logo
Лекции по менеджменту

Этапы и процедуры процесса принятия решения

Существует множество подходов при выделении этапов и стадий процесса принятия решения. Любое управленческое решение должно проходить следующие стадии:

1) уяснение проблемы: сбор информации; выяснение актуальности; определение условий, при которых эта проблема будет решена;

2) составление плана решения: разработка альтернативных вариантов решения; сопоставление вариантов решения с имеющимися ресурсами; оценка альтернативных вариантов по социальным последствиям; оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности; составление программ решения; разработка и составление детального плана решения; 3) выполнение решения: доведение решений до конкретных исполнителей; разработка мер поощрений и наказаний;

4) процесс контроля и оценки результатов управленческого решения: оценка эффективности принятого решения; оценка выгоды, полученной от реализации.

Первый тип критерия должен быть разрешен до того, как какая-либо альтернатива будет рассматриваться. Данный критерий требует тщательного обоснования, так как может устранить основу для разработки возможностей и альтернативы. Так, может не оказаться ни одного работника, соответствующего предъявленным требованиям. На практике часто к определению данного критерия возвращаются вновь в рамки процесса принятия решения.

Стадия выработки решения состоит из этапов разработки, оценки и выбора альтернатив. Как только определены факторы, ограничивающие решение, менеджер начинает работу по поиску альтернатив или возможных направлений действий для решения проблемы.

Привлечение прошлого опыта является наиболее используемым подходом в выборе альтернативы. Опытные руководители не просто используют данный подход, но и испытывают сильную веру в него. Это лежит в основе утверждения того, что чем выше уровень руководства, тем больше требуется опыта. В определенной степени опыт дает менеджеру выработать умения и навыки принятия правильных решений. Сам факт, что руководитель поднялся выше, свидетельствует о ценности и полезности накопления опыта.

Третья стадия в процессе принятия решений — это выполнение решения, которая состоит из организации выполнения решения, анализа и контроля выполнения и осуществления обратной связи. Данный этап состоит из нескольких шагов, необходимых для того, чтобы решение было выполнено. Сюда относится составление плана мероприятий, которое заставляет менеджера думать о определенных действиях, превращающих решение в реальность. Для этого необходимо распределить права и ответственности среди участников, а также построить коммуникационную сеть для обмена информацией и отрегулировать соответствующие отношения подчинения между участниками. Менеджер должен проявить беспокойство о конфликте интересов и принятии решения его исполнителями как образца поведения. Следующий этап — это встраивание в решение механизма получения информации о ходе выполнения решения, т. е. должна осуществляться функция контроля, установление стандартов и измерение показателей в отношении этих стандартов. При этой системе отслеживания отклонений проблемы могут быть предотвращены до того, как они проявятся.

Полученная в ходе отслеживания информация необходима для осуществления корректировки действий. Отслеживание и обратная связь занимают в работе менеджера много времени, но при этом менеджеру лучше непосредственно контролировать ситуацию. Рассмотрение этапов рационального решения проблем может быть использовано в качестве рекомендаций, которые способствуют принятию более эффективных решений в сложных ситуациях. Однако этот метод управления, как и все другие, применяется не в идеальной ситуации, так как организация является сложным объектом, а они в свою очередь частями еще более сложной целостности.

Управленческое решение принимается на основе определенной информации, которая необходима для рационального решения проблемы. Однако в определенной ситуации информация может быть недоступна или ее стоимость превышает конечный эффект.

Принятие управленческого решения является искусством нахождения эффективного компромисса, так как выигрыш в одном почти всегда достигается в ущерб другому.