logo search
Лекции по менеджменту

Власть и лидерство. Лидерство в управлении

Власть – возможность оказывать влияние на поедение других людей. Лидерство – это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочитании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.

Формальное лидерство – влияние на подчиненных оказывается с позиции занимаемой должности.

Неформальное лидерство – процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы.

Лидерство влияет по 2м каналам: 1. по каналу авторитета – члены группы признают преимущество лидера перед другими в силу его положения, опыта, мастерства, образования. 2. по каналу харизматичных свойств – человечность, обходительность, нравственность. 4 модели восприятия лидера: 1) «один из нас» - образ жизни лидера идентичен образу жизни любого члена социальной группы.

2) «лучший из нас» - лидер является примером для всей группы как человек и как профессионал. 3) «воплощение добродетелей» - лидер является носителем общечеловеческих норм морали. Лидер разделяет с группой ее социальные ценности и готов их отстаивать. 4) «оправдание наших ожиданий» - люди надеются на постоянство поведенческих действий лидера независимо от меняющейся обстановки.

Менеджер лидер

Администратор инноватор

Поручает вдохновляет

Работает по целям других работает по своим целям

Полагается на систему полагается на людей

Использует доводы использует эмоции

Контролирует доверяет

Поддерживает движение дает импульс движению

Профессионален энтузиаст

Принимает решения превращает решение в реальность

Делает дело правильно делает правильное дело

Уважаем обожаем

Наиболее характерные черты эффективного лидерства: видение ситуации в целом, способность к коммуникациям, доверие сотрудников, гибкость при принятии решений.

Структура лидерства:

Лидер – с определенными личными чертами, способностями, возможностями, ориентированными на цель;

Последователи – со своими качествами и возможностями для реализации целей;

Задачи, которые взаимодействующие сотрудники пытаются решить;

Ситуация, в которой происходит процесс взаимодействия;

Группа.

Виды:

По содержанию деятельности:

1) лидер – вдохновитель, предлагающий программу поведения;

2) лидер – исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;

3) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и исполнителем.

По стилю руководства:

1) авторитарный;

2) демократический;

3) совмещающий в себе элементы 2х предыдущих.

По харатеру деятельности:

1) универсальный, т. е. постояннно проявляющий свои качества лидера;

2) ситуативный, т. е. проявляющий качества лидера в определенных ситуациях.

По психофизиологичестким характеристикам:

1) инструментальный – берущий на себя инициативу решения;

2) эмоциональный.