logo
Лекции по менеджменту

Внешняя среда организации

Каждая организация имеет свою собственную внешнюю среду, окружение, охватывающее большое количество различных факторов, которые могут, так или иначе воздействовать на функционирование как в текущем периоде, так и в перспективном. В менеджменте принято, и большинство придерживается его, разделение факторов на факторы прямого и косвенного воздействия.

Среда прямого воздействия

Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность определенной организации. Таким образом, внешняя среда состоит из следующих субъектов:

Поставщики.

При выборе поставщиков важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность, потенциал чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации выгодные позиции.

Конкуренты.

Конкурентная среда формируется не только внутри отраслевыми конкурентами производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на том же рынке. Фирмы, которые неожиданно могут выйти на рынок или производят замещающий продукт, также являют потенциально опасными для производителя. Анализ должен быть направлен на то, чтобы выявить сильные и слабые стороны конкурентов и с учетом этого строить свою стратегию бизнеса.

Покупатели.

Изучение покупателей позволяет организации лучше выяснить, какой товар, услуга будет в наибольшей мере приниматься покупателями и на какой объем продаж фирма может рассчитывать.

Государственные органы и законы.

Фирме придется выполнять требования налоговой инспекции, СЭС, пожарной охраны.

Среда косвенного влияния

Включает факторы, которые не оказывают немедленного воздействия на организацию, но, тем не менее, сказываются на ее работе.

Социальные факторы.

Изучение, которых направленно на влияние на бизнес таких явлений, как демографическая структура общества, уровень образования населения, существующие нормы и обычаи. Этот фактор оказывает большое влияние на формирование потребительских предпочтений, от которых сильно зависит уровень спроса и, следовательно, возможность фирмы реализовать свою продукцию.

Технологические факторы.

Анализ этого фактора позволит своевременно увидеть те возможности развития науки и техники, которые открывают для производства новой продукции или усовершенствование той, что уже производится.

Экономические факторы.

Позволяют понять, как формируется, и распределяются ограниченные ресурсы. Изучаются такие явления, как инфляция, безработица, производительность труда, налогообложение. Эти показатели позволяют грамотному менеджеру определить потенциальные угрозы для фирмы и возможности развития ведения бизнеса.

Политические факторы.

Изучаются для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти. Изучаются решения правительства, решения о распределении бюджетных средств, образование партий.

Свойства внеш. среды:

1.Объемность - определяется числом элементов внешней среды, которые в первую очередь должна учитывать компания при разработке и реализации управленческих решений.

2.Сложность – определяется трудозатратами материальных и интеллектуальных ресурсов на обработку требуемого количества элементов внешней среды. Уровень сложности – величина субъективная для каждой организации. К снижению сложности элементов внешней среды для их обработки ведут повышение профессионального персонала и ресурсного содержания.

3.Подвижность – определяется скоростью искусственного или естественного изменения или обновления значений параметров ее элементов.

П = К / Т,

где П – подвижность внешней среды, К – количество измененных или обновленных значений параметров, Т – календарное время изменений или обновлений (месяц, год и т.д.)

4.Неопределенность – характеризуется неполнотой или неточностью информации о текущем и перспективном состоянии элементов внешней среды, например: информации о времени принятия новых законов и их содержании.

5.Коммуникабельность – характеризуется на уровне отношений между организацией и внешней средой:

Разделяют три уровня коммуникабельности: полное взаимодействие; преимущественное взаимодействие; преимущественное противодействие.