Планирование, оснащение и оборудование рабочих мест.
Рабочее место – часть производственного пространства или зона трудовой деятельности работника или группы работников, оснащенная необходимыми средствами труда, где непосредственно осуществляются трудовые процессы.
Организация раб.мест включает:
-
Устройство и планировку служебных помещений
-
Оснащение рабочих мет
-
Обслуживание рабочих мест
При организации рабочих мест решаются следующие задачи:
1) рациональное использование производственной площади предприятия, организации;
2) рациональное расположение на ограниченной площади отдельного рабочего места всех его элементов;
3) создание удобства и комфорта для работы исполнителей;
4) ограждение работников от воздействия неблагоприятных условий внешней и внутренней производственной среды;
5) бесперебойное качественное обслуживание рабочих мест, обеспечение непрерывного, ритмичного и синхронного функционирования рабочих мест.
Устройство и планировка рабочих мест – выбор для отдельных структурных подразделений или отдельных работников помещений различных форм, габаритов и размеров и размещения в пределах каждого раб.места технологического и вспомогательного оборудования.
Различают:
1) общую (внешнюю) планировку рабочих мест.пространственное расположение самих рабочих мест;
2) частную планировку, предполагающую рациональное размещение в пределах рабочего места всех его элементов — субъекта (работника), средств и предметов труда.
В рамках частной планировки выделяют внутреннюю планировку, предполагающую рациональное расположение инструментов, приспособлений, сырья, материалов, готовой продукции и прочего внутри таких элементов оргоснастки, как производственная мебель, тара.
Основные задачи планировки рабочих мест (всех ее видов) следующие:
• создать удобные и безопасные условия труда;
• наиболее эффективно использовать производственные площади;
• улучшить использование рабочего времени исполнителей за счет устранения излишних движений, хождений и т.п.
При планировании необходимо учитыватьслед.условия:
-
Движение раб.потока должно быть прямоточным, без лишних пересечений и возвращений
-
Структурные подразделения и наиболее часто вступающих в деловые контакты отдельных работников лучше размещать близко друг от друга
-
Шкафы, стеллажи, др.оборудование коллективного использования необходимо располагать так, чтобы было удобно подходить и пользоваться
-
В помещении не должно быть ничего лишнего, ненужного для работы
-
Площадь отдельных раб.мест должна соответствовать санитарным нормам и специфике выполн.работы
-
Целесообразно размещать вблизи входов, лифтов или на первых этажах здания (отдел кадров...)
-
Раб.места сотрудников, связанных с приемом посетителей следует размещать вблизи от входа
-
Раб.столы лучше размещать перпендикулярно линии окон, чтобы свет падал слева
Системы устройства и планирования помещений:
-
Кабинетная(отделы в разных каб-х)
-
Зальная (все в одном)
-
Ячеистая (подразделение в одном, руков-ль за перегородкой)
При организации рабочих мест большое значение имеет их специализация – установление четкого производственного профиля того или иного рабочего места.
Оснащение РМ – это обеспечение их оборудованием, оснасткой, т.е. всем необходимым для эффективной работы.
Средства оснащения РМ могут быть:
-
постоянными - т.е. всегда находящимися на РМ (станки, компютер)
-
временными, используемые лишь для выполнения отдельных видов работ (инструменты для наладки)
Выделяют следующие виды средств управленческого труда:
Средства составления документов: компьютеры, диктофоны, средства копирования и размножения документов, ручки автоматические, карандаши;
Средства обработки и оформления документов: резальное, скрепляющее и склеивающее оборудование и материалы, адресовальные и штемпельные устройства, машины для нанесения защитных покрытий;
Средства хранения и группировки документов: средства скрепления документов (сшиватели, специальные папки с зажимами), картотеки, специальные шкафы и стеллажи для хранения документов, машины для уничтожения ненужных документов;
Средства выполнения вычислительных операций: калькуляторы.
Средства обеспечения оперативной связи: телефонная связь, радиосвязь, директорские коммутаторы, автоответчики.
Специальная служебная мебель: мебель и оборудование для рабочих мест в служебных помещениях..
Все элементы оснащения РМ, имеющие непосредственное соприкосновение с телом человека (стол, стул) должны по возможности соответствовать его антропометрическим данным. Так, исходя из антропометрических данных, высота, на которой установлен обрабатываемый предмет на оборудовании, должна составлять примерно 60% роста. Высота сиденья, в оптимальном варианте, должна быть регулируемой в пределах 350- 500мм от пола, в зависимости от роста работника и высоты рабочей поверхности. Рекомендуемая ширина сидения 330- 400 мм. Конструкция должна предусматривать упор для ног.
Система обслуживания – это наиболее активная составляющая часть производственного процесса по регламентированному обеспечению рабочих мест всем необходимым, нацеленная на обеспечение его бесперебойного и эффективного функционирования.
Объектами обслуживания являются средства, предметы и субъекты труда. Функции обслуживания группируются по следующим трем направлениям.
- Оглавление
- Основы менеджмента
- Инфраструктура менеджмента.
- Социофакторы и этика менеджмента.
- 3. Интеграционные процессы в менеджменте.
- Природа и состав функций менеджмента.
- Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
- Организационные отношения в системе менеджмента.
- Регулирование и контроль в системе менеджмента.
- Условия и факторы возникновения и развития менеджмента.
- Основы управления персоналом
- Методологические основы управления персоналом.
- Цели, функции, организационная структура системы управления персоналом.
- Кадровая политика и стратегия управления персоналом.
- Кадровое планирование: его принципы, виды.
- Привлечение и адаптация персонала.
- Обучение и профориентация персонала.
- Управление деловой карьерой.
- Аттестация и деловая оценка персонала.
