85. Анализ основных методик оценки должностей.
Метод ЭдвардаХея. Суть данного подхода в том, что оценка должностей проводится по единому набору факторов, к каждому из которых применяется стандартный набор правил. В основе методологии HayGroup – оценка должностей по трем ключевым факторам,:
-
Знания- совокупность знаний и навыков, необходимых для выполнения работы и взаимодействие с людьми: 1) глубина знаний (технические/специальные навыки) 2) щирота знаний (управленческие навыки) и 3) навыки межличностного общения внутри и снаружи организации.
-
Решение проблем– интенсивность процесса мышления, позволяющая анализировать, оценивать, аргументировать, делать соответствующие выводы, т.е. устанавливать, определять характер и решать проблему : 1)свобода мышления(степень неопределенности проблем и их решений) и 2) сложность мышления- характер проблем и сложность в выборе эффективных решений).
-
Ответственность. Ответственность за принимаемые решения и их последствия: 1) свобода действий (наличие или отсутствие личного или процедурного контроля и руководства 2) масштаб бизнеса, на который может влиять должность (scope) и 3) степень влияние должности на бизнес-результаты(конечный результат) (impact).
Методика разработана компанией Mercer и использует факторно-балльный подход для оценки должностей. В методике IPE(InternationalPositionEvaluation – Международная Оценка Должностей) должность получает оценку по каждому из пяти факторов:
-
Влияние на результат (impact); определяется исходя из размера организации (принимая во внимание сложность процессов создания добавленной стоимости, выручку и число сотрудников), природы влияния (формальная, оперативная, тактическая, стратегическая, визионерская) и степени вклада в бизнес-результаты организации.
-
Коммуникация (communication); оцениваются с точки зрения их сложности (передача, адаптация и обмен, влияние, переговоры, стратегические переговоры), среды (внутренние и внешние) и конфликтности (общие и сложные интересы).
-
Инновации и нововведения (innovation); это особые требования к должности по выявлению и применению усовершенствований к процессам, услугам или продуктам. Фактор инновации определяют в двух измерениях – инновационный потенциал должности и сложность среды изменений.
-
Знания (knowledge); требуются в работе для достижения целей и создания дополнительной стоимости. Mercer оценивает знания по широте и глубине, управленческой нагрузке (член группы, руководитель группы, руководитель групп), а также по масштабу знаний (локальный, региональный, глобальный).
-
Риск (risk). Под риском понимается степень подверженности должности физическому или психическому риску, риску потери трудоспособности при соблюдении всех правил и техники безопасности.
МетодикаWatsonWyatt. В предыдущих методах сначала балльная оценка, затем ранжирование по весам. В этом методе наоборот, сначала должности относятся к определенным категориям, затем происходит взвешивание по факторам для определения грейдов. Система позиционирует каждую должность в карте грейдов (25 грейдов) Методология оценки должностей WatsonWyatt в ЕКС представляет последовательное проведение работ по:
-
- определению масштаба бизнеса;
-
- определению категории должности;
-
- определению грейда должности в категории.
Определение масштаба бизнеса
Определение масштаба бизнеса - это определение того места, которое занимает организация по отношению к другим компаниям на рынке. Такими характеристиками компании являются:
1. Оборот компании (размер бизнеса).
2. Ассортимент производимой и реализуемой продукции (малое, большое,среднее).
3. Численность персонала.
4. Территория деятельности компании (сложность организационной структуры) (местный рынок, интернациональный, глобальный).
Каковгрейд у компании, таков максимальный грейд руководства.
Определение категории (группы) должности
Определение категории должности основано на содержании работ, определяющих значимость и вклад должности в общие результаты деятельности организации. Для отнесения к той или иной категории нужно пройти по «дереву вопросов» (категории: задачи, умения, профессия, эксперт, управление. Руководство, стратегия, первое лицо) .
Метод разделяет грейдинг для категорий руководящих должностей и специалистов.
Основа методики WatsonWyatt заключается в том, что оценка выполняемых работ осуществляется на основе двух групп факторов: знаний и навыков. Полная схема оценки знаний содержит два подфактора - образование (8 уровней оценки в баллах) и опыт (7 уровней оценки в баллах). Навыки оцениваются по трем подфакторам - физические (3 уровня), коммуникативные (6 уровней) и умственные (7 уровней).
3 этап отнесение должности к грейду. Перечисленные знания и навыки отражаются в описании факторов, характеризующих функционал должности:
1. Профессиональные знания.
2. Бизнес-компетентность.
3. Лидерство (руководство).
4. Решение проблем.
5. Влияние (значимость предоставляемых услуг для компании).
6. Функциональная сфера влияния.
7. Навыки межличностного общения.
Для каждого фактора сущ несколько уровней. Выбрав подходящие параметры каждого из факторов для данной должности , по значениям этих параметров, определяют ее грейд.
- Оглавление
- Основы менеджмента
- Инфраструктура менеджмента.
- Социофакторы и этика менеджмента.
- 3. Интеграционные процессы в менеджменте.
- Природа и состав функций менеджмента.
- Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
- Организационные отношения в системе менеджмента.
- Регулирование и контроль в системе менеджмента.
- Условия и факторы возникновения и развития менеджмента.
- Основы управления персоналом
- Методологические основы управления персоналом.
- Цели, функции, организационная структура системы управления персоналом.
- Кадровая политика и стратегия управления персоналом.
- Кадровое планирование: его принципы, виды.
- Привлечение и адаптация персонала.
- Обучение и профориентация персонала.
- Управление деловой карьерой.
- Аттестация и деловая оценка персонала.
- Значение должностных инструкций в системе управления персоналом.
- Значение и функции службы управления персоналом организации.
