Власть и лидерство. Лидерство в управлении
Власть – возможность оказывать влияние на поедение других людей. Лидерство – это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочитании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.
Формальное лидерство – влияние на подчиненных оказывается с позиции занимаемой должности.
Неформальное лидерство – процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы.
Лидерство влияет по 2м каналам: 1. по каналу авторитета – члены группы признают преимущество лидера перед другими в силу его положения, опыта, мастерства, образования. 2. по каналу харизматичных свойств – человечность, обходительность, нравственность. 4 модели восприятия лидера: 1) «один из нас» - образ жизни лидера идентичен образу жизни любого члена социальной группы.
2) «лучший из нас» - лидер является примером для всей группы как человек и как профессионал. 3) «воплощение добродетелей» - лидер является носителем общечеловеческих норм морали. Лидер разделяет с группой ее социальные ценности и готов их отстаивать. 4) «оправдание наших ожиданий» - люди надеются на постоянство поведенческих действий лидера независимо от меняющейся обстановки.
Менеджер лидер
Администратор инноватор
Поручает вдохновляет
Работает по целям других работает по своим целям
Полагается на систему полагается на людей
Использует доводы использует эмоции
Контролирует доверяет
Поддерживает движение дает импульс движению
Профессионален энтузиаст
Принимает решения превращает решение в реальность
Делает дело правильно делает правильное дело
Уважаем обожаем
Наиболее характерные черты эффективного лидерства: видение ситуации в целом, способность к коммуникациям, доверие сотрудников, гибкость при принятии решений.
Структура лидерства:
Лидер – с определенными личными чертами, способностями, возможностями, ориентированными на цель;
Последователи – со своими качествами и возможностями для реализации целей;
Задачи, которые взаимодействующие сотрудники пытаются решить;
Ситуация, в которой происходит процесс взаимодействия;
Группа.
Виды:
По содержанию деятельности:
1) лидер – вдохновитель, предлагающий программу поведения;
2) лидер – исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;
3) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и исполнителем.
По стилю руководства:
1) авторитарный;
2) демократический;
3) совмещающий в себе элементы 2х предыдущих.
По харатеру деятельности:
1) универсальный, т. е. постояннно проявляющий свои качества лидера;
2) ситуативный, т. е. проявляющий качества лидера в определенных ситуациях.
По психофизиологичестким характеристикам:
1) инструментальный – берущий на себя инициативу решения;
2) эмоциональный.
- Конспект лекций по дисциплине «Менеджмент» Менеджмент как наука: сущность, структура и содержание
- Важнейшие категории, закономерности и принципы менеджмента
- Ранние и современные трактовки менеджмента: общая характеристика
- Школа научного управления
- Школа административного управления
- Школа человеческих отношений
- Современные школы менеджмента
- Организация как объект управления
- Внутренняя среда организации
- Внешняя среда организации
- Роль человека в организации. Взаимодействие человека и организации
- Критериальная база поведения человека в организации. Характеристика индивидуальности человека
- Миссия организации. Содержание основных целей организации
- Классификация целей
- Функции управления
- Планирование и прогнозирование как функции управления
- Понятие, сущность и значение текущего планирования
- Сущность стратегического управления
- Понятие стратегии организации. Виды стратегий
- Сущность планирования, формы планирования
- Сравнительная характеристика стратегического и текущего планирования
- Стратегическое планирование деятельности фирмы
- Основные компоненты стратегического плана фирмы, их содержание
- Бизнес-план фирмы
- Процесс планирования стратегии в организации. Анализ альтернатив и выбор стратегии
- Виды анализа среды организации. Выработка стратегии организаии
- Определение понятия структуры управления организацией, ее связи и элементы
- Проблемы соотношения централизации и децентрализации в структуре органов управления фирмы
- Принципы построения осу. Общие подходы к формированию и проектированию осу
- Основные характеристики иерархических и органических типов осу
- Классификация ос бюрократического типа
- Классификация организационных структур органического типа
- Мотивация как функция менеджмента. Мотивационный процесс
- Первоначальные теории мотивации
- Содержательные теории мотивации
- Процессуальные теории мотивации. Концепция партисипативного управления
- Контроль как функция менеджмента. Понятие и роль контроля в организации
- Основные аспекты управленческого контроля в организации
- Основные виды и этапы контроля в организации
- Основные элементы процесса управления. Проблема как элемент процесса управления
- Управленческие решения: сущность, типология, основные требования
- Основные методы подготовки и оптимизации управленческих решений
- Процесс принятия управленческих решений: общая характеристика
- Этапы и процедуры процесса принятия решения
- Понятие коммуникаций, элементы и основные этапы коммуникационного процесса
- Коммуникационные сети и стили в управлении
- Невербальная коммуникация –
- Значение и сущность информации в организации. Типы информации
- Роль информационных технологий в деятельности менеджера
- Управление конфликтом в организации
- Уровни конфликта в организации
- Структурные методы управления конфликтом
- Корпоративная культура. Характеристика корпоративной культуры
- Методы формирования и поддержания корпоративной культуры
- Функции корпоративной культуры
- Власть и влияние. Основы и источники власти. Баланс власти
- Баланс власти
- Власть и лидерство. Лидерство в управлении
- Подходы к изучению лидерства. Традиционные концепции лидерства
- 4 Системы Лид-ва Лайкерта
- Основные требования, предъявляемые к современному менеджеру
- Роль менеджера в оптимизации внешней и внутренней среды предприятия
- 1. Внешняя среда.
- 2. Внутренняя среда.
- Роль менеджера в налаживании коммуникаций в фирме
- Роль менеджмента в повышении эффективности хозяйствования в России
- В чем же выражается управленческий демократизм?
- Работа менеджера по повышению своей деловой квалификации
- Самоменеджмент в организации: сущность, назначение, основные принципы