logo search
Учебник Зуба

Диспозиция

Проблем у челябинских тракторостроителей, конечно, еще хватает. Одни достались в наследство от советских времен. На ориентированном на массовое стандартизированное производство ЧТЗ были установлены жесткие автоматические и поточно-механизированные линии. Но они совершенно не приспособлены ни для быстрой переналадки, ни для производства небольших партий – даже если необходимо сделать всего один трактор, запускать приходится всю линию, что приводит к несоизмеримым расходам энергии, воды, смазочных материалов, трудовых затрат. Времена, когда завод делал в год по 30 тыс. тракторов, миновали. Поэтому необходимо менять конвейерные линии на обрабатывающие центры и станки с ЧПУ, переходя на гибкую технологию производства. Проблема вполне решаемая, но требующая денег и времени.

Другие трудности стали следствием «правления» предыдущего руководства. За время неразберихи был пропущен один цикл модернизации энергомагистралей. Пока удается держаться на ремонте, но рано или поздно это весьма затратное мероприятие проводить придется.

Наконец, достигнут еще один предел – предел повышения технических характеристик выпускаемой заводом спецтехники за счет модернизации уже созданных образцов. «Дальнейшее развитие возможно только на основе новых технических решений и использования иных конструкционных материалов», – говорит Ханиф Мингазов. А это требует уже совсем другого финансирования. За последние два с половиной года на модернизацию серийных и разработку новых образцов спецтехники ЧТЗ потратил из собственных средств 250 млн. рублей. И, конечно, на заводе будут продолжать эту работу за свой счет и дальше. Но не лишней была бы помощь государства, хотя бы и косвенная.

Впрочем, вне зависимости от того, будет ли оказана такая помощь и вернет ли себе ЧТЗ положение «почти монополиста» на внутреннем рынке, одно можно сказать уверенно: худшее у завода уже позади.