Содержательные теории мотивации
(анализ потребностей основного фактора, определеющего мотивацию)1950 – 1960
А) Теория иерархии потребностей Маслоу.
Физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности принадлежности и причастности – дружба, потребности признания и уважения, потребности самовыражения.
Сущность теории:
1. человек не приходит к удовлетворению высших потребностей, не удовлетворив низшие;
2. степень удовлетворения группы потребностей для каждого человека индивидуальна;
3. большинство людей остановятся в своем развитии на 1 группе потрбностей;
4. группа потребностей, на которой останавливается в своем развитии ндивид, определяет цель его деятельности;
5. основная группа часто определяется сложившейся ситуацией;
6. до 5 групп потребностей редко доходят более 5 – 7 % людей.
Слабая сторонатеории Маслоу – сложно определить осную группу потребностей работника, ибо человеку свойственно скрывать их от окружающих.
Б) Теория существования, связи и роста Клейтона Альдерфера.
Так же, как и Маслоу, Клейтон Альдерфер исходит из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Однако в отличие от теории иерархии потребностей Маслоу он считает, что таких групп потребностей существует три:
— потребности существования, к которым относятся безопасность и физиологические требования;
— потребности связи, включающие в себя потребность в общении, групповой принадлежности и социальной значимости;
— потребности роста, т. е. потребность в самореализации.
В) Теория приобретенных потребностей МакКлелланда.
Потребности: достижения, соучастия, властвования. Д – стремление человека достигать стоящих перед ним целей более эффектино, чем делал раньше. С – стремление к дружеским отношениям с окружающими. В – человек стремится контролировать людей, ресурсы и процессы, протекающие в его окружении.
Сущность:
1. каждый человек врожденно более ориентирован на одну из групп потребностей, удовлетвлетворинию которой он уделяет больше внимании, не отвергая при этом остальные.
2. основная группа потребностей практически не меняется в течении жизни и легко может быть определена с помощьюю стандартных методов психодиагностики личнсти.
Слабые стороны:упрощенная система классификации потребностей; ориентация на чисто американский менталитет и образ жизни.
Г) Двухфакторная теория Ф Герцберга.Гигиенические факторы:условия труда, з/п, статус, режим работы, отношения с коллегами, качество контроля со стороны руководства.
Мотивирующие факторы(связаны с характером): достижения, признания, ответственноть, продвижение по ступеням карьеры, работа сама по себе.
Сущность:
1. основными гигиеническими факторами является политика организации в отношении персонала, условий работы.
2. ориентация организации на использование гигиенических факторов улучшает социально-психологический климат, снижает текучесть кадров.
3. мотиваторы приводят к росту интенсивности труд деятельности персонала.
Слабые стороныситуационный характер гигиенических факторов и мотиваторов; множество исключений из правил; основные положения не всегда подтверждались в ходе эксперементальных исследований.
Различия между теориями: МакКлелланд, Герцберг и Альдельфер в отличие от Маслоу менее упрощенно подходили к очередности в удовлетворении потребностей.
- Конспект лекций по дисциплине «Менеджмент» Менеджмент как наука: сущность, структура и содержание
- Важнейшие категории, закономерности и принципы менеджмента
- Ранние и современные трактовки менеджмента: общая характеристика
- Школа научного управления
- Школа административного управления
- Школа человеческих отношений
- Современные школы менеджмента
- Организация как объект управления
- Внутренняя среда организации
- Внешняя среда организации
- Роль человека в организации. Взаимодействие человека и организации
- Критериальная база поведения человека в организации. Характеристика индивидуальности человека
- Миссия организации. Содержание основных целей организации
- Классификация целей
- Функции управления
- Планирование и прогнозирование как функции управления
- Понятие, сущность и значение текущего планирования
- Сущность стратегического управления
- Понятие стратегии организации. Виды стратегий
- Сущность планирования, формы планирования
- Сравнительная характеристика стратегического и текущего планирования
- Стратегическое планирование деятельности фирмы
- Основные компоненты стратегического плана фирмы, их содержание
- Бизнес-план фирмы
- Процесс планирования стратегии в организации. Анализ альтернатив и выбор стратегии
- Виды анализа среды организации. Выработка стратегии организаии
- Определение понятия структуры управления организацией, ее связи и элементы
- Проблемы соотношения централизации и децентрализации в структуре органов управления фирмы
- Принципы построения осу. Общие подходы к формированию и проектированию осу
- Основные характеристики иерархических и органических типов осу
- Классификация ос бюрократического типа
- Классификация организационных структур органического типа
- Мотивация как функция менеджмента. Мотивационный процесс
- Первоначальные теории мотивации
- Содержательные теории мотивации
- Процессуальные теории мотивации. Концепция партисипативного управления
- Контроль как функция менеджмента. Понятие и роль контроля в организации
- Основные аспекты управленческого контроля в организации
- Основные виды и этапы контроля в организации
- Основные элементы процесса управления. Проблема как элемент процесса управления
- Управленческие решения: сущность, типология, основные требования
- Основные методы подготовки и оптимизации управленческих решений
- Процесс принятия управленческих решений: общая характеристика
- Этапы и процедуры процесса принятия решения
- Понятие коммуникаций, элементы и основные этапы коммуникационного процесса
- Коммуникационные сети и стили в управлении
- Невербальная коммуникация –
- Значение и сущность информации в организации. Типы информации
- Роль информационных технологий в деятельности менеджера
- Управление конфликтом в организации
- Уровни конфликта в организации
- Структурные методы управления конфликтом
- Корпоративная культура. Характеристика корпоративной культуры
- Методы формирования и поддержания корпоративной культуры
- Функции корпоративной культуры
- Власть и влияние. Основы и источники власти. Баланс власти
- Баланс власти
- Власть и лидерство. Лидерство в управлении
- Подходы к изучению лидерства. Традиционные концепции лидерства
- 4 Системы Лид-ва Лайкерта
- Основные требования, предъявляемые к современному менеджеру
- Роль менеджера в оптимизации внешней и внутренней среды предприятия
- 1. Внешняя среда.
- 2. Внутренняя среда.
- Роль менеджера в налаживании коммуникаций в фирме
- Роль менеджмента в повышении эффективности хозяйствования в России
- В чем же выражается управленческий демократизм?
- Работа менеджера по повышению своей деловой квалификации
- Самоменеджмент в организации: сущность, назначение, основные принципы