4 Системы Лид-ва Лайкерта
1. Эксплуататорско-авторитарный – руководители мотивируют людей угрозой наказания, использованием поощрения, сами приним решения.
2. Благосклонно-авторитарный – руководители уверены в себе и верят своим подчиненным, применяют основы мотивации, поощрения. Используют идеи подчин-х.
3. Консультативно-демократический – руководитель оказывает определенное доверие подчиненным, использует их идеи и точки зрения и консультируется с подчиненными в процессе принятия управленческих решений.
4. Основанный на участии – руководитель проявляет полное доверие к подчиненным, выслушивает их мнение.
Теория управленческой решетки
Трудовая деятельность менеджера разворачивается в силовом поле между производством и человеком.
Производство – ориентирует руководителя на выполнение производственныз задач, невзирая на персонал.
Человек – забота руководителя об условиях труда, учет желаний, потребностей подчиненных.
1:1 (чел: производство) – пессимист – не вмешивается в естественный ход событий;
9:1 – диктатор – жесткий курс администратора, для которого результат - все, а люди – ничего
5:5 – манипулятор – главный принцип – компромисс, стабильность, бесконфликтность
1:9 – демократ – «надо всюду быть самим собой». Атмосфера в отделе почти семейная
9:9 – организатор – самый продуктивный тип, учитывающий и нужды производства и потребности людей. «Постепенно стремится к инновациям и быть нацеленым на постоянное развитие организации».
Ситуационные теории лидерства:
1. Ситуационная модель руководства Фидлера
3 фактора, влияющие на повед руководителя: отношения между руководителем и членами коллектива; структура задачи (ее четкость); должностные полномочия (объем власти).
2. Подход Митчелла и Хауса «путь – цель»
Приемы с помощью которых руководитель может влиять на пути или средства достижения целей:
- разъяснение того, что ожидается от подчиненного;
- оказание поддержки, наставничество и устранение сковывающих помех;
- направление усилий подчиненных на достижение цели;
- создание у подчиненных таких потребностей, находящихся в компетенции руководителя, которые он может удовлетворить;
- удовлетворение потребностей подчиненных, когда цель дотигнута.
3. Теория жизненного цикла Херси и Бланшара
Самые эффективные стили лидерства зависят от «зрелости» исполнительности (квалификация, опыт).
Уровни зрелости и соотнош стилей рук-ва:
- низкий – принуждает к труду, «приказывание»;
- средний – поддерживать желания подчиненных, но помнить что и как нужно делать. «Внушение»;
- умеренно-высокий – стиль «участия»;
- высокий – стиль «делегирования».
4. Модель принятия решений руководством Врума – Йеттона
Концентрирует внимание на процессе принятия решений:
1) вы сами решаете проблемы и принимаете решения;
2) вы получаете необходимую информацию от своих подчиненных и затем сами решаете проблему;
3) работаете со своими подчиненными индивидуально, не собирая их в группу. Ваше решение не отражает влияние ваших подчинненных;
4) вы работаете с коллективом, но ваше мнение может не отражать мнение коллектива;
5) стиль полного участия: совместное решение проблемы.
1 и 2 – автократичные стили, 3 и 4 – консультативные стили.
7 критериев, по которым оценивается ситуация «подчинение – руководитель»:
1. значение качества решений;
2. наличие достатоточной информации или опыта у руководителя для принятия качественного решения;
3. степень структурированности проблемы;
4. значение согласия подчиненных с целями организации и их причастности для эффективного выполнения решений;
5. определяя на основе прошлого опыта вероятность того, что за автократическое решение руководитель получитит поддержку у подчиненных;
6. степень мотивации подчиненных достигнуть целей организации, если они выполнят задачи, сформулированные при изложении проблемы;
7. степень вероятности конфликта между подчиненными при выборе альтернативы.
Самое эффективное – адаптивное руководство.
Сущность и характеристика основных стилей руководства Классическая теория (Курт Левин)
3 вида стиля: 1 – авторитарный, 2 – демократический, 3 – либеральный.
Авторитарный. Руководитель сосредоточивает власть в своих руках и не допускает других к участию в принятии решений. Такой тип руководителя пользуется своей властью в неприкрытой форме и просто отдает приказы. Подобный подход к принятию решений, при котором исключаются консультации с подчиненными, очень эффективен в тех случаях, когда решение должно быть принято в краткие сроки, естественно, при условии, что руководитель обладает реальной властью для проведения этого решения в жизнь, так как именно руководитель располагает для этого необходимой информацией. Но этот стиль имеет и свои недостатки. В определенных случаях руководителю следовало бы быть более объективным в своих решениях, или дать персоналу более действенные стимулы к труду, или более внимательно относиться к мнению окружающих. Долгое время этот стиль считался нормой, да и поныне многие менеджеры отдают ему предпочтение.
