logo
ОТВЕТЫ ГОСЫ_1

Методологические основы управления персоналом.

Управление персоналом организации — целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом организации. Управление персоналом заключается в формировании системы управления персоналом; планировании кадровой работы, разработке оперативного плана работы с персоналом; проведении маркетинга персонала; определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале.

Концепция управления персоналом — система теоретике-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом.

Период

Концепция

Подходы

Лозунг

20-40 гг ХХ в

Использование трудовых ресурсов (labourresourcesuse)

Экономический, работник носитель трудовой функции, живой придаток машины

Не человек, а его функция-труд

50-70 гг ХХ в

Управление персоналом (personnel management)

Органический, работник- субъект трудовых отношений, личность

Человек как формальная роль-должность

80-90 гг ХХ в

Управление человеческими ресурсами (humanresourcemanagement)

Органический, работник-ключевой стратегический ресурс организации

Чел не как должность (элемент структуры), а как невозобновляемый ресурс

ХХI в

Управление человеком (humanbeingmanagement)

Гуманистический, не люди для организации, а организация для людей

Люди представляют главный ресурс и социальную ценность организации

Принципы управления персоналом (ПУП) — правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом.

Таких принципов множество, но при всех условиях управление персоналом осуществляется на основе следующих традиционно утвердившихся в отечественных организациях принципов: научности, демократического централизма, плановости, первого лица, единства распорядительства; отбора, подбора и расстановки кадров; сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации; линейного, функционального и целевого управления, контроля исполнения решений и др.

Современные принципы УП:

Методы управления персоналом - способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Существуют три группы:

1. Административные методы («метод кнута»)– основываются на применении власти и нормативном обеспечении трудовой деятельности; реализуются в форме организационного и нормативного воздействия. Организационное воздействие направлено на организацию процесса производства и управления и включает организационное регламентирование, организационное нормирование и организационно-методическое инструктирование. Распорядительное воздействие выражается в форме приказа, распоряжения или указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера. Они издаются в целях обеспечения соблюдения, исполнения и применения действующего законодательства и других нормативных актов (правовое регулирование, издание приказов и распоряжений, установление административных санкций и поощрений) Дисциплинарная ответственность, материальная ответ-ть, административная ответ-ть (несут только руководители).

2. Экономические методы (метод «пряника») – это элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается функционирование и развитие орг-ции. Важнейшим экономическим методом у.п является технико-экономическое планировние, которое объединяет и синтезирует в себе все экономические методы управления. (Технико-экономический анализ, технико-экономич обоснование, технико-эк планирование, эк. стимулирование, финансирование, мотивация трудовой деятельности, оплата труда, капиталовложения, кредитование, ценообразование, участие в прибылях и капитале, налогооблажения, установление экономических норм и нормативов, страхование, установление материальных санкций и поощрений)

3. Социально-психологические методы (метод «убеждений») - основаны на использовании закономерностей социологии и психологии в воздействии на интересы личности, группы, коллектива. Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе УП. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две группы: соц-играют важную роль в УП, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными рез-тами пр-ва, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе; псих -направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности интеллекту, образам и поведению, с тем чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач орг-ции (соц-псих анализ, соц-псих планирование, создание творческой атмосферы, участие раб-ков в управление, соц и моральная мотивация и стимулирование, удовлетворение культурных и духовных потребностей, формирование коллективов и групп, создание нормального психологического климата, установление соц норм поведения, развитие у работников инициативы и ответственности, установление моральных санкций и поощрений)