12.2.8. Виртуальные организации
Эти организации возникли совсем недавно, но своими успехами и быстрым развитием привлекли внимание исследователей, озадаченных прогнозирование м тенденций развития организационных структур. История их появления выглядит следующим образом: в конце 1980-х гг., благодаря новым возможностям, предоставляемым информационными технологиями, возникли и стали широко распространяться две уже упоминавшиеся организационные инновации: даунсайзинг и аутсорсинг.
Аутсорсинг имеет смысл в том случае, когда привлекаемые ресурсы не являются решающими для достижения конкурентного успеха, или когда оно становится единственной возможностью достижения успеха. Так, например, когда фирма «Apple» завершила создание своего первого ноутбука «Macintosh Powerbook 100», она заключила договор на его производство с фирмой Sony, обеспечивая, таким образом, быстрый выход новых компьютеров на рынок. И хотя подобные действия могут показаться довольно необычными, они не являются таковыми. Одним из промышленных аналитиков было подсчитано, что около 30 процентов американских крупных промышленных фирм обеспечивают привлечение из внешних источников большей половины ресурсов, задействованных в производстве. Такие связи, обусловленные аутсорсингом, могут становиться устойчивыми, возникают устойчивые сети, о которых мы уже говорили выше.
Однако если продолжить тенденции, обусловленные аутсорсингом, то мы получим собственно виртуальную организацию.
Сам термин «виртуальность» появился в теории проектирования компьютеров для определения памяти, которая используется как временная память на жестком диске. Когда программа-приложение узнает, что ей не хватает оперативной памяти для выполнения определенной операции, вместо того, чтобы прекратить выполнение задачи, она начинает использовать жесткий диск как временную память. Это позволяет пользователю полностью воспользоваться всеми возможностями программы-приложения, что было бы неосуществимо при использовании только оперативной памяти компьютера.
В подобном значении термин «виртуальность» используется применительно и к организациям: границы организаций (как и ограничения объема оперативной памяти компьютера) больше не являются препятствием для выполнения задач очень большого масштаба, так как виртуальная организация (подобно программе, использующей память жесткого диска) может практически неограниченно черпать из внешней среды ресурсы, необходимые для выполнения задачи. Главный же и уникальный ресурс такой организации – знания или интеллектуальный капитал. Каждая составная часть виртуальной организации замыкается на специалиста, который одновременно является и экспертом, определяющим, какие ресурсы из внешней среды следует привлечь. Или, другими словами, знающий, с какими организациями, на какой срок и на каких условиях следует заключить соглашения, чтобы задача была выполнена наиболее эффективным образом. Последнее очень важно, так как виртуальные организации действуют в конкурентной среде, являются субъектами рыночных отношений и на них распространяются все факторы, определяющие успех в конкурентной борьбе – снижение стоимости предоставляемой продукции или услуг, увеличение их разнообразия, предоставление новых возможностей послепродажного обслуживания, экономия времени клиентов и тому подобное.
Виртуальные организации действуют и могут действовать практически в любой сфере бизнеса. Нет принципиальных запретов для их работы в сфере некоммерческих, муниципальных, правительственных организаций, однако наибольшее распространение они получили в инновационной сфере, в сфере развития и внедрения новых технологий, то есть там, где их преимущества наиболее очевидны.
Быстрое реагирование на технологические изменения, изменения потребностей покупателей обеспечивают гибкость виртуальных организаций. Они могут изменять производство (товары, объемы, методы) меняя своих поставщиков, привлекая новые организации в относительно короткие сроки. И это происходит значительно быстрее, чем, если бы они имели собственную производственную базу. Небольшие фирмы, входящие в сеть, управляемую виртуальной организацией, могут изменяться примерно в одном темпе: те, кто отстают, будут исключены из сети и заменены новыми, более гибкими, более адаптивными. Фирмы, объединенные в сеть, разделяют некоторую общую технологическую «идеологию». Они накапливают и обмениваются данными, они могут содействовать анализу, поддержке решений, подготовке презентаций, отчетов. Они становятся частью общего потока работ, настолько сложного, что его невозможно было бы скоординировать, не появись современные информационные технологии.
