86.Процесс разработки и реализации стратегии предприятия.
Процесс формир-я и реал-и стратегии по М. Мэскону: Миссия орг-ции → цели орг-ции → анализ внеш среды → анализ внутр среды → анализ стратегич-х альтернатив → выбор стратегии → реализация стратегии → оценка стратегии.
Определение миссии и целей. Опред миссии и целей орг-ции, рассматрив-е как один из процессов стратегич управ-я, состоит из трех подпроцессов, каждый из кот требует большой и исключ-но ответств-й работы. Первый п/процесс состоит в формир-и миссии фирмы, кот в концентрир-й форме выр-т смысл сущест-я фирмы, ее предназ-е. Миссия придает орг-ции оригинальность, наполняет работу людей особым смыслом. Далее идет п/процесс опред-я долгоср целей. Далее п/процесс установления краткоср целей. Формир-е миссии и установ-е целей фирмы приводят к тому, что становится ясным для чего функц-т фирма и к чему она стремится
На этапе стратег анализа высшее рук-во отслеживает наиб важные для будущего корпорации факторы, назыв-е стратегич факторами. Стратегич факторы - это направления развития внеш среды, кот, во-пер, имеют высокую вероят-ть реал-ции и, во-вт, высок вероят-ть влияния на функцион-е предприятия.
Анализ среды счит-ся исход-м процессом стратег управ-я, т.к. он обесп-т как базу для опред-я миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения. Одной из ключ ролей любого управ-я явл поддержание баланса во взаимодействии орг-ции со средой. Каждая орг-ция вовлечена в 3 процесса: получение рес-в из внеш среды (вход); превращ-е рес-в в продукт (преобраз-е); передача продукта во внеш среду (выход).
Упр-е призвано обесп-ть баланс входа и выхода. Как только в орг-ции наруш-ся этот баланс, она встает на путь умирания. Ан-з среды предп-т изуч 3 сост-х: макроокруж-я; непосредственного окружения; внутр среды орг-ции.
Ан-з внеш среды (макро- и непосред окруж-я) направлен на то, чтобы выяснить, на что м-т рассчит-ть фирма, е. она успешно поведет работу, и на то, какие ослож-я м-т ее ждать, е. она не сумеет вовремя отвратить негатив выпады, кот м-т преподнести ей окруж-е.
Ан-з макроокруж-я вкл изуч-е влияния эк-ки, правового регулир-я и управ-я, полит-х процессов, природной среды и рес-в, соц-й и культурной состав-х общ-ва, научно-технич-го и технологич развития общ-ва, инфраструктуры и т.п.
Непосред-е окружение анализ-ся по след осн компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.
Ан-з внутр среды вскрывает возможности, потенциал, на кот м-т рассчит-ть фирма в конкурен-й борьбе в процессе достиж-я своих целей. Ан-з внутр среды позволяет также лучше уяснить цели орг-ции, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деят-ти фирмы. Орг-ция произ-т продукцию для окруж-я, обесп-т возможность существ-я своим членам, давая им работу, предост-я возмож-ть участия в прибылях, обеспеч их соц-ми гарантиями и т. п.
Внутр среда анализ-ся по след-м напра-м: кадры фирмы, их потенциал, квалиф-ция, интересы и тп; орг-ция управ-я; произ-во, включ-е организ-е, операц-е и технико-технолог-е хар-ки и научные исслед-я и разработки, финансы фирмы; маркетинг; орган культура.
Выбор стратегии. На этом этапе приним-ся реш-е по поводу того, как, какими средствами фирма будет добиваться достиж-я целей. Опред-е стратегии - это принятие реш-я по поводу того, что делать с отдельн бизнесом или продуктами, как и в каком направлении развив-ся орг-ции, какое место занимать на рынке.
