logo
ОТВЕТЫ ГОСЫ_1

Модели корпоративной культуры. Принципы и методы формирования организационной культуры.

Орг.культура-совокупность традиций, ценностей, политик, убеждений и установок, которые составляют общий контекст для всего, что мы думаем или делаем в рамках организации.

Имеются различные типологии, в основу которых положены разнообразные критерии (способ контроля, отношения к нововведениям и т.п.).

      1. Корпоративные культуры бывают четырех типов (на основе испол-ной орг. системы):

  • В зависимости от метода контроля (типология Оучи):

    • Культура рынка (у сотрудников только одна цель – рентабельность, эффективность их деятельности достаточно легко определяется, для высшего руководства критерий минимизации стоимости является достаточным для оценки работы сотрудников. Механизм саморегулируем. )

    • Культура бюрократии (быть эффективным – означает быть соответствующим правилам, процедурам, соблюдая 3 условия: знание правил; наличие правил, которые применяются повсеместно; наличие законной власти, устанавливающей эти правила, причем правила принимаются лишь настолько, насколько признают власть, их устанавливающую.Источник власти-компетентность).

    • Культура клана (как дополнение первых двух.Обладает следующими характеристиками: некоторая совокупность предписаний действует в отношении всех членов организации; законной властью, полученной им по наследству всилу личностных качеств или в кредит от других членов кланаобладает руководитель организации (батя, гуру, главарь). Клан функционирует благодаря разделяемой членами системе ценностей.

    1. По отношению к нововведениям:

    • культура успеха (кружки качества развиваются, Орг-я работает согласно системам очень точных, ясных и понятных процедур, и кружки качества вписываются в данную систему, нововведение рассматривается как необходимая часть профессионального успеха )

    • авторитарная культура (кружки качества не развиваются вовсе, кружки качества носят формальный и директивный характер; с большим трудом укореняются в данной культуре, воспринимаясь как чужеродный элемент)

    • гостевая культура (кружкам качества как нормальному явлению, стать нормой; их функционирование достаточно неформально; Предприятия с данным типом культуры не велики; неформальное функционирование позволяет реализовать устремления и интересы сотрудников)

    • управленческая культура (кружки качества также утверждаются достаточно часто как норма, все более формализуясь. На кружках осуществляется постоянный поиск возможностей повышения эффективности деятельности, и именно этот инструментальный аспект особенно ценится в организации.

    1. По национальному признаку :американская, японская…

    2. По доминирующему типу сотрудников:

    • Стратег – мыслит глобально, владеет информацией, ориентируется в тенденциях финансовых потоков, прекрасно составляет бизнес-план. Его недостаток – мало обращает внимания на то, чем живет организация в настоящем. Он строит план, забывая о том, что у каждого подразделения есть свои интересы.

    • Коммуникатор – человек, который знает каждого в организации, ориентируется в хитросплетениях взаимоотношений людей, для него ценной является возможность самореализации каждого сотрудника. Люди ради такого человека могут сделать много. Но его слабая сторона – он плохо планирует.

    • Пожарник – плохо чувствует себя в бизнесе, который спокойно течет, он иногда даже готов провоцировать изменения. Форс-мажор – его стихия.

    • Стабилизатор – противоположность Пожарника, человек, который плохо себя чувствует в нестабильной среде, незаменим в рутинной работе, деловом взаимодействии. Но поскольку для него главное – соблюдение стабильности, он будет тянуть с изменениями, даже если они необходимы.