Помимо гибкости и скорости реагирования на изменения, виртуальные организации обладают и другими преимуществами. В частности, в них совершенно преображается система контроля. У них нет необходимости контролировать соблюдение трудовой дисциплины персоналом или технологических параметров потоков. По некоторым данным до трети рабочего времени сотрудников виртуальной организации отводится на контроль движения информации, товаров и услуг как внутри сети, так и за ее пределами (Franks, 1998). Поэтому особое внимание уделяется отношениям между партнерами, входящими в сеть: недоверие к партнерам по сети, конфликты, «высасывающие» энергию из людей и организаций – непозволительная роскошь. Естественно, что все отношения между партнерами, регламентируются договорами, но этого не достаточно. «Виртуальное рукопожатие» должно основываться на доверии так же основательно, как если бы это было сделано на основе устраивающего все стороны документа.
В реальной жизни организации непрерывно эволюционируют и при необходимости вносят изменения в свои структуры. Этот процесс приводит к образованию сложных структур, отвечающих требованиям момента. Чаще всего на практике встречаются смешанные структуры, объединяющие черты функциональных структур и структур по типу продукта или услуги.
- Внешняя среда организации
- Внутренняя среда организации
- 1.1. Мультидисциплинарный подход к антикризисному управлению
- Индивидуальные и коллективные реакции на кризис:
- Изменения во внешней среде
- Неудача Результат успех
- 1.2. Понимание эффективности аку
- Таб. 1.1. Кризисное управление с точки зрения эффективности
- Природные, военные и социотехнические катастрофы
- Литература
- Глава 2
- 2.1. Определение кризиса и кризисных ситуаций
- 2.2. Негативные последствия кризиса для организации
- 2.3. Система стейкхолдеров антикризисного управления
- Таб. 1. Интересы стейкхолдеров организации
- 2.4. Содержание антикризисного управления
- 1.5. Функции антикризисного менеджера
- 1.6. Позитивные последствия кризиса
- 1.7. Типичные ошибки аку
- Литература
- Глава 3
- Обыденные и административные решения
- Уровни и типы управленческих решений
- 1.3.1. Уровни принятия решений
- 1.3.2. Запрограммированные и незапрограммированные решения
- Инкрементализм в принятии решений
- 1.4. Рациональное принятие решений
- 3.4.1. Осознание проблемы, требующей решения
- 3.4.2. Идентификация проблемы
- 3.4.3. Разработка альтернатив решения
- 3.4.4. Разработка критериев оценки альтернатив
- 3.4.5. Оценка альтернатив
- 3.4.7. Выбор альтернативы
- 3.4.8. Выполнение решения и его проверка
- 3.5. Эффективность организации и требования к технологиям
- 3.5.1. Форма и смысл показателей эффективности
- 3.5.2. Требования к показателям эффективности
- 3.5.3. Критерии эффективности
- 3.5.4. Шкалы показателей эффективности
- Глава 4
- 4.1. Личностные факторы в принятии решений
- 4.1.1. Субъективная рациональность – индивидуальное восприятие ситуации принятия решения
- 4.2. «Адекватные» решения
- 4.3. Выявление психологических проблем
- Глава 5
- 5.1. Виды управленческих рисков в аку
- 5.3. Методы оценки риска в аку
- 5.4. Способы снижения риска
- 5.5. Методы управления риском в аку
- Глава 6 антикризисная диагностика организации
- 6.1. Параметры внешней среды организации
- 6.2. Характеристики внутренней среды и их значение для аку
- 6.2.1. Значение ключевых элементов организации для аку
- 6.2.2. Осуществление анализа внутренней среды
- 6.3. Антикризисная устойчивость организации
- 6.4. Диагностика предкризисных сигналов
