logo search
Учебник Зуба

12.2.8. Виртуальные организации

Эти организации возникли совсем недавно, но своими успехами и быстрым развитием привлекли внимание исследователей, озадаченных прогнозирование м тенденций развития организационных структур. История их появления выглядит следующим образом: в конце 1980-х гг., благодаря новым возможностям, предоставляемым информационными технологиями, возникли и стали широко распространяться две уже упоминавшиеся организационные инновации: даунсайзинг и аутсорсинг.

Аутсорсинг имеет смысл в том случае, когда привлекаемые ресурсы не являются решающими для достижения конкурентного успеха, или когда оно становится единственной возможностью достижения успеха. Так, например, когда фирма «Apple» завершила создание своего первого ноутбука «Macintosh Powerbook 100», она заключила договор на его производство с фирмой Sony, обеспечивая, таким образом, быстрый выход новых компьютеров на рынок. И хотя подобные действия могут показаться довольно необычными, они не являются таковыми. Одним из промышленных аналитиков было подсчитано, что около 30 процентов американских крупных промышленных фирм обеспечивают привлечение из внешних источников большей половины ресурсов, задействованных в производстве. Такие связи, обусловленные аутсорсингом, могут становиться устойчивыми, возникают устойчивые сети, о которых мы уже говорили выше.

Однако если продолжить тенденции, обусловленные аутсорсингом, то мы получим собственно виртуальную организацию.

Сам термин «виртуальность» появился в теории проектирования компьютеров для определения памяти, которая используется как временная память на жестком диске. Когда программа-приложение узнает, что ей не хватает оперативной памяти для выполнения определенной операции, вместо того, чтобы прекратить выполнение задачи, она начинает использовать жесткий диск как временную память. Это позволяет пользователю полностью воспользоваться всеми возможностями программы-приложения, что было бы неосуществимо при использовании только оперативной памяти компьютера.

В подобном значении термин «виртуальность» используется применительно и к организациям: границы организаций (как и ограничения объема оперативной памяти компьютера) больше не являются препятствием для выполнения задач очень большого масштаба, так как виртуальная организация (подобно программе, использующей память жесткого диска) может практически неограниченно черпать из внешней среды ресурсы, необходимые для выполнения задачи. Главный же и уникальный ресурс такой организации – знания или интеллектуальный капитал. Каждая составная часть виртуальной организации замыкается на специалиста, который одновременно является и экспертом, определяющим, какие ресурсы из внешней среды следует привлечь. Или, другими словами, знающий, с какими организациями, на какой срок и на каких условиях следует заключить соглашения, чтобы задача была выполнена наиболее эффективным образом. Последнее очень важно, так как виртуальные организации действуют в конкурентной среде, являются субъектами рыночных отношений и на них распространяются все факторы, определяющие успех в конкурентной борьбе – снижение стоимости предоставляемой продукции или услуг, увеличение их разнообразия, предоставление новых возможностей послепродажного обслуживания, экономия времени клиентов и тому подобное.

Виртуальные организации действуют и могут действовать практически в любой сфере бизнеса. Нет принципиальных запретов для их работы в сфере некоммерческих, муниципальных, правительственных организаций, однако наибольшее распространение они получили в инновационной сфере, в сфере развития и внедрения новых технологий, то есть там, где их преимущества наиболее очевидны.

Быстрое реагирование на технологические изменения, изменения потребностей покупателей обеспечивают гибкость виртуальных организаций. Они могут изменять производство (товары, объемы, методы) меняя своих поставщиков, привлекая новые организации в относительно короткие сроки. И это происходит значительно быстрее, чем, если бы они имели собственную производственную базу. Небольшие фирмы, входящие в сеть, управляемую виртуальной организацией, могут изменяться примерно в одном темпе: те, кто отстают, будут исключены из сети и заменены новыми, более гибкими, более адаптивными. Фирмы, объединенные в сеть, разделяют некоторую общую технологическую «идеологию». Они накапливают и обмениваются данными, они могут содействовать анализу, поддержке решений, подготовке презентаций, отчетов. Они становятся частью общего потока работ, настолько сложного, что его невозможно было бы скоординировать, не появись современные информационные технологии.

Помимо гибкости и скорости реагирования на изменения, виртуальные организации обладают и другими преимуществами. В частности, в них совершенно преображается система контроля. У них нет необходимости контролировать соблюдение трудовой дисциплины персоналом или технологических параметров потоков. По некоторым данным до трети рабочего времени сотрудников виртуальной организации отводится на контроль движения информации, товаров и услуг как внутри сети, так и за ее пределами (Franks, 1998). Поэтому особое внимание уделяется отношениям между партнерами, входящими в сеть: недоверие к партнерам по сети, конфликты, «высасывающие» энергию из людей и организаций – непозволительная роскошь. Естественно, что все отношения между партнерами, регламентируются договорами, но этого не достаточно. «Виртуальное рукопожатие» должно основываться на доверии так же основательно, как если бы это было сделано на основе устраивающего все стороны документа.

В реальной жизни организации непрерывно эволюционируют и при необходимости вносят изменения в свои структуры. Этот процесс приводит к образованию сложных структур, отвечающих требованиям момента. Чаще всего на практике встречаются смешанные структуры, объединяющие черты функциональных структур и структур по типу продукта или услуги.