Процессуальные теории мотивации. Концепция партисипативного управления
(учет поведенческих аспектов мотивационного процесса, определенных конкретной историей). Анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения.
А) Теория ожиданий В.Врума
Факторы:
ожидание результатов – это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами;
ожидания в отношении результатов, вознаграждений – есть ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов;
валентность – это предполагаемая степень относительного удовлетвлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения.
Сущность: сущность мотивации труда персонала его высокая эффективность (Е) может быть рассчитана по формуле: Е=УР+VР+УР+УР+УР, где У – валентность: m-денег, p-карьеры, d-хорошего отношения администрации, с-авторитета среди коллег и з-сохраняя рабочее места. V-возбуждение, Р-вероятность связи данных результатов деятельности с эффективностью труда.
Слабые стороны: сложность, трудоемкость и слабая корректность проводимых в ее рамках расчетов; нестабильность показателя валентна его времени; ее неприменимость для лиц с высокой индивидуальной сложностью к риску.
Б) Теория справедливости Гудмэна. Вознаграждения / затраты = const.
Сущность: невыполнение этого соотношения вызывает у людей психологич дисбаланс и напряж нервной системы; при «тайне заработков» у персонала всегда возникает ложное чувство дисбаланса, порождающее сплетни.
Слабые стороны: затруднение ее использов по отношению к количественно неопределенным нематериальным вознаграждениям; она почти не учитывает квалификацию.
В) Теория Портера-Лоулера.
Сущность: результаты труда персонала зависят от 3х переменных: затраченных усилий, способностей работника и осознанием им своей роли в процессе труда. Уровень затраченных усилий зависит как от ценности вознаграждений, так и от веры в существование связи между затратами труда и объемом вознаграждения.
Вознаграждения бывают 2х видов: внутренние (чувства самоуважения, компетентности) и внешние (премия, оклад, похвала); каждый человек имеет собственное мнение о справедливости вознаграждения.
Слабые стороны: высокие требования к квалификации менеджера; увеличить потребность в ресурсах; эффективность привыканияя персонала к установившимся стимулам трудвой деятельности.
Концепция партисипативного управления: нужно привлекать сотрудников к внутрифирменноой деятельности.
Концепция партисипативного управления основана на том, что если человек в организации заинтересованно принимает участие внутриорганизационной деятельности, то он, получая от этого удовлетворение, работает с большей отдачей. Партисипативное управление не только способствует более эффективному выполнению работы, но и более полной реализации потенциала человеческих ресурсов организации.
Напрвления:
- работа по совершенствованию материального вознаграждения сотрудников;
- разработка и осуществление мер и систем материального стимулирования к труду;
- создание условий привлекательности, интересности труда, эстетичности рабочего места и трудовых операций вместе.
Способы вознагражд:
1. матереиальные вознаграждения за более интенсивный труд и лучшее его качество вне зависимости от стажа.
2. разовое вознаграждение.
3. повышение в должности.
4. общественное и личное признание заслуг работников.
- Конспект лекций по дисциплине «Менеджмент» Менеджмент как наука: сущность, структура и содержание
- Важнейшие категории, закономерности и принципы менеджмента
- Ранние и современные трактовки менеджмента: общая характеристика
- Школа научного управления
- Школа административного управления
- Школа человеческих отношений
- Современные школы менеджмента
- Организация как объект управления
- Внутренняя среда организации
- Внешняя среда организации
- Роль человека в организации. Взаимодействие человека и организации
- Критериальная база поведения человека в организации. Характеристика индивидуальности человека
- Миссия организации. Содержание основных целей организации
- Классификация целей
- Функции управления
- Планирование и прогнозирование как функции управления
- Понятие, сущность и значение текущего планирования
- Сущность стратегического управления
- Понятие стратегии организации. Виды стратегий
- Сущность планирования, формы планирования
- Сравнительная характеристика стратегического и текущего планирования
- Стратегическое планирование деятельности фирмы
- Основные компоненты стратегического плана фирмы, их содержание
- Бизнес-план фирмы
- Процесс планирования стратегии в организации. Анализ альтернатив и выбор стратегии
- Виды анализа среды организации. Выработка стратегии организаии
- Определение понятия структуры управления организацией, ее связи и элементы
- Проблемы соотношения централизации и децентрализации в структуре органов управления фирмы
- Принципы построения осу. Общие подходы к формированию и проектированию осу
- Основные характеристики иерархических и органических типов осу
- Классификация ос бюрократического типа
- Классификация организационных структур органического типа
- Мотивация как функция менеджмента. Мотивационный процесс
- Первоначальные теории мотивации
- Содержательные теории мотивации
- Процессуальные теории мотивации. Концепция партисипативного управления
- Контроль как функция менеджмента. Понятие и роль контроля в организации
- Основные аспекты управленческого контроля в организации
- Основные виды и этапы контроля в организации
- Основные элементы процесса управления. Проблема как элемент процесса управления
- Управленческие решения: сущность, типология, основные требования
- Основные методы подготовки и оптимизации управленческих решений
- Процесс принятия управленческих решений: общая характеристика
- Этапы и процедуры процесса принятия решения
- Понятие коммуникаций, элементы и основные этапы коммуникационного процесса
- Коммуникационные сети и стили в управлении
- Невербальная коммуникация –
- Значение и сущность информации в организации. Типы информации
- Роль информационных технологий в деятельности менеджера
- Управление конфликтом в организации
- Уровни конфликта в организации
- Структурные методы управления конфликтом
- Корпоративная культура. Характеристика корпоративной культуры
- Методы формирования и поддержания корпоративной культуры
- Функции корпоративной культуры
- Власть и влияние. Основы и источники власти. Баланс власти
- Баланс власти
- Власть и лидерство. Лидерство в управлении
- Подходы к изучению лидерства. Традиционные концепции лидерства
- 4 Системы Лид-ва Лайкерта
- Основные требования, предъявляемые к современному менеджеру
- Роль менеджера в оптимизации внешней и внутренней среды предприятия
- 1. Внешняя среда.
- 2. Внутренняя среда.
- Роль менеджера в налаживании коммуникаций в фирме
- Роль менеджмента в повышении эффективности хозяйствования в России
- В чем же выражается управленческий демократизм?
- Работа менеджера по повышению своей деловой квалификации
- Самоменеджмент в организации: сущность, назначение, основные принципы