Понятие коммуникаций, элементы и основные этапы коммуникационного процесса
От того на сколько грамотно построено общение зависят: результаты переговоров, степень взаимоотношения с партнерами, удовлетвлетворение работников своим трудом, морально-психологический климат в коллективе.
Общение – процесс передачи идей, мыслей, чувств, доведение их до понимания другими людьми.
Коммуникации в менеджменте – передача информации от человека к человеку, на основе которой руководитель получает информацию необходимую для принятия решения. Субъектами могут выступать личности, группы или целые организации.
Коммуникация включает в себя и то, что передается и то, как это «что» передается.
Информация имеет носители: речь, графика, знаковые системы, коды, символика.
Способы передачи информации: устное сообщение, письменное сообщение, язык жестов, мимика.
Если субъектом сообщения является источникк, то говорят об управленческой информации: внутренняя – от данной организации, внешняя – от окружающей среды.
По назначению: открытая – для всеобщего пользования, для служебного пользования, секретная, совершенно секретная, сов секретная особой важности.
Функции управленческой информации:
1) обслуживает функции управления от подготовки и принятия решения по подведению результатов его выполнения;
2) связывает подразделения организации и обеспечивает контакты с внешней средой.
Схема удовлетворит потока на предприятии:
Управленческие коммуникации: межуровневые, неформальные, коммуникации по-восходящей, коммуникации между руководителями и работниками групп, коммуникации между различными отделами и подразделениями.
Коииуникации по типу отношений между участниками: межличностная, публичная, массовая.
Коммуникации по средствам: речевая; паралингвистическая – жесты, мимика, мелодия; вещественно-знаковая – продкты производства.
Коммуникационный процесс– обмен информацией между 2 и более людьми.
4 базовых элемента, выделенных в процессе обмена информацией: отправитель, сообщение, канал, получатель.
Коммуникационный процесс:
ОТПРАВИТЕЛЬ (формулирует или отбирает) – ИДЕЯ (кодирует и выбирает) – СООБЩЕНИЕ (передает по каналу) – ПОЛУЧАТЕЛЬ (декодирует) – ПОНЯТА ЛИ
Отправитель– субъект который отправляет информацию (человек, группа лиц, организация).
Сообщение– информация, которая передается.
Канал –средство с помощью которого сообщение передается.
Получатель– лицо, которому предназначена информация.
Этапы при обмене информацией, которые отправитель и получатель: зарождение идеи, кодирование и выбор канала, передача, декодирование.
Декодирование– перевод символов отправителя в мысли получателя.
Шум (коммуникационный барьер)– то, что искажает смысл – причина неэффективность коммуникации.
Коммуникационный барьер:
1) микробарьеры– плохая связь, негативные отношения;
2) макробарьеры– прегрузка информационных каналов, интернационализация деловых каналов.
Коммуникации:
1) формальные– определяются правилами, инструкциями и осуществляются по формальным правилам: вертикальные – с одного уровня иерархии на другой; горизонтальные – между различными подразделениями одного уровня.
2) неформальные– не соответствует правилам организации: осуществляется по неформальным каналам, которые существуют в силу
Организационные коммуникации и преграды в них: информационные перегрузки, искажение сообщений, конфликты между различными группами или отделами, неудовлетворенныйый состав работающих групп, кадров.
Пути преодоления:система обратной связи, регулирование информационных потоков, современная информационная технология (ПК, электронная почта), управленческие действия (реализация и контроль), система сбора, предложений (анонимные ящики, звонки), информационные бюллетени.
- Конспект лекций по дисциплине «Менеджмент» Менеджмент как наука: сущность, структура и содержание
- Важнейшие категории, закономерности и принципы менеджмента
- Ранние и современные трактовки менеджмента: общая характеристика
- Школа научного управления
- Школа административного управления
- Школа человеческих отношений
- Современные школы менеджмента
- Организация как объект управления
- Внутренняя среда организации
- Внешняя среда организации
- Роль человека в организации. Взаимодействие человека и организации
- Критериальная база поведения человека в организации. Характеристика индивидуальности человека
- Миссия организации. Содержание основных целей организации
- Классификация целей
- Функции управления
- Планирование и прогнозирование как функции управления
- Понятие, сущность и значение текущего планирования
- Сущность стратегического управления
- Понятие стратегии организации. Виды стратегий
- Сущность планирования, формы планирования
- Сравнительная характеристика стратегического и текущего планирования
- Стратегическое планирование деятельности фирмы
- Основные компоненты стратегического плана фирмы, их содержание
- Бизнес-план фирмы
- Процесс планирования стратегии в организации. Анализ альтернатив и выбор стратегии
- Виды анализа среды организации. Выработка стратегии организаии
- Определение понятия структуры управления организацией, ее связи и элементы
- Проблемы соотношения централизации и децентрализации в структуре органов управления фирмы
- Принципы построения осу. Общие подходы к формированию и проектированию осу
- Основные характеристики иерархических и органических типов осу
- Классификация ос бюрократического типа
- Классификация организационных структур органического типа
- Мотивация как функция менеджмента. Мотивационный процесс
- Первоначальные теории мотивации
- Содержательные теории мотивации
- Процессуальные теории мотивации. Концепция партисипативного управления
- Контроль как функция менеджмента. Понятие и роль контроля в организации
- Основные аспекты управленческого контроля в организации
- Основные виды и этапы контроля в организации
- Основные элементы процесса управления. Проблема как элемент процесса управления
- Управленческие решения: сущность, типология, основные требования
- Основные методы подготовки и оптимизации управленческих решений
- Процесс принятия управленческих решений: общая характеристика
- Этапы и процедуры процесса принятия решения
- Понятие коммуникаций, элементы и основные этапы коммуникационного процесса
- Коммуникационные сети и стили в управлении
- Невербальная коммуникация –
- Значение и сущность информации в организации. Типы информации
- Роль информационных технологий в деятельности менеджера
- Управление конфликтом в организации
- Уровни конфликта в организации
- Структурные методы управления конфликтом
- Корпоративная культура. Характеристика корпоративной культуры
- Методы формирования и поддержания корпоративной культуры
- Функции корпоративной культуры
- Власть и влияние. Основы и источники власти. Баланс власти
- Баланс власти
- Власть и лидерство. Лидерство в управлении
- Подходы к изучению лидерства. Традиционные концепции лидерства
- 4 Системы Лид-ва Лайкерта
- Основные требования, предъявляемые к современному менеджеру
- Роль менеджера в оптимизации внешней и внутренней среды предприятия
- 1. Внешняя среда.
- 2. Внутренняя среда.
- Роль менеджера в налаживании коммуникаций в фирме
- Роль менеджмента в повышении эффективности хозяйствования в России
- В чем же выражается управленческий демократизм?
- Работа менеджера по повышению своей деловой квалификации
- Самоменеджмент в организации: сущность, назначение, основные принципы