Выполнение стратегии. Особенность состоит в том, что он не явл процессом ее реал-ции, а создает базу для реал-ции стратегии и достижения фирмой постав-х целей. Очень часто наблюд-ся случаи, когда фирмы оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию. Это бывает потому, что либо неверно был проведен анализ и сделаны неверные выводы, либо потому, что произошли непредвид измен-я во внеш среде. Часто стратегия не осущ-ся потому, что управ-е не м-т должным образом привлечь имеющ-ся у фирмы потенциал для реал-ции стратегии. Выпол-е стратегии - это проведение стратегич изменений в орг-ции, перевод-х ее в такое состояние, в кот орг-ция будет готова к провед-ю стратегии в жизнь.
Оценка и контроль реализации стратегии - явл заверш-м процессом, осуществ-м в стратегич управ-и. Д-й процесс обеспечивает устойчивую обратную связь м/у ходом процесса достиж-я целей и целями, стоящими перед орг-цией. Осн задачи контроля: опред-е того, что и по каким показателям проверять; оценка состояния контролир-го объекта в соотв с принятыми станд-ми, норм-ми или др эталонными показ-ми; выяснение причин отклон-й; осущ-е корректировки, е.она необх и возможна.
Стратег контроль направ-н на выяснение того, в какой мере реал-ция стратегии приводит к достиж целей фирмы. Это принц-но отличает стратегич контроль от управленч или оператив контроля, т.к. его не интересует правильность осущ-я стратегии или правильность выполнения отдельных работ, функций и операций. Стратег контроль сфокусирован на выяснении того, возможно ли в дальнейшем реализ-ть принятую стратегию и приведет ли ее реал-ция к достижению поставл целей. Коррект-ка по рез-м стратег контроля м-т касаться реализуемой стратегии, целей фирмы.
Разработка стратегии. При опред стратегии фирмы руководство сталкивается с 3-мя осн вопросами, связ с положением фирмы на рыке: 1.какой бизнес прекратить; 2.какой бизнес продолжить; 3.в какой бизнес перейти
При этом внимание концентрируется на том: 1.что орг-ция делает и чего не делает; 2.что более важно и что менее важно в осуществляемой орг-ей деят-ти
3 осн подхода к выработке стратегии повед-я фирмы на рынке: 1.лидерство в минимизации изд-к произ-ва; 2.специализация в произ-ве продукции; 3.фиксация опред сегмента рынка и концентрация усилий фирмы на выбранном рыноч сегменте – эти стратегии наз- базисными или эталонными.
Процесс реал-ции стратегии предприятия: 1)действия по реал-ции стратегии п/п 2)оценка и измен-е орг.структуры 3)разработка программы реал-ции стратегии и опред-ие целевых установок 4)распред-е рес-в по отделам или подразд-м 5)постановка целей для подразд-й и служб п/п, возможное изм-е орг.стр-ры. 6)вовлечение коллектива в процесс реал-ции стратегии, делегир-е полномочий и установ-е методов координации, орг-ция труда и произ-ва 7)опред-е ключ направ-й –ориентир для действий 8)уточнение целей отдел руководителей 9)опред-е критериев и мет-в изм-я рез-в деят-ти 10)создание информац-й системы для обеспеч-я адекватных и своеврем-х данных оценки бизнеса 11)формир-е системы вознаграж-я, обеспеч требуемое поведение и мотивацию работников 12)ориентация рук-лей в соотв с ценностями и стилем работы орг-ии 13)оценка рез-в, опред-е недост-в и обеспеч обрат связей.
- 1.Менеджмент как наука. Принципы менеджмента.
- 2. Функции и методы менеджмента.
- 3. Характеристика основных школ менеджмента.
- 4. Процессный, системный и ситуационный подходы в управлении.
- 5. Сущность и содержание управленческого цикла.
- 6. Лидерство и стили управления.
- 7. Планирование и контроль в системе менеджмента.
- 10. Сравнительный анализ различных теорий мотивации.
- 2 Теория существования, связи и роста Альдерфера
- 3 Теория потребностей МакКлелланда
- 3 Двухфакторная теория Герцберга
- 1 Теория ожиданий Врума
- 2 Теория справедливости Адамса
- 3 Теория Портера-Лоулера
- 8. Теория корпоративного управления
- 12. Организация как объект управления. Классификация организации. Интеграция организации.
