Власть и влияние. Основы и источники власти. Баланс власти
Руководство – процесс социальной организации и управления деятельностью членов группы.
Влияние – такое поведение одного лица, которое вносит изменения в поведение другого лица.
Власть – возможность оказывать влияние на поведение других людей.
Власть: - потенциал, имеющийся у пользователя, т.е. она существует не только тогда, когда применяется; - между тем, кто использует власть и к кому она применяется, существует взаимосвязь; - тот, к кому применяется власть, имеет некую свободу действий.
Обладание властью – возможность влияния на удовлетворение потребностей.
Власть должности – возникает не из самой должности, а делегируется её обладателю теми, кому он подчинен. Формы: принуждение, вознаграждение, власть связей.
Власть личности – степень уважительного, хорошего и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных, основанная на близости его и их целей. Формы: экспертная, власть примера.
Административная власть – власть, основанная на законном принуждении или его возможности.
Основа власти – то, откуда данная власть происходит.
Источники вл.- то, через что данная власть используется.
Источники власти, имеющие личностную основу:
1-экспертная власть (власть через разумную веру). Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволяют удовлетворить потребность.
Экспертная власть – способность руководителя влиять на подчиненных в силу своей подготовки и уровня образования, опыта и таланта, умений и навыков, наличия специализированных знаний.
2-власть примера (эталонная власть) – формирунтся по мере отождествления подчиненным себя с руководителем, власть до подражания ему. Чем больше руководитель является для кого-то идеалом, тем больше его уважают.
3-право на власть (традиционная власть) – исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать распоряжения, а его долг подчиняться и выполнять.
4-власть информации – базируется на возможности доступа к нужной и важной информации и умении использовать ее для влияния на подчиненных.
5-потребность во власти – мотивация теория МакКелланда, акцентирует внимание к потребности во власти как желанию иметь влияние на других. Потребность во власти проявляется в действиях: оказать помощь, давать советы, быть в центре внимания, вызывать положительные эмоции, укрепить репутацию.
Источники власти имеющие организационную основу:
1-принятие решений – как источник власти проявляется в той сиепени, в которой носитель этой власти может влиять на конкретное решение на протяжении процесса его принятия.
2-принуждение – базируется на реализации руководителем своей способности влиять на поведение подчиненного посредством наказания. Влияние через страх. Исполнитель верит, что влияющий может наказать так, что это помешает удовлетворению каких-либо потребностей.
3-вознаграждение – исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить какие-либо потребности. Сила власти определяется уровнем формального права на власть.
4-власть над ресурсами – источник власти образует регулирование доступности к ресурсам. Обычно в организациях поток распределения ресурсов направлен сверху вниз.
5-власть связей – строится на способности индивида воздействовать на других людей через воспринятую ими ассоциацию этого индивида с влиятельными людьми как в организации так и вне ее.
Власть руководителя над подчиненными Власть подчиненных над руководителем
Зависимость руководителя от подчиненных Зависимость подчиненных от руководителя
- Конспект лекций по дисциплине «Менеджмент» Менеджмент как наука: сущность, структура и содержание
- Важнейшие категории, закономерности и принципы менеджмента
- Ранние и современные трактовки менеджмента: общая характеристика
- Школа научного управления
- Школа административного управления
- Школа человеческих отношений
- Современные школы менеджмента
- Организация как объект управления
- Внутренняя среда организации
- Внешняя среда организации
- Роль человека в организации. Взаимодействие человека и организации
- Критериальная база поведения человека в организации. Характеристика индивидуальности человека
- Миссия организации. Содержание основных целей организации
- Классификация целей
- Функции управления
- Планирование и прогнозирование как функции управления
- Понятие, сущность и значение текущего планирования
- Сущность стратегического управления
- Понятие стратегии организации. Виды стратегий
- Сущность планирования, формы планирования
- Сравнительная характеристика стратегического и текущего планирования
- Стратегическое планирование деятельности фирмы
- Основные компоненты стратегического плана фирмы, их содержание
- Бизнес-план фирмы
- Процесс планирования стратегии в организации. Анализ альтернатив и выбор стратегии
- Виды анализа среды организации. Выработка стратегии организаии
- Определение понятия структуры управления организацией, ее связи и элементы
- Проблемы соотношения централизации и децентрализации в структуре органов управления фирмы
- Принципы построения осу. Общие подходы к формированию и проектированию осу
- Основные характеристики иерархических и органических типов осу
- Классификация ос бюрократического типа
- Классификация организационных структур органического типа
- Мотивация как функция менеджмента. Мотивационный процесс
- Первоначальные теории мотивации
- Содержательные теории мотивации
- Процессуальные теории мотивации. Концепция партисипативного управления
- Контроль как функция менеджмента. Понятие и роль контроля в организации
- Основные аспекты управленческого контроля в организации
- Основные виды и этапы контроля в организации
- Основные элементы процесса управления. Проблема как элемент процесса управления
- Управленческие решения: сущность, типология, основные требования
- Основные методы подготовки и оптимизации управленческих решений
- Процесс принятия управленческих решений: общая характеристика
- Этапы и процедуры процесса принятия решения
- Понятие коммуникаций, элементы и основные этапы коммуникационного процесса
- Коммуникационные сети и стили в управлении
- Невербальная коммуникация –
- Значение и сущность информации в организации. Типы информации
- Роль информационных технологий в деятельности менеджера
- Управление конфликтом в организации
- Уровни конфликта в организации
- Структурные методы управления конфликтом
- Корпоративная культура. Характеристика корпоративной культуры
- Методы формирования и поддержания корпоративной культуры
- Функции корпоративной культуры
- Власть и влияние. Основы и источники власти. Баланс власти
- Баланс власти
- Власть и лидерство. Лидерство в управлении
- Подходы к изучению лидерства. Традиционные концепции лидерства
- 4 Системы Лид-ва Лайкерта
- Основные требования, предъявляемые к современному менеджеру
- Роль менеджера в оптимизации внешней и внутренней среды предприятия
- 1. Внешняя среда.
- 2. Внутренняя среда.
- Роль менеджера в налаживании коммуникаций в фирме
- Роль менеджмента в повышении эффективности хозяйствования в России
- В чем же выражается управленческий демократизм?
- Работа менеджера по повышению своей деловой квалификации
- Самоменеджмент в организации: сущность, назначение, основные принципы