Классификация ос бюрократического типа
Линейная ОС основывается на вертикальном разделении труда.
Суть: все функции управления сосредотачиваются у руководителя, каждый работник подчиняется одномму руководителю.
«+» единство и четкость распорядительства; согласованность действий исполнителей; четкая система взаимных связей между руководиьелями и подчиненными; быстрая реакция на указания; личная ответственность за результ действий подразделения.
«-» высокие требования к компетенции руководителя; перегруппировка менеджеров высшего звена управления; предпосылки для злоупотребления властью; отсутствие горизонтальных связей межу подразделениями.
Область распространения: несложные производства или где необходима строгая иерархия подчинения.
Функциональная ОС – основана на горизонтальном разделении труда.
Суть: каждый работник подчиняется нескольким руководителям, получают от них указания, и отчитывается о проделанной работе.
«+» высокая компетентность специалистов; освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов; стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов; исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций; уменьшение потребностей в специалистах широкого профиля.
«-» чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих подразделений; трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различнымми функциональными службами; появление тенденций чрезмерной централизации; длительная процедура принятия решений; относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения.
Область распространения: чаще в виде функциональных отделов других структур.
Линейно-функциональная ОС.
Суть: органическое соединение линейной и функциональных структур, работник получает задание у определенного числа руководителей, но находится в дисциплинарной подчиненности у одного.
«+» более глубокая подготовка решений и планов связанныхх со специализацией работников; освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем; возможность привлечь консультантов.
«-» отсутст тесных взаимосвязей между производственными отделениями; недостаточно четка ответственность, т. к. готовящий решение, как правило, не участвует в его реализации; чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно подчинение по иерархии управления, т. е. тенденция к чрезмерной централизации.
Область распространенния: в небольших, средних организациях, а также в крупных со стабильным производством. Иногда называется штабной.
Штабной тип ОС.
«+» качественная подготовка планов и вариантов решений; высокая степень специализации деятельности; профессионализм персонала.
«-» тенденция к чрезмерной централизации управления; снижение персональной ответственности сотрудников за результ работы.
Область распространения: при решении новых, уникальных проектов или решениии задач перспективного значения.
Линейно-штабная ОС
Наряду с линейными руководителями аппарат управления включает подразделения, укомплектованность специалистами.
Главная задача штабного подразделения состоит в оказании помощи линейным руководителям. К штабным подразделениям относятся службы контроллинга, маркейтинга, группы сетевого планирования…
«+» более осмысленная и компетентная подготовка управленческих решений; освобождение линейных руководителей от решения специфических задач; возможность привлечь высококвалифицированных специалистов.
«-» недостаточно четкая ответственность, т. к. готовящий решение не участвует в его реализации; тенденция к чрезмерной централизации; возрастание требований к высшему звену управления, принимающему решения.
Шахтная ОС
«+» освобождает линейных руководителей от несвойственных им функций; обеспечивает производства ресурсами; возможность кординации между линейными и функцональными подразделениями; высокая степень специализации структурных подразделений предприятия.
«-» необходимость для линейных руководителей постоянного согласования при решении текущтхх вопросов производства, экономики, кадров как с соответствующими функциональными службами, так и с высшим руководством; длинная цепь команд, следовательно искажение коммуникаций.
Дивизиональная ОС – линейно-функциональная по своей сути, но доминируют в ней производственные службы.
Особенности: потребность в этой ОСУ обусловлена концепцией производчтва; увеличением размеров предприятия и диверсификации их деятельности; структуризация производства осуществляется по отдельным, по выпускаемой продукции (или по обслуженным регионам); руководители функциональных служб подчинены руководителям производственных служб.
«+» ускоряется реакция на изменения во внешней среде; улучшение кординации деятельности производственных служб и фирмы в целом; возникновение у производственных подразделений преимущества малых фирм.
«-» рост иерархичности и аппарата управления в целом; дублирование функций управления; дублирование работ для разных подразделений.