- Значение должностных инструкций в системе управления персоналом.
- Значение и функции службы управления персоналом организации.
- Психофизиология профессиональной деятельности
- Психофизиология профессионального отбора и профпригодности.
- 20. Психофизиологические функциональные состояния.
- 21. Роль и место функционального состояния в поведении человека.
- Влияние эмоций на деятельность человека.
- Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности.
- Управление социальным развитием организации
- Отечественный и зарубежный опыт решения социально-трудовых проблем.
- Современные тенденции социального развития и гуманизации труда.
- Влияние на организацию социальной политики государства.
- Качество трудовой жизни работников: условия для труда, быта и досуга работников.
- Мотивация трудовой деятельности
- Мотивация трудовой деятельности как элемент и функция управления персоналом.
- Теоретические основы трудовой мотивации.
- Теория ожиданий в. Врума
- Комплексная модель мотивации Портера-Лоулера
- Теория постановки целей Эдвина Локка
- Структура, функции и механизм трудовой мотивации.
- Теории мотивации и их роль в системе управления персоналом.
- Теория ожиданий в. Врума
- Комплексная модель мотивации Портера-Лоулера
- Теория постановки целей Эдвина Локка
- Управление трудовыми ресурсами
- Занятость населения: понятие, формы. Государственное регулирование занятости.
- Миграция трудовых ресурсов и миграционная политика.
- Рынок труда как регулятор занятости, безработицы. Его структуризация и сегментация.
- Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов.
- Обеспечение занятости на предприятиях и их взаимосвязь со службой занятости. Сокращение рабочей силы
- Организация труда персонала
- Сущность организации труда персонала и необходимость ее совершенствования на научной основе. Экономическая эффективность научной организации труда.
- Разделение и кооперация труда.
- Планирование, оснащение и оборудование рабочих мест.
- Функции по обслуживанию средств труда:
- Функции по обслуживанию предметов труда:
- Функции по обслуживанию работников:
- Охрана труда в организации.
- Изучение затрат рабочего времени и содержание труда персонала организации.
- Принципы и правила планирования рабочего времени.
- Делегирование полномочий.
- Делопроизводство в кадровой службе
- Документ. Систематизация документов, номенклатура для их формирования и хранения.
- Правила оформления управленческих документов. Ведение трудовой книжки.
- Документы по приему, увольнению, переводу и отпускам.
- Плановая кадровая документация. Организационно-правовая документация.
- Трудовой договор. Порядок заключения, расторжения.
- Социология и психология управления
- Социальные и психологические основы принятия управленческих решений.
- 4 Уровня принятия решений:
- Современные тенденции и принципы управления социальными организациями.
- Психодиагностика предпринимательских и организаторских способностей.
- Организационное поведение
- Этика деловых отношений.
- Теория поведения человека в организации.
- Управление нововведениями в организации.
- Группа и формирование группового поведения в организации.
- Лидерство и персональное развитие в организации.
- Организационная культура
- Модели корпоративной культуры. Принципы и методы формирования организационной культуры.
- Анализ основных компонентов организационной культуры.
- Принципы и методы формирования и поддержания организационной культуры.
- Содержание и показатели анализа организационной культуры.
- Нормирование и оплата труда
- Понятие и виды норм и нормативов. Порядок введения, замены и пересмотра норм труда.
- 1. Подготовительные и организационно-методические работы.
- 2. Проведение изучения затрат рабочего времени на рабочих местах.
- 3. Проведение обработки собранных материалов.
- 4. Проверка нормативных материалов в производственных условиях:
- 5. Подготовка окончательной редакции нормативных материалов.
- Основные формы и системы оплаты труда.
- Должностные оклады и дополнительная оплата труда.
- Оплата труда работников бюджетного сектора.
- Анализ показателей по труду и заработной плате.
- Региональные особенности оплаты труда.
- Особенности оплаты труда различных категорий работников.
- Стимулирование персонала
- Основные формы стимулирования персонала.
- Анализ методов определения сложности работ.
- Сравнение методов оценки сложности работы
- Управление системой стимулирующих выплат в бюджете организации.
- Система сбалансированных показателей.
- Анализ системы материального стимулирования.
- 1. Комиссионные.
- 2. Денежные выплаты за выполнение поставленных целей.
- 3. Индивидуальные вознаграждения или премии.
- 4. Программы разделения прибыли.
- 5. Акции и опционы на их покупку.
- Анализ пенсионных систем для работников.
- 1. Обязательное пенсионное страхование и обеспечение
- 2. Добровольное дополнительное пенсионное обеспечение
- Анализ системы нематериального стимулирования.
- 7. Самомотивация
- Оценка результатов внедрения системы стимулирования в организации
- Компенсационная политика
- Понятие и теоретические разработки в области компенсаций и льгот.
- 77. Ключевые показатели эффективности – основа внедрения компенсационной политики
- 78. Анализ этапов построения системы компенсаций и льгот.
- 4 Этап Построение структуры зарплаты
- 79. Понятие и структура базовых компенсаций.
- 80. Модель компетенций и компетентный подход к определению уровня компенсаций.
- 81. Понятие и структура переменной части системы компенсаций.
- 82. Льготы и условно-материальные компенсации.
- 83. Развитие персонала как часть компенсационной политики.
- 84. Системы вознаграждения и опционные системы для топ-менеджмента.
- Система международныхгрейдов
- 85. Анализ основных методик оценки должностей.
- 86. Анализ основных этапов построения системы компенсаций
- 4 Этап Построение структуры зарплаты
- 87. Грейдинг в системе управления персоналом.
- 88. Изучение рыночной оплаты труда.
- 89. Методы определения значимости должностей.
- 90.Международная практика применения грейдинга.
- 90. Международная практика применения грейдинга.