- Психофизиология профессиональной деятельности
- Психофизиология профессионального отбора и профпригодности.
- 20. Психофизиологические функциональные состояния.
- 21. Роль и место функционального состояния в поведении человека.
- Влияние эмоций на деятельность человека.
- Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности.
- Управление социальным развитием организации
- Отечественный и зарубежный опыт решения социально-трудовых проблем.
- Современные тенденции социального развития и гуманизации труда.
- Влияние на организацию социальной политики государства.
- Качество трудовой жизни работников: условия для труда, быта и досуга работников.
- Мотивация трудовой деятельности
- Мотивация трудовой деятельности как элемент и функция управления персоналом.
- Теоретические основы трудовой мотивации.
- Теория ожиданий в. Врума
- Комплексная модель мотивации Портера-Лоулера
- Теория постановки целей Эдвина Локка
- Структура, функции и механизм трудовой мотивации.
- Теории мотивации и их роль в системе управления персоналом.
- Теория ожиданий в. Врума
- Комплексная модель мотивации Портера-Лоулера
- Теория постановки целей Эдвина Локка
- Управление трудовыми ресурсами
- Занятость населения: понятие, формы. Государственное регулирование занятости.
- Миграция трудовых ресурсов и миграционная политика.
- Рынок труда как регулятор занятости, безработицы. Его структуризация и сегментация.
- Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов.
- Обеспечение занятости на предприятиях и их взаимосвязь со службой занятости. Сокращение рабочей силы
- Организация труда персонала
- Сущность организации труда персонала и необходимость ее совершенствования на научной основе. Экономическая эффективность научной организации труда.
- Разделение и кооперация труда.
- Планирование, оснащение и оборудование рабочих мест.
- Функции по обслуживанию средств труда:
- Функции по обслуживанию предметов труда:
- Функции по обслуживанию работников:
- Охрана труда в организации.
- Изучение затрат рабочего времени и содержание труда персонала организации.
- Принципы и правила планирования рабочего времени.
- Делегирование полномочий.
- Делопроизводство в кадровой службе
- Документ. Систематизация документов, номенклатура для их формирования и хранения.
- Правила оформления управленческих документов. Ведение трудовой книжки.
- Документы по приему, увольнению, переводу и отпускам.
- Плановая кадровая документация. Организационно-правовая документация.
- Трудовой договор. Порядок заключения, расторжения.
- Социология и психология управления
- Социальные и психологические основы принятия управленческих решений.
- 4 Уровня принятия решений:
- Современные тенденции и принципы управления социальными организациями.
- Психодиагностика предпринимательских и организаторских способностей.
- Организационное поведение
- Этика деловых отношений.
- Теория поведения человека в организации.
- Управление нововведениями в организации.
- Группа и формирование группового поведения в организации.
- Лидерство и персональное развитие в организации.
- Организационная культура
- Модели корпоративной культуры. Принципы и методы формирования организационной культуры.
- Анализ основных компонентов организационной культуры.
- Принципы и методы формирования и поддержания организационной культуры.
- Содержание и показатели анализа организационной культуры.
- Нормирование и оплата труда
- Понятие и виды норм и нормативов. Порядок введения, замены и пересмотра норм труда.
- 1. Подготовительные и организационно-методические работы.
- 2. Проведение изучения затрат рабочего времени на рабочих местах.
- 3. Проведение обработки собранных материалов.
- 4. Проверка нормативных материалов в производственных условиях:
- 5. Подготовка окончательной редакции нормативных материалов.
- Основные формы и системы оплаты труда.
- Должностные оклады и дополнительная оплата труда.
- Оплата труда работников бюджетного сектора.
- Анализ показателей по труду и заработной плате.
- Региональные особенности оплаты труда.
- Особенности оплаты труда различных категорий работников.
- Стимулирование персонала
- Основные формы стимулирования персонала.
- Анализ методов определения сложности работ.
- Сравнение методов оценки сложности работы
- Управление системой стимулирующих выплат в бюджете организации.
- Система сбалансированных показателей.
- Анализ системы материального стимулирования.
- 1. Комиссионные.
- 2. Денежные выплаты за выполнение поставленных целей.
- 3. Индивидуальные вознаграждения или премии.
- 4. Программы разделения прибыли.
- 5. Акции и опционы на их покупку.
- Анализ пенсионных систем для работников.
- 1. Обязательное пенсионное страхование и обеспечение
- 2. Добровольное дополнительное пенсионное обеспечение
- Анализ системы нематериального стимулирования.
- 7. Самомотивация
- Оценка результатов внедрения системы стимулирования в организации
- Компенсационная политика
- Понятие и теоретические разработки в области компенсаций и льгот.
- 77. Ключевые показатели эффективности – основа внедрения компенсационной политики
- 78. Анализ этапов построения системы компенсаций и льгот.
- 4 Этап Построение структуры зарплаты
- 79. Понятие и структура базовых компенсаций.
- 80. Модель компетенций и компетентный подход к определению уровня компенсаций.
- 81. Понятие и структура переменной части системы компенсаций.
- 82. Льготы и условно-материальные компенсации.
- 83. Развитие персонала как часть компенсационной политики.
- 84. Системы вознаграждения и опционные системы для топ-менеджмента.
- Система международныхгрейдов
- 85. Анализ основных методик оценки должностей.
- 86. Анализ основных этапов построения системы компенсаций
- 4 Этап Построение структуры зарплаты
- 87. Грейдинг в системе управления персоналом.
- 88. Изучение рыночной оплаты труда.
- 89. Методы определения значимости должностей.
- 90.Международная практика применения грейдинга.
- 90. Международная практика применения грейдинга.