- 13. Социальная ответственностьи этика менеджмента.
- 79. Управление изменениями в организации. Причины сопротивления изменениям и рекомендации по управлению процессами перемен.
- 14. Основные изменения характеристики современного бизнеса. Базовые модели управления и их основные характеристики. Классификация моделей управления.
- 15. Принципы формирования организационных структур и организационные отношения в системе менеджмента. Типы организационных связей и иерархические структуры управления.
- 16. Цели организации. Правила построения дерева целей. Кправление по целям (результатам), преимущества и недостатки.
- 17.Основные принципы организации управленческого контроля, требования к эффективной системе контроля. Подходы к оценке эффективности контрольной деятельсности, Стратегии и формы контроля.
- 18. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли.
- 19.Возникновение и развитие управленческой мысли в России.
- 20. Фондовая биржа. Виды операций на рынке ценных бумаг.
- 21.Инфляция и ее виды. Индексы цен. Антиинфляционные меры в экономической политике государства.
- 22.Система отношений собственности в современной экономике.
- 24.Свойства товара. Концепции стоимости: трудовая теория стоимости и маржинализм.
- 25. Закономерности возникновения денег. Функции денег. Эволюция денежных систем.
- 26. Цикличность экономического развития. Виды циклов.
- 27.Недостатки рыночных систем. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики.
- 30.Кредит и его виды. Элементы кредитной сделки. Классиф-ция кредитных операций. Лизинг. Факторинг.
- 31.Виды ценных бумаг. Цели их эмиссии и механизм размещения. Гос. Регулирование рцб.
- 32.Основные этапы развития эк. Знаний. Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия.
- 33.Марксистская школа в политэкономии. Концептуальные положения и современные взгляды.
- 9. Модели корпоративного управления.
- Англо-американская модель
- Область распространения модели: сша, Канада, Великобритания, Австралия, Новой Зеландия.
- 5. Требования к раскрытию информации.
- Немецкая (Германская) модель
- Область распространения модели: Нидерланды, Скандинавия, во Франции и Бельгии также начали применять элементы немецкой модели.
- 4. Состав Совета директоров.
- 5. Требования к раскрытию информации.
- Японская модель
- Область распространения модели.
- 5. Требования к раскрытию информации.
- 11. Системный подход в менеджменте. Организация как система. Организация как система процессов. Системный подход.
- Организация как система управления.
- Организация как система процессов
- 23. Рынок: сущность, функции и виды.
- 28. Налоговая система Российской Федерации
- 34. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста.
- 29. Банковская система России. Банки, их виды. Функции и операции банков.
- 35.Ввп, способы их измерения. Соотношение показателей в системе национальных счетов.
- 36.Совокупный спрос и совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 37.Равновесие на денежном рынке. Спрос на деньги, факторы его определяющие. Предложение денег.
- 1) Доход (y); 2) % ставка (r).
- 38. Безработица и ее виды. Естественный уровень безработицы. Кривая Филипса. Регулирования рынка труда.
- 39.Бюджетный дефицит, способы его финансирования. Управление государственным долгом.
- 40.Дискреционная и недискреционная бюджетно-налоговая политика. Мультипликатор бюджетно-налоговой политики.
- 41. Внешний и внутренний баланс малой открытой экономики (моэ).
- 42. Платежный баланс, его статьи, счета.
- 43.Уравнение вр. График вр, его сдвиги. Наклон линии вр.
- 44. Конкуренция и ее виды в рыночной модели хозяйствования.
- 91. Организация разработки и выполнения управленческого решения. Контроль реализации управленческого решения.
- 45.Заработная плата. Маркситский подход и современная неоклассическая трактовка. Формы и системы заработной платы.
- 46.Проблема внешних эффектов. Теорема Коуза-Стиглица.
- 47.Основные теории спроса и предложения. Динамические и статистические модели рыночного равновесия. Устойчивость равновесия.
