать измеримыми результаты.
Нормирование способствует облегчению проведения мониторинга за технологическим процессом.. Ведь есть с чем сравнивать и на что ориентир-ся.
Действующая сист-а стандартизации позволяет разрабатывать и поддерживать в актуальном состоянии: единый технический язык; унифицированные ряды важнейших технических характ-к продукции (допуски и посадки, напряжения, частоты и др.); типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж, режущий инструмент и др.); систему классификаторов технико-эк. инф-ции; достоверные справочные данные о св-вах материалов и веществ.
Общ целью стандартизации явся защита интересов потребителей и гос-ва по ?сам кач-ва продукции, пр-ссов, услуг, обеспечивая:
• безопасность продукции, работ и услуг для окр. ср, жизни, здоровья и имущ-ва;
• безопасность хоз-ых субъектов с учетом риска возникн-я природных и техногенных катастроф и др чрезвычайных ситуаций;
• обороноспособность и мобилизационную готовность страны;
• техническую и информационную совместимость, а также вз/заме¬няемость продукции;
• единство измерений;
• кач-во продукции, работ и услуг в соот-вии с ур-нем науки, техники и технологии;
• экономию всех видов ресурсов.
В 1987 году появилась редакция стандартов ИСО серии 9000, в 1994 году – 2 – я редакция, 2000 – 3-я редакция, все они объединились в ИСО 9001. Треб-я к сист-е кач-ва дан.редакции касаются как обеспечения кач-ва так и напрвавлены на повыш-е удовлетворенности потребителей. Треб-я к СМК установл-е в эт стандарте явл-ся дополняющими по отн-ю к терб-ям к продукции. Содержащие треб-я для созд-я систем управл-я кач-вом орг-ции с тем, чтобы они могли пройти сертификацию по единым м/н критериям.
8 принципов менеджмента кач-ва, к-ые положены в основу данных стандартов:
Ориентация на потребителя, возможность реализации производимых организацией продуктов и успех в бизнесе зависят от их соответствия потребностям и ожиданиям потребителей;
Лидерство руководителя, руководители высшего звена своим личным примером демонстрировал приверженность качеству;
Вовлечение работников, дает возмож использовать их на благо организации;
Процессный подход, предполагает проектирование системы менеджмента качества как системы, управляющей совокупностью взаимосвязанных процессов. Под процессом понимается последовательность действий, к-ые создают дополнительные ценности путем преобразования с помощью ресурсов входящих элементов в требуемые входящие;
Системный подход в менеджменте, управление системой взаимосвязанных процессов;
Постоянное улучшение, эф-ть всех процессов организации должна постоянно улучшаться;
Взаимовыгодные отношения с поставщиками, без высокого качества материалов, полуфабрикатов и комплектующих, поставляемых организации, невозможно решать проблемы обеспечения должного качества готовой продукции;
Принятие решений, основанное на фактах, анализ данных и информации.
- 1.Менеджмент как наука. Принципы менеджмента.
- 2. Функции и методы менеджмента.
- 3. Характеристика основных школ менеджмента.
- 4. Процессный, системный и ситуационный подходы в управлении.
- 5. Сущность и содержание управленческого цикла.
- 6. Лидерство и стили управления.
- 7. Планирование и контроль в системе менеджмента.
- 10. Сравнительный анализ различных теорий мотивации.
- 2 Теория существования, связи и роста Альдерфера
- 3 Теория потребностей МакКлелланда
- 3 Двухфакторная теория Герцберга
- 1 Теория ожиданий Врума
- 2 Теория справедливости Адамса
- 3 Теория Портера-Лоулера
- 8. Теория корпоративного управления
- 12. Организация как объект управления. Классификация организации. Интеграция организации.
- 13. Социальная ответственностьи этика менеджмента.
- 79. Управление изменениями в организации. Причины сопротивления изменениям и рекомендации по управлению процессами перемен.
