logo search
Pechat_otvety

14. Основные изменения характеристики современного бизнеса. Базовые модели управления и их основные характеристики. Классификация моделей управления.

Под моделью управления понимается теоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внеш среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодейст-я ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль за ситуацией, движущие силы развития и мотивационную политику.

Японская модель мен-а/ Американская модель мен-та:

  1. Доминирующие качества делового человека

    1. -Умение работать в "команде", ориентация на коллектив, отказ от выпячивания собственного "Я", нежелание рисковать

    2. Отказ от индивидуализма, переход к коллективным формам, стремление к продуманному риску

  2. Критерии к продвижению по службе

    1. Жизненный опыт, хорошее знание производства. Медленное должностное продвижение

    2. Высокая квалификация, способность к обучению. Перемещение в должности происходит быстро.

  3. Профессиональная компетентность

    1. Специалисты широкого профиля, специальные требования и формы повышения квалификации: обязательная переподготовка; ротация места работы (должности); письменные отчеты о работе.

    2. Тенденция перехода от узкой специализации к овладению несколькими смежными специальностями. Традиционные формы обучения и повышения квалификации.

  4. Процесс принятия решений

    1. Снизу вверх, принятие решения по принципу консенсуса; решение принимается долго, реализуется быстро.

    2. Сверху вниз, индивидуальность принятия решения менеджером; принимаются быстро, реализуются медленно.

  5. Отношение работников к фирме и работе

    1. Пожизненный найм, переход в другую фирму считается неэтичным поступком. Главные мотивы поведения сотрудников характеризуются социально- психологическими факторами (чувством принадлежности к коллективу и др.).

    2. Краткосрочный найм, частая смена работы в зависимости от материальных благ. Главный мотив — экономические факторы (деньги).

  6. Характер проведения инноваций

    1. Эволюционным путем

    2. Революционным путем

  7. Форма деловых отношений

    1. Личные контакты на основе взаимного доверия

    2. Контракты

Классификация моделей управления

Осн критерии классиф-и и соответств-е им модели управления:

*по виду преобладающей собственности на средства произ-ва (капиталистическая, социалистическая, корпоративная);

*по степени рыночного влияния на эк-ку (рыночная либеральная, рыночная с элементами гос-го регулир-я, соц-я рыночная, модель гос-го управления с развитыми рыночными отношениями, модель централизованного планового управления с элементами рынка);

*по масштабу и уровню управления (макромодель, отраслевая модель, региональная модель, муниципальная модель, микромодель);

*по хар-ру реализации властных полномочий (авторитарная, демократическая)

*по месту человека в системе производительных сил (доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная);

*по территориальному происхождению и месту широкой адаптации (российская, американская, японская, шведская, германская, бразильская, советская и т.п.);

*по принадлежности к соответствующим школам менеджмента (шк "научного менеджмента", шка "рациональной бюрократии", "административная" шк, "классическая" шк, шк НОТ, шк "человеческих отношений", мотивационная шк, шк "организационного поведения");

*по роли и месту человека в системе управления (модели на базе "теории Х" и "теории Y", модель на базе "теории Z");

*по отдельным управленческим признакам (модель 7-С, корпоративная модель "IBM", модель управления по результатам);

*по отношению к изменениям во внеш и внутр среде (статическая, или традиционная, консервативная, текущего состояния; ситуационная; адаптивная, или опережающая, инновационная; динамическая, или прогнозная, вероятностная, модель развития).

Е. говорить об управлении орг-цией, то доминирующими явл следующие три модели:

1) жесткая (формальная, административная, авторитарная) модель;

2) мягкая (неформальная, соц-но-психологическая, органическая) модель;

3) комбинированная модель, в достаточно сбалансированной форме сочетающая в себе элементы и жесткой, и мягкой модели.