Демократичный. Руководитель делегирует властные полномочия на все уровни управления, привлекает подчиненных к процессу принятия решений и поощряет свободный обмен информацией между сотрудниками, но при этом отчетливо дает понять, что последнее слово всегда останется за ним. Демократичный стиль руководства предполагает относительно небольшую степень контроля, и он наиболее эффективен в том случае, когда подчиненные являются первоклассными профессионалами. Но у него есть и слабые стороны, которые заключаются в том, что коллектив зачастую медленно приходит к общему решению, а руководитель в итоге может полностью или частично потерять контроль над ситуацией и персоналом. Этот стиль получает сейчас все более широкое распространение.
Либеральный. Руководитель, придерживающийся стиля невмешательства, выступает в роли консультанта, обеспечивая воплощение в жизнь идеи своих подчиненных, при этом, высказывая свои взгляды или суждения лишь тогда, когда его об этом попросят. Такой подход поощряет членов коллектива к творческому самовыражению, но он может оказать негативное влияние, если коллектив преследует цели, не совпадающие с целями организации. Хотя многие годы этот стиль, как правило, воспринимался отрицательно, в наши дни он постепенно возрождается под такими названиями, как «самоуправление» или «руководство с участием трудового коллектива».
Ни один руководитель не придерживается постоянно лишь какого-то одного стиля управления, так как каждая ситуация требует своего стиля. Выбор лучшего подхода зависит от личности руководителя, профессионального мастерства, потенциала персонала и от тех проблем, которые приходится решать организации в определенный момент времени.
- Конспект лекций по дисциплине «Менеджмент» Менеджмент как наука: сущность, структура и содержание
- Важнейшие категории, закономерности и принципы менеджмента
- Ранние и современные трактовки менеджмента: общая характеристика
- Школа научного управления
- Школа административного управления
- Школа человеческих отношений
- Современные школы менеджмента
- Организация как объект управления
- Внутренняя среда организации
- Внешняя среда организации
- Роль человека в организации. Взаимодействие человека и организации
- Критериальная база поведения человека в организации. Характеристика индивидуальности человека
- Миссия организации. Содержание основных целей организации
- Классификация целей
- Функции управления
- Планирование и прогнозирование как функции управления
- Понятие, сущность и значение текущего планирования
- Сущность стратегического управления
- Понятие стратегии организации. Виды стратегий
- Сущность планирования, формы планирования
- Сравнительная характеристика стратегического и текущего планирования
- Стратегическое планирование деятельности фирмы
- Основные компоненты стратегического плана фирмы, их содержание
- Бизнес-план фирмы
- Процесс планирования стратегии в организации. Анализ альтернатив и выбор стратегии
- Виды анализа среды организации. Выработка стратегии организаии
- Определение понятия структуры управления организацией, ее связи и элементы
- Проблемы соотношения централизации и децентрализации в структуре органов управления фирмы
- Принципы построения осу. Общие подходы к формированию и проектированию осу
- Основные характеристики иерархических и органических типов осу
- Классификация ос бюрократического типа
- Классификация организационных структур органического типа
- Мотивация как функция менеджмента. Мотивационный процесс
- Первоначальные теории мотивации
- Содержательные теории мотивации
- Процессуальные теории мотивации. Концепция партисипативного управления
- Контроль как функция менеджмента. Понятие и роль контроля в организации
- Основные аспекты управленческого контроля в организации
- Основные виды и этапы контроля в организации
- Основные элементы процесса управления. Проблема как элемент процесса управления
- Управленческие решения: сущность, типология, основные требования
- Основные методы подготовки и оптимизации управленческих решений
- Процесс принятия управленческих решений: общая характеристика
- Этапы и процедуры процесса принятия решения
- Понятие коммуникаций, элементы и основные этапы коммуникационного процесса
- Коммуникационные сети и стили в управлении
- Невербальная коммуникация –
- Значение и сущность информации в организации. Типы информации
- Роль информационных технологий в деятельности менеджера
- Управление конфликтом в организации
- Уровни конфликта в организации
- Структурные методы управления конфликтом
- Корпоративная культура. Характеристика корпоративной культуры
- Методы формирования и поддержания корпоративной культуры
- Функции корпоративной культуры
- Власть и влияние. Основы и источники власти. Баланс власти
- Баланс власти
- Власть и лидерство. Лидерство в управлении
- Подходы к изучению лидерства. Традиционные концепции лидерства
- 4 Системы Лид-ва Лайкерта
- Основные требования, предъявляемые к современному менеджеру
- Роль менеджера в оптимизации внешней и внутренней среды предприятия
- 1. Внешняя среда.
- 2. Внутренняя среда.
- Роль менеджера в налаживании коммуникаций в фирме
- Роль менеджмента в повышении эффективности хозяйствования в России
- В чем же выражается управленческий демократизм?
- Работа менеджера по повышению своей деловой квалификации
- Самоменеджмент в организации: сущность, назначение, основные принципы