- 6.5.1. Методы прогнозирования, основанные на суждениях и оценках
- 6.5.2. Прогнозирование с помощью количественных методов
- 6.6. Методы обнаружения слабых мест организации
- Таб. 6.3. Получение информации от стейкхолдеров
- Клиенты
- Сми и журналисты
- Глава 7
- 7.1. Антикризисное планирование и организационные цели
- 7.1.1. Необходимость целей
- 7.1.2. Определение организационных целей
- 7.2. Понимание антикризисного планирования
- 7.3. Процесс антикризисного планирования
- 2. Стратегические планы (специалисты-плановики и менеджеры высшего звена)
- 3. Промежуточные вспомогательные планы (координация усилий специалистов по планированию и менеджеров среднего звена)
- 4. Рабочие планы (совместные усилия менеджеров среднего и низшего уровня)
- 7.4. Уровни управления и антикризисное планирование
- 7.4.1. Планирование на уровне высшего звена управления
- 7.4.2. Планирование на уровне среднего звена управления
- 7.4.3. Планирование на низовом уровне управления
- 7.5. Команда антикризисного планирования и управления
- 7.5.1. Преимущества командной работы в аку
- Таб. 7.2. Варианты работы в группах и командах
- Управление количественным составом команды аку
- 6.5.5. Задачи команды аку
- 7.6. Работа с планом аку
- 6.7. Организация и проведение антикризисных тренингов
- 7.8. Организационный контроль в аку
- 7.8.1. Определение процесса контроля
- 7.8.2. Принципы построения эффективной системы контроля в аку
- 7.8.3. Процесс контроля в аку
- 7.8.4. Контроль и организационный менеджмент
- 7.8.5. Характеристики эффективного контроля
- 7.8.6. Поведенческие аспекты контроля
- Литература
- Глава 8
- 8.1. Модель и методология стратегического менеджмента
- 8.2. Миссия организации как основа концепции аку
- 8.2.1. Содержание миссии организации
- 8.2.2. Ключевые цели и задачи организации
- 8.3. Природа стратегических решений и их связь с аку
- 8.3.1. Особенности стратегических решений
- 8.3.2. Стратегическое планирование в сравнении с ежегодным составлением сметы и прогнозированием
- 8.4. Уровни стратегического управления
- 8.4.1. Корпоративная стратегия
- Коттеджей
- 8.4.2. Стратегия предприятия
- 8.4.3. Функциональная стратегия
- 8.5. Слагаемые стратегического управления
- Обратная связь
- Анализ внешней обстановки;
- 8.5.2. Стратегический выбор
- 8.5.3. Реализация стратегии
- 8.6. Анализ swot как средство принятия стратегических решений
- Таб. 8.4. Стратегия поведения организации на основе swot-анализа
- 8.7. Стратегическое изменение
- 8.7.1. Значение термина «стратегическое изменение»
- 8.7.2. Стадии реализации стратегического изменения
- 8.7.3. Стратегии осуществления антикризисных изменений
- 8.7.4. Преодоление сопротивления антикризисным изменениям
- Глава 9
- 7.1. Организационные меры по предотвращению кризиса
- 7.2.2. Сокращение расходов
- 7.2.3. Снижение затрат
- Таб. 3.2. Применение методов снижения издержек
- Сокращение затрат на сырье и материалы. Для сокращения затрат на покупку сырья и материалов компания может сделать следующее:
- Найти новых поставщиков.
- 5.2.4. Сокращение активов
- 5.2.5. Создание дополнительной прибыли
- 5.3. Факторы, определяющие выбор стратегии восстановления (выхода из кризиса)
- Факторы внешнего окружения. Данные факторы можно классифицировать как те, которые сопряжены с характеристиками спроса и предложения. Основные характеристики спроса связаны с покупателями и товарами.
- Внутренние факторы. Выше была описана система внутренних факторов аку. Здесь же выделим те из них, которые чаще всего учитываются при выборе стратегии восстановления.