- 48.Эластичность спроса по цене и кривая рыночного спроса. Точечная и дуговая эластичность. Факторы, влияющие на значение ценовой эластичности спроса.
- 50. Бюджетные ограничения. Влияние изменений дохода и цен на бюджетные возможности покупателей. Рациональный потребительский выбор.
- 51.Влияние изменений цен и дохода на выбор потребителя. Построение кривой спроса на основе кривых «цена – потребление». Кривые Энгеля.
- 52.Производственная функция. Ее свойства. Изокванта. Предельная норма технологического замещения. Изокоста. Оптимизация производственного выбора.
- 53.Экономические и бухгалтерские издержки. Безвозвратные издержки. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 54.Рынок совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы. Валовой, средний, предельный доход. Анализ максимизации прибыли конкурентной фирмы.
- 55.Монополия и рыночная власть, ее измерение Показатели рыночной власти. Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде. Ценовая дискриминация на рынках.
- 56. Рынок монополистической конкуренции. Краткосрочное и долговременное равновесие фирмы при монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность.
- 57.Рынок олигополии, его основные характеристики. Лидерство в ценах. Картельные соглашения. Ценовые войны. Модель дуополии Курно.
- 58. Рынок труда. Рыночный спрос на труд. Кривая предложения труда. Рыночное равновесие на рынке труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
- 59.Рынок капиталов. Дисконтирование. Приведенная к настоящему периоду ценность благ. Чистая приведенная стоимость.
- 60.Общее рыночное равновесие. Модель движения к общему равновесию для взаимосвязанных рынков. Экономическая эффективность и общественное благосостояние.
- 61.Управление ассортиментом товаров на предприятии.
- 62.Понятие товара в маркетинге. Стратегия предприятия на разных этапах жизненного цикла товара.
- 63.Анализ потребительского рынка. Сегментация и отбор целевых сегментов рынка.
- 64.Управление каналами распределения товаров.
- 65.Организация маркетинговых исследований на предприятии.
- 66.Сравнительная характеристика средств стимулирования спроса.
- 67.Понятие и сущность организации. Жц организации.
- 68.Внутренняя и внешняя среда организации.
- 69.Организационная культура: сущность и типология.
- 70.Законы функционирования и развития организации.
- 71.Международное движение капитала и рабочей силы. Предпосылки, формы и последствия вывоза капитала. Миграция трудовых ресурсов: интересы стран иммиграции и эмиграции.
- 73.Основные фонды предприятия: методы оценки и структура. Показатели состояния и воспроизводства основных фондов. Показатели использования основных фондов.
- 74.Статистика производительности труда.
- 75.Статистика промышленной продукции: содержание, задачи, основные показатели, анализ динамики.
- 76.Себестоимость продукции. Классификация и учет затрат по их видам. Методы Absorption Costing и Direct Costing.
- 77.Состав и порядок составления финансовой отчетности.
- 78.Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов.
- 80.Коммуникативное поведение в организации. Основные элементы процесса коммуникаций.
- 81.Понятие команды. Методы формирования команд. Этапы развития команды: от традиционного контроля к самоуправлению.
- 82.Формальные и неформальные группы в организации.
- 83.Стратегический менеджмент: сущность, этапы и уровни стратегического и оперативного управления.
- 84.Стратегический анализ: step и swot – анализ.
- 92. Аналитические методы при разработке и принятии управленческих решений. Краткая характеристика основных аналитических методов.
- 85.Портфельный анализ деятельности организации. Матрицы портфельного анализа.
- 86.Процесс разработки и реализации стратегии предприятия.
- 87.Социологические методы исследования систем управления.
- 88.Состав и выбор методов исследования систем управления.
- 89.Методы экспертных оценок в исследовании системы управления.
- 90.Характеристика и классификация управленческих решений. Алгоритм процесса принятия управленческого решения.
- 97.Направление развития теории принятия решений: теория принятия оптимальных решений (тпор) и психологическая теория решений (птр).