- 14. Основные изменения характеристики современного бизнеса. Базовые модели управления и их основные характеристики. Классификация моделей управления.
- 15. Принципы формирования организационных структур и организационные отношения в системе менеджмента. Типы организационных связей и иерархические структуры управления.
- 16. Цели организации. Правила построения дерева целей. Кправление по целям (результатам), преимущества и недостатки.
- 17.Основные принципы организации управленческого контроля, требования к эффективной системе контроля. Подходы к оценке эффективности контрольной деятельсности, Стратегии и формы контроля.
- 18. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли.
- 19.Возникновение и развитие управленческой мысли в России.
- 20. Фондовая биржа. Виды операций на рынке ценных бумаг.
- 21.Инфляция и ее виды. Индексы цен. Антиинфляционные меры в экономической политике государства.
- 22.Система отношений собственности в современной экономике.
- 24.Свойства товара. Концепции стоимости: трудовая теория стоимости и маржинализм.
- 25. Закономерности возникновения денег. Функции денег. Эволюция денежных систем.
- 26. Цикличность экономического развития. Виды циклов.
- 27.Недостатки рыночных систем. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики.
- 30.Кредит и его виды. Элементы кредитной сделки. Классиф-ция кредитных операций. Лизинг. Факторинг.
- 31.Виды ценных бумаг. Цели их эмиссии и механизм размещения. Гос. Регулирование рцб.
- 32.Основные этапы развития эк. Знаний. Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия.
- 33.Марксистская школа в политэкономии. Концептуальные положения и современные взгляды.
- 9. Модели корпоративного управления.
- Англо-американская модель
- Область распространения модели: сша, Канада, Великобритания, Австралия, Новой Зеландия.
- 5. Требования к раскрытию информации.
- Немецкая (Германская) модель
- Область распространения модели: Нидерланды, Скандинавия, во Франции и Бельгии также начали применять элементы немецкой модели.
- 4. Состав Совета директоров.
- 5. Требования к раскрытию информации.
- Японская модель
- Область распространения модели.
- 5. Требования к раскрытию информации.
- 11. Системный подход в менеджменте. Организация как система. Организация как система процессов. Системный подход.
- Организация как система управления.
- Организация как система процессов
- 23. Рынок: сущность, функции и виды.
- 28. Налоговая система Российской Федерации
- 34. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста.
- 29. Банковская система России. Банки, их виды. Функции и операции банков.
- 35.Ввп, способы их измерения. Соотношение показателей в системе национальных счетов.
- 36.Совокупный спрос и совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 37.Равновесие на денежном рынке. Спрос на деньги, факторы его определяющие. Предложение денег.
- 1) Доход (y); 2) % ставка (r).
- 38. Безработица и ее виды. Естественный уровень безработицы. Кривая Филипса. Регулирования рынка труда.
- 39.Бюджетный дефицит, способы его финансирования. Управление государственным долгом.
- 40.Дискреционная и недискреционная бюджетно-налоговая политика. Мультипликатор бюджетно-налоговой политики.
- 41. Внешний и внутренний баланс малой открытой экономики (моэ).
- 42. Платежный баланс, его статьи, счета.
- 43.Уравнение вр. График вр, его сдвиги. Наклон линии вр.
- 44. Конкуренция и ее виды в рыночной модели хозяйствования.
- 91. Организация разработки и выполнения управленческого решения. Контроль реализации управленческого решения.
- 45.Заработная плата. Маркситский подход и современная неоклассическая трактовка. Формы и системы заработной платы.
- 46.Проблема внешних эффектов. Теорема Коуза-Стиглица.
- 47.Основные теории спроса и предложения. Динамические и статистические модели рыночного равновесия. Устойчивость равновесия.
- 48.Эластичность спроса по цене и кривая рыночного спроса. Точечная и дуговая эластичность. Факторы, влияющие на значение ценовой эластичности спроса.