- Литература
- Глава 10
- 8.1. Принципы рациональной организации кризисных коммуникаций
- 8.2. Внутриорганизационные коммуникации во время кризиса
- 8.3. Коммуникации с покупателями и клиентами во время кризиса
- 8.4. Коммуникации со средствами массовой информации во время кризиса
- Глава 11
- 10. 1. Факторы, определяющие выбор стратегии восстановления
- 10.1.1. Факторы внешнего окружения
- 10.1.2. Внутренние факторы
- 10.1.3. Кризисный бизнес-реинжиниринг
- Таб. 10.1. Общие итоги осуществления реинжиниринга
- 10. 2. Стратегии поворота
- 10.2.1. Изменение ценообразования
- 10.2.2. Переориентация
- 10.2.3. Разработка нового товара
- 10.2.4. Рационализация ассортимента товаров
- 10.2.5. Сосредоточение на продажах и рекламе
- 10.3. Стратегии выхода
- 10.3.1. Изъятие инвестиций
- 10.3.2. Проблемы выбора и реализации изъятия инвестиций
- 10.3.3 Выкуп управляющими
- Глава 12
- 12.1. Основные параметры организационной структуры в аспекте антикризисного менеджмента
- 12.1.1. Объем управления и пространство контроля
- Директор
- Руководитель а
- Руководитель в
- 12.1.2. Иерархия: вертикальные и горизонтальные организации
- 12.1.3. Централизация и децентрализация принятия решений
- 12.1.4. Специализация
- 11.1.5. Регламентация
- 11.1.6. Единоначалие и двойное подчинение
- 12.2.1. Функциональные структуры
- 12.2.2. Структуры по типу продукта или услуги
- 12.2.3. Структурирование по географическому признаку
- 12.2.4. Проектные команды
- 12.2.5. Матричные структуры
- 12.2.7. Сетевые структуры
- 12.2.8. Виртуальные организации
- 12.3. Проектирование организационной структуры
- 12.3.1. Классический и неоклассический подходы: поиск единственной лучшей структуры организации
- 12.3.2. Ситуационный подход: структура, соответствующая внешним условиям
- Таб.12.4. Условия работы, механические и органические структуры
- 12.4. Структура организаций будущего
- Литература
- Глава 13
- 13.1. Значение и функции оценки последствий кризиса
- Сбор информации для управления процессами
- 13.3 Регулирование управления кризисом
- Таб. 13.1. Сравнение фирм и нко с точки зрения целей
- 13.4.2. Отличия с точки зрения эффективности
- Глава 14 конкретные ситуации для анализа и иллюстрации
- Вопросы и задания
- Кредиторы
- Задание
- Траектория роста
- Коренной перелом
- Шаг за шагом
- Основной капитал
- Потенциал развития
- Возвращение
- Дамоклов меч банкротства
- Диспозиция
- Вопросы и задания
- Вопросы
- Задание
- Антикризисные мероприятия
- Мероприятия в посткризисный период
- Задание
- Новый хозяин тайги
- Новая высшая команда управления решает проблемы компьютерной корпорации dell
- Приложение 1 Производство основных видов продукции легкой промышленности
- Приложение 2 Основные показатели работы легкой промышленности
- Приложение 3
- Товарная структура розничного товарооборота
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Трехголовая группа
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Оao «кзоцм»
- I. Исходное состояние предприятия История развития «кзоцм»
- Миссия «кзоцм»
- II. Услуги консультантов.
- Траектория роста
- Коренной перелом
- Шаг за шагом
- Основной капитал
- Потенциал развития
- Возвращение
- Дамоклов меч банкротства
- Диспозиция
- Вопросы
- Xel: маленькая телекоммуникационная
- Вопросы и задания
- Враждебное поглощение
- Вопросы
- Вопросы
- Ассоциация не замечает тревожных сигналов
- Производитель бумаги проводит пресс-тренинг
- Определение результатов и действия
- Определение результатов и действия
- От 4 до 6 ответов «нет»
- Определение результатов и действия
- Определение результатов и действия
- Тест 6
- Оцените истинность следующих утверждений
- Определение результатов и действия
- От 7 до 8 правильных ответов
- От 9 до 10 правильных ответов
- Определение результатов и действия
- Определение результатов и действия
- Оценка Вашей ответной реакции на кризис
- Определение результатов и действия