- 94.Целевая ориентация управленческих решений. Целевые и процессорные технологии.
- 95.Природа и сущность решений. Области решений. Принципы и признаки управленческих решений.
- 99. Виды моделей, применяемых для работки управленческих решений
- 96.Управленческий анализ в системе менеджмента. Виды, содержание, предмет анализа. Особенности и принципы управленческого анализа.
- 106. Санация в антикризисном управлении. Принципы проведения санации. Основные процедуры санации
- Процедуры санации
- 107. Диагностика кризисов в организации
- 101.Виды угроз безопасности ис и ит. Методы и средства защиты информации.
- 100.Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности.
- 102.Государственное регулирование кризисных ситуаций.
- 103.Понятие кризиса. Причины его возникновения. Типология кризисов.
- 104.Кризисы в управлении организацией.
- 105.Банкротство п/п: сущность и процедуры.
- 108.Логистическая система управления запасами.
- 109.Сущность и задачи транспортной логистики.
- 120.Этапы создания системы качества на предприятии
- 110.Управление деловой оценкой персонала. Аттестация как форма деловой оценки.
- 111.Сущность, цели и задачи кадрового планирования. Расчет численности персонала.
- 113.Жизненный цикл инноваций. Стадии инновац. Проекта их содержание и результаты.
- 114.Формы и цели определенияния прав на интеллектуальную собственность в рамках инновационного проекта.
- 115.Источники и этапы финансирования инновационных проектов, их хр-ка.
- 116.Разработка бизнес-плана проекта.
- 117.Роль сертификации и, лицензирования и системного менеджмента качества в деле повышения качества продукции и процессов.
- 118.Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества.
- 119.Процессный и системный подходы к управлению качеством.
- 121.Центры финансовой ответсвенности: понятие, признаки, типы.
- 122.Бюджетирование: сущность, назначение, типы и содержание основных бюджетов.
- 123.Система контроллинга. Критерии оценки деятельности центров финансовой ответсвенности.
- 124.Сущность и основные направления государственного регулирования экономики.
- 125. Ценовая политика фирмы на разных типах рынка
- 127.Западноевропейская и американская концепции эффекта финансового рычага.
- 128.Эффект операционного рычага. Степень воздействия эффекта операционного рычага.
- 129.Сущность капитала предприятия, анализ его стоимости и структуры, принципы формирования.
- 130.Временная стоимость денег. Принцип начисления сложных и простых ссудных процентов и учетных ставок.
- 131.Сравнительная характеристика источников финансирования деятельсноти организации.
- 132.Критерии оценки инвестиционных проектов.
- 133.Анализ и управление дебиторской задолженностью.
- 134.Анализ и управление производственными запасами.
- 135.Анализ безубыточности. Критический объем производства.
- 136.Состав и структура себестоимости, методы управления издержками.
- 149.Анализ затрат хазяйственной деятельности. Задачи анализа информационное обеспечение и классификация затрат.
- 140.Анализ финансового состояния и финансовой устойчивости.
- 126.Методы ценообразования
- 2. На конъюнктуру рынка — рыночные методы
- 137. Анализ формирования, распределения и использования прибыли на предприятии. Дивидендная политика.
- 138. Понятие и классификация денежных потоков предприятия. Управление денежными потоками: цели, задачи, этапы управления, методы оптимизации.
- 139. Анализ деловой активности организации
- 141. Факторный анализ прибыли
- 142.Анализ маржинального дохода и запасов финансовой прочности.
- 143.Управление ликвидностью коммерческого банка.
- 98.Приведение ситуаций к типовым при принятии управленческих решений. Виды упрощений. Архетипы и когнитивное моделирование.
- 145. Основные методы управления предпринимательскими рисками.
- 146. Методы анализа инвестиционных проектов
- 150. Международные стандарты финансовой отчетности (мсфо): сущность, основополагающие принципы и допущения, требования к представлению финансовой информации.
- 147.Налоговые проверки, их виды и процедуры.
- 148.Экономические, юридические и организационные принципы налогообложения.