Внешняя среда организации
Каждая организация имеет свою собственную внешнюю среду, окружение, охватывающее большое количество различных факторов, которые могут, так или иначе воздействовать на функционирование как в текущем периоде, так и в перспективном. В менеджменте принято, и большинство придерживается его, разделение факторов на факторы прямого и косвенного воздействия.
Среда прямого воздействия
Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность определенной организации. Таким образом, внешняя среда состоит из следующих субъектов:
Поставщики.
При выборе поставщиков важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность, потенциал чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации выгодные позиции.
Конкуренты.
Конкурентная среда формируется не только внутри отраслевыми конкурентами производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на том же рынке. Фирмы, которые неожиданно могут выйти на рынок или производят замещающий продукт, также являют потенциально опасными для производителя. Анализ должен быть направлен на то, чтобы выявить сильные и слабые стороны конкурентов и с учетом этого строить свою стратегию бизнеса.
Покупатели.
Изучение покупателей позволяет организации лучше выяснить, какой товар, услуга будет в наибольшей мере приниматься покупателями и на какой объем продаж фирма может рассчитывать.
Государственные органы и законы.
Фирме придется выполнять требования налоговой инспекции, СЭС, пожарной охраны.
Среда косвенного влияния
Включает факторы, которые не оказывают немедленного воздействия на организацию, но, тем не менее, сказываются на ее работе.
Социальные факторы.
Изучение, которых направленно на влияние на бизнес таких явлений, как демографическая структура общества, уровень образования населения, существующие нормы и обычаи. Этот фактор оказывает большое влияние на формирование потребительских предпочтений, от которых сильно зависит уровень спроса и, следовательно, возможность фирмы реализовать свою продукцию.
Технологические факторы.
Анализ этого фактора позволит своевременно увидеть те возможности развития науки и техники, которые открывают для производства новой продукции или усовершенствование той, что уже производится.
Экономические факторы.
Позволяют понять, как формируется, и распределяются ограниченные ресурсы. Изучаются такие явления, как инфляция, безработица, производительность труда, налогообложение. Эти показатели позволяют грамотному менеджеру определить потенциальные угрозы для фирмы и возможности развития ведения бизнеса.
Политические факторы.
Изучаются для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти. Изучаются решения правительства, решения о распределении бюджетных средств, образование партий.
Свойства внеш. среды:
1.Объемность - определяется числом элементов внешней среды, которые в первую очередь должна учитывать компания при разработке и реализации управленческих решений.
2.Сложность – определяется трудозатратами материальных и интеллектуальных ресурсов на обработку требуемого количества элементов внешней среды. Уровень сложности – величина субъективная для каждой организации. К снижению сложности элементов внешней среды для их обработки ведут повышение профессионального персонала и ресурсного содержания.
3.Подвижность – определяется скоростью искусственного или естественного изменения или обновления значений параметров ее элементов.
П = К / Т,
где П – подвижность внешней среды, К – количество измененных или обновленных значений параметров, Т – календарное время изменений или обновлений (месяц, год и т.д.)
4.Неопределенность – характеризуется неполнотой или неточностью информации о текущем и перспективном состоянии элементов внешней среды, например: информации о времени принятия новых законов и их содержании.
5.Коммуникабельность – характеризуется на уровне отношений между организацией и внешней средой:
Разделяют три уровня коммуникабельности: полное взаимодействие; преимущественное взаимодействие; преимущественное противодействие.
- Конспект лекций по дисциплине «Менеджмент» Менеджмент как наука: сущность, структура и содержание
- Важнейшие категории, закономерности и принципы менеджмента
- Ранние и современные трактовки менеджмента: общая характеристика
- Школа научного управления
- Школа административного управления
- Школа человеческих отношений
- Современные школы менеджмента
- Организация как объект управления
- Внутренняя среда организации
- Внешняя среда организации
- Роль человека в организации. Взаимодействие человека и организации
- Критериальная база поведения человека в организации. Характеристика индивидуальности человека
- Миссия организации. Содержание основных целей организации
- Классификация целей
- Функции управления
- Планирование и прогнозирование как функции управления
- Понятие, сущность и значение текущего планирования
- Сущность стратегического управления
- Понятие стратегии организации. Виды стратегий
- Сущность планирования, формы планирования
- Сравнительная характеристика стратегического и текущего планирования
- Стратегическое планирование деятельности фирмы
- Основные компоненты стратегического плана фирмы, их содержание
- Бизнес-план фирмы
- Процесс планирования стратегии в организации. Анализ альтернатив и выбор стратегии
- Виды анализа среды организации. Выработка стратегии организаии
- Определение понятия структуры управления организацией, ее связи и элементы
- Проблемы соотношения централизации и децентрализации в структуре органов управления фирмы
- Принципы построения осу. Общие подходы к формированию и проектированию осу
- Основные характеристики иерархических и органических типов осу
- Классификация ос бюрократического типа
- Классификация организационных структур органического типа
- Мотивация как функция менеджмента. Мотивационный процесс
- Первоначальные теории мотивации
- Содержательные теории мотивации
- Процессуальные теории мотивации. Концепция партисипативного управления
- Контроль как функция менеджмента. Понятие и роль контроля в организации
- Основные аспекты управленческого контроля в организации
- Основные виды и этапы контроля в организации
- Основные элементы процесса управления. Проблема как элемент процесса управления
- Управленческие решения: сущность, типология, основные требования
- Основные методы подготовки и оптимизации управленческих решений
- Процесс принятия управленческих решений: общая характеристика
- Этапы и процедуры процесса принятия решения
- Понятие коммуникаций, элементы и основные этапы коммуникационного процесса
- Коммуникационные сети и стили в управлении
- Невербальная коммуникация –
- Значение и сущность информации в организации. Типы информации
- Роль информационных технологий в деятельности менеджера
- Управление конфликтом в организации
- Уровни конфликта в организации
- Структурные методы управления конфликтом
- Корпоративная культура. Характеристика корпоративной культуры
- Методы формирования и поддержания корпоративной культуры
- Функции корпоративной культуры
- Власть и влияние. Основы и источники власти. Баланс власти
- Баланс власти
- Власть и лидерство. Лидерство в управлении
- Подходы к изучению лидерства. Традиционные концепции лидерства
- 4 Системы Лид-ва Лайкерта
- Основные требования, предъявляемые к современному менеджеру
- Роль менеджера в оптимизации внешней и внутренней среды предприятия
- 1. Внешняя среда.
- 2. Внутренняя среда.
- Роль менеджера в налаживании коммуникаций в фирме
- Роль менеджмента в повышении эффективности хозяйствования в России
- В чем же выражается управленческий демократизм?
- Работа менеджера по повышению своей деловой квалификации
- Самоменеджмент в организации: сущность, назначение, основные принципы