- 50. Бюджетные ограничения. Влияние изменений дохода и цен на бюджетные возможности покупателей. Рациональный потребительский выбор.
- 51.Влияние изменений цен и дохода на выбор потребителя. Построение кривой спроса на основе кривых «цена – потребление». Кривые Энгеля.
- 52.Производственная функция. Ее свойства. Изокванта. Предельная норма технологического замещения. Изокоста. Оптимизация производственного выбора.
- 53.Экономические и бухгалтерские издержки. Безвозвратные издержки. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 54.Рынок совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы. Валовой, средний, предельный доход. Анализ максимизации прибыли конкурентной фирмы.
- 55.Монополия и рыночная власть, ее измерение Показатели рыночной власти. Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде. Ценовая дискриминация на рынках.
- 56. Рынок монополистической конкуренции. Краткосрочное и долговременное равновесие фирмы при монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность.
- 57.Рынок олигополии, его основные характеристики. Лидерство в ценах. Картельные соглашения. Ценовые войны. Модель дуополии Курно.
- 58. Рынок труда. Рыночный спрос на труд. Кривая предложения труда. Рыночное равновесие на рынке труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
- 59.Рынок капиталов. Дисконтирование. Приведенная к настоящему периоду ценность благ. Чистая приведенная стоимость.
- 60.Общее рыночное равновесие. Модель движения к общему равновесию для взаимосвязанных рынков. Экономическая эффективность и общественное благосостояние.
- 61.Управление ассортиментом товаров на предприятии.
- 62.Понятие товара в маркетинге. Стратегия предприятия на разных этапах жизненного цикла товара.
- 63.Анализ потребительского рынка. Сегментация и отбор целевых сегментов рынка.
- 64.Управление каналами распределения товаров.
- 65.Организация маркетинговых исследований на предприятии.
- 66.Сравнительная характеристика средств стимулирования спроса.
- 67.Понятие и сущность организации. Жц организации.
- 68.Внутренняя и внешняя среда организации.
- 69.Организационная культура: сущность и типология.
- 70.Законы функционирования и развития организации.
- 71.Международное движение капитала и рабочей силы. Предпосылки, формы и последствия вывоза капитала. Миграция трудовых ресурсов: интересы стран иммиграции и эмиграции.
- 73.Основные фонды предприятия: методы оценки и структура. Показатели состояния и воспроизводства основных фондов. Показатели использования основных фондов.
- 74.Статистика производительности труда.
- 75.Статистика промышленной продукции: содержание, задачи, основные показатели, анализ динамики.
- 76.Себестоимость продукции. Классификация и учет затрат по их видам. Методы Absorption Costing и Direct Costing.
- 77.Состав и порядок составления финансовой отчетности.
- 78.Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов.
- 80.Коммуникативное поведение в организации. Основные элементы процесса коммуникаций.
- 81.Понятие команды. Методы формирования команд. Этапы развития команды: от традиционного контроля к самоуправлению.
- 82.Формальные и неформальные группы в организации.
- 83.Стратегический менеджмент: сущность, этапы и уровни стратегического и оперативного управления.
- 84.Стратегический анализ: step и swot – анализ.
- 92. Аналитические методы при разработке и принятии управленческих решений. Краткая характеристика основных аналитических методов.
- 85.Портфельный анализ деятельности организации. Матрицы портфельного анализа.
- 86.Процесс разработки и реализации стратегии предприятия.
- 87.Социологические методы исследования систем управления.
- 88.Состав и выбор методов исследования систем управления.
- 89.Методы экспертных оценок в исследовании системы управления.
- 90.Характеристика и классификация управленческих решений. Алгоритм процесса принятия управленческого решения.
- 97.Направление развития теории принятия решений: теория принятия оптимальных решений (тпор) и психологическая теория решений (птр).
- 94.Целевая ориентация управленческих решений. Целевые и процессорные технологии.
