logo
Лекции по менеджменту

Стратегическое планирование деятельности фирмы

Стратегическое планирование – процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределение с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем.

Вопросы: -каково настоящее положение организации, какова стратегическая ситуация, в которой она находиться; -в каком положении руководство организации хочет видеть ее в будущем; -какие препятствия могут возникнуть на пути; -что и как нужно сделать, чтобы достичь целей руководства?

По форме структуре – документ; по пути и содержанию – набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений.

Стратегия:

1)общий комплексный план, который обеспечивает осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации.

2)генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести к ее поставленной цели.

Стратегия организации – генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.

Методы анализа:

1)Ситуационный. Сущность методики в последовательном рассмотрении элементов внешней и внутренней среды и оценке их влияния на возможности (внешний, внутренний анализ);

2)STEP – методика анализа ключевых элементов макросреды организации: социально-демографический фактор, экономические факторы, технико-технологические, правовые, экологические, политические, этические.

Анализ направлен на оценку существенных изменений и новых тенденций в макросреде организации, а также на определене их значимости в организаии.

3)SWOT – анализ. Суть – чтобы определить и оценить сильные и слабые стороны организации и соотнести их с возможностями и опасностями рынка.

4)Gap – анализ – анализ стратегического разрыва, который позволяет определить расхождение между желаемым и реальным в деятельности организации.

Процесс оценки стратегической ситуации:

1.сбор информации о настоящем положении организации;

2.анализ отклонений от запланированного состояния;

3.проектирование сценария.

Факторы, влияющие на стратегию: вид бизнеса, составляюще внешнего окружения, характер целей, уровень риска, внутр структура организации, ее сильные и слабые стороны, опыт реализации прошлых стратегий, фактор времени.

Выбор стратегии – выбор средств, с помощью которых организация будет решать стоящие перед ней задачи.

Процесс выбора стратегии включает стадии:

  1. разработка – создаются стратегии, позволяющие достичь поставленные цели;

  2. доводка – стратегия дорабатывается до уровня адекватности целям развития организации во всем их многообразии;

  3. Анализ (оценка) – анализируются альтернативы в рамках выбранной общей стратегии организации.