logo
Лекции по менеджменту

Основные аспекты управленческого контроля в организации

Экономический, политический, правовой, социально-психологический, организационный и информационный аспекты.

Экономический.

Эффективность контроля – это соотношение достигнутого результата к цели или достижение цели с наименьшими затратами времени, сил и средств.

Черты эффективности контроля:

1. стратегическая направленность – контроль должен отражать общие приоритеты организации.

2. ориентация на результат. Контроль можно назвать эффективным, когда организация достигнет постоянных целей в состоянии сформировать новые цели, которые обеспечивают ее выживание в будещем.

3. соответствиее делу.

4. своевременность контроля. Система эффективного контроля – это система, которая дает нужную информацию.

5. гибкость контроля. Контроль должен приспосабливаться к изменениям.

6. простота контроля.

7. экономичность контроля.

Политический и правовой контроль. Правовое регулирование осуществляется посредством применения законодательных норм. Правовое регулирование контроля не должно быть слишком широким или чрезмерно узким. Практика в равной степени испытывает негативное влияние как от недостатка правовых установлений, так и от их избытка, например ограниченное правовое регулирование порождает нечеткость представлений участников контроля о своих задачах, правах, обязанностях, а избыточное затрудняет применение юридических норм. В настоящее время политическое регулирование осуществляется на основе конституционных норм.

Социально-экономический: установливаеть осмысленные стандарты, воспринимаемые сотрудниками; обсуждать с сотрудниками ожидаемый результ; избегать чрезмерного контроля; вознаграждать за достижение результатов и стандартов.

Организационно-процедурный аспект. В процедурном аспекте контроль предстает, во-первых, как деятельность по обработке данных с включением этапов сбора, обработки и хранения информации, во-вторых, как действия, операции и процедуры, выполняемые работниками контрольных органов.