- 95.Природа и сущность решений. Области решений. Принципы и признаки управленческих решений.
- 99. Виды моделей, применяемых для работки управленческих решений
- 96.Управленческий анализ в системе менеджмента. Виды, содержание, предмет анализа. Особенности и принципы управленческого анализа.
- 106. Санация в антикризисном управлении. Принципы проведения санации. Основные процедуры санации
- Процедуры санации
- 107. Диагностика кризисов в организации
- 101.Виды угроз безопасности ис и ит. Методы и средства защиты информации.
- 100.Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности.
- 102.Государственное регулирование кризисных ситуаций.
- 103.Понятие кризиса. Причины его возникновения. Типология кризисов.
- 104.Кризисы в управлении организацией.
- 105.Банкротство п/п: сущность и процедуры.
- 108.Логистическая система управления запасами.
- 109.Сущность и задачи транспортной логистики.
- 120.Этапы создания системы качества на предприятии
- 110.Управление деловой оценкой персонала. Аттестация как форма деловой оценки.
- 111.Сущность, цели и задачи кадрового планирования. Расчет численности персонала.
- 113.Жизненный цикл инноваций. Стадии инновац. Проекта их содержание и результаты.
- 114.Формы и цели определенияния прав на интеллектуальную собственность в рамках инновационного проекта.
- 115.Источники и этапы финансирования инновационных проектов, их хр-ка.
- 116.Разработка бизнес-плана проекта.
- 117.Роль сертификации и, лицензирования и системного менеджмента качества в деле повышения качества продукции и процессов.
- 118.Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества.
- 119.Процессный и системный подходы к управлению качеством.
- 121.Центры финансовой ответсвенности: понятие, признаки, типы.
- 122.Бюджетирование: сущность, назначение, типы и содержание основных бюджетов.
- 123.Система контроллинга. Критерии оценки деятельности центров финансовой ответсвенности.
- 124.Сущность и основные направления государственного регулирования экономики.
- 125. Ценовая политика фирмы на разных типах рынка
- 127.Западноевропейская и американская концепции эффекта финансового рычага.
- 128.Эффект операционного рычага. Степень воздействия эффекта операционного рычага.
- 129.Сущность капитала предприятия, анализ его стоимости и структуры, принципы формирования.
- 130.Временная стоимость денег. Принцип начисления сложных и простых ссудных процентов и учетных ставок.
- 131.Сравнительная характеристика источников финансирования деятельсноти организации.
- 132.Критерии оценки инвестиционных проектов.
- 133.Анализ и управление дебиторской задолженностью.
- 134.Анализ и управление производственными запасами.
- 135.Анализ безубыточности. Критический объем производства.
- 136.Состав и структура себестоимости, методы управления издержками.
- 149.Анализ затрат хазяйственной деятельности. Задачи анализа информационное обеспечение и классификация затрат.
- 140.Анализ финансового состояния и финансовой устойчивости.
- 126.Методы ценообразования
- 2. На конъюнктуру рынка — рыночные методы
- 137. Анализ формирования, распределения и использования прибыли на предприятии. Дивидендная политика.
- 138. Понятие и классификация денежных потоков предприятия. Управление денежными потоками: цели, задачи, этапы управления, методы оптимизации.
- 139. Анализ деловой активности организации
- 141. Факторный анализ прибыли
- 142.Анализ маржинального дохода и запасов финансовой прочности.
- 143.Управление ликвидностью коммерческого банка.
- 98.Приведение ситуаций к типовым при принятии управленческих решений. Виды упрощений. Архетипы и когнитивное моделирование.
- 145. Основные методы управления предпринимательскими рисками.
- 146. Методы анализа инвестиционных проектов
- 150. Международные стандарты финансовой отчетности (мсфо): сущность, основополагающие принципы и допущения, требования к представлению финансовой информации.
- 147.Налоговые проверки, их виды и процедуры.
- 148.Экономические, юридические и организационные принципы налогообложения.