Область распространения: при наличии в фирме разнородных направлений деятельности.
Региональная ОС – разновидность дивизиональной. Она предусматривает выделение подразделений, работающих с конкретными ресурсами и районами.
«+» хорошее знание регионов и районов потребления; учет проблем связанных с законодательством, обычаями и нуждами потребителей в каждом регионе и районе; гибкая адаптация к условиям местных рынков.
«-» рост иерархичности и аппарата управления в целом; дублирование функций управления; рост затрат на управление.
- Конспект лекций по дисциплине «Менеджмент» Менеджмент как наука: сущность, структура и содержание
- Важнейшие категории, закономерности и принципы менеджмента
- Ранние и современные трактовки менеджмента: общая характеристика
- Школа научного управления
- Школа административного управления
- Школа человеческих отношений
- Современные школы менеджмента
- Организация как объект управления
- Внутренняя среда организации
- Внешняя среда организации
- Роль человека в организации. Взаимодействие человека и организации
- Критериальная база поведения человека в организации. Характеристика индивидуальности человека
- Миссия организации. Содержание основных целей организации
- Классификация целей
- Функции управления
- Планирование и прогнозирование как функции управления
- Понятие, сущность и значение текущего планирования
- Сущность стратегического управления
- Понятие стратегии организации. Виды стратегий
- Сущность планирования, формы планирования
- Сравнительная характеристика стратегического и текущего планирования
- Стратегическое планирование деятельности фирмы
- Основные компоненты стратегического плана фирмы, их содержание
- Бизнес-план фирмы
- Процесс планирования стратегии в организации. Анализ альтернатив и выбор стратегии
- Виды анализа среды организации. Выработка стратегии организаии
- Определение понятия структуры управления организацией, ее связи и элементы
- Проблемы соотношения централизации и децентрализации в структуре органов управления фирмы
- Принципы построения осу. Общие подходы к формированию и проектированию осу
- Основные характеристики иерархических и органических типов осу
- Классификация ос бюрократического типа
- Классификация организационных структур органического типа
- Мотивация как функция менеджмента. Мотивационный процесс
- Первоначальные теории мотивации
- Содержательные теории мотивации
- Процессуальные теории мотивации. Концепция партисипативного управления
- Контроль как функция менеджмента. Понятие и роль контроля в организации
- Основные аспекты управленческого контроля в организации
- Основные виды и этапы контроля в организации
- Основные элементы процесса управления. Проблема как элемент процесса управления
- Управленческие решения: сущность, типология, основные требования
- Основные методы подготовки и оптимизации управленческих решений
- Процесс принятия управленческих решений: общая характеристика
- Этапы и процедуры процесса принятия решения
- Понятие коммуникаций, элементы и основные этапы коммуникационного процесса
- Коммуникационные сети и стили в управлении
- Невербальная коммуникация –
- Значение и сущность информации в организации. Типы информации
- Роль информационных технологий в деятельности менеджера
- Управление конфликтом в организации
- Уровни конфликта в организации
- Структурные методы управления конфликтом
- Корпоративная культура. Характеристика корпоративной культуры
- Методы формирования и поддержания корпоративной культуры
- Функции корпоративной культуры
- Власть и влияние. Основы и источники власти. Баланс власти
- Баланс власти
- Власть и лидерство. Лидерство в управлении
- Подходы к изучению лидерства. Традиционные концепции лидерства
- 4 Системы Лид-ва Лайкерта
- Основные требования, предъявляемые к современному менеджеру
- Роль менеджера в оптимизации внешней и внутренней среды предприятия
- 1. Внешняя среда.
- 2. Внутренняя среда.
- Роль менеджера в налаживании коммуникаций в фирме
- Роль менеджмента в повышении эффективности хозяйствования в России
- В чем же выражается управленческий демократизм?
- Работа менеджера по повышению своей деловой квалификации
- Самоменеджмент в организации: сущность, назначение, основные принципы