logo
ОТВЕТЫ ГОСЫ_1

4 Уровня принятия решений:

В принятии решений выделяют несколько принципов:

1. Принцип системности. Это всесторонний учёт факторов, влияющих на данную ситуацию.

2. Принцип стандартизации. Проблемные ситуации можно разделить на стандартные и нестандартные. В случае стандартных ситуаций имеются разработанные формы поведения. К нестандартным ситуациям применяют инновационные методы.

3. Принцип оптимальной информированности. Для принятия эффективного управленческого решения необходимо иметь достаточную информационную базу.

4. Принцип автоматизма реализации управленческих решений. Данное УР должно своевременно доходить до подчинённых и являться руководством к действию.

Психологические аспекты, влияющие на принятие управленческих решений.

Принято считать, что на принятие УР оказывают влияние следующие психологические факторы:

1. Различия в мышлении (логика, творческие способности, пространственное мышление, скорость мышления и др.).

2. Уровень мотивации (степень заинтересованности в принятии тех или иных решений).

3. Особенности личности (уровень самооценки, уверенность, тревожность и др.).

4. Деловые качества (ответственность, настойчивость, самостоятельность, коммуникабельность и др.).

5. Система ценностей и убеждений, лежащих в основе приоритетов, и предрасположенность к каким-либо действиям.

6. Моральные установки, которых придерживается руководитель (честность, справедливость, внимание к людям и др.).

Фактор дефицита времени часто побуждает руководителей действовать на основе интуиции. Интуитивное решение обычно выглядит как озарение. Однако это озарение возможно лишь в том случае, если человек владеет всей полнотой информации по данному вопросу.

Существует ряд психологических трудностей, мешающих выявлению проблем на этапе подготовки УР. Часто руководители даже не догадываются об их существовании, ведь их источник носит подсознательный характер. К психологическим барьерам, негативно влияющим на итоговое качество УР, можно отнести следующий ряд факторов:

1. «Туннельное зрение» и «фильтры восприятия» - многие люди склонны иметь свою систему оценок, убеждений и ожиданий и не обращать внимания на то, чего подсознательно не хотят замечать. При этом человек оперирует не всей информацией, а только той, что проходит через фильтры восприятия. Появление этого эффекта может быть как следствием какой-то психологической травмы, так и следствием простого перенасыщения задачами.

2. Нехватка информации - предприниматель может посчитать имеющуюся у него информацию исчерпывающей, на самом же деле, для оптимального решения проблемы требуется больше данных. Использование только части информации ведет к скоропалительным и неверным выводам, так как при этом исключается большое количество альтернатив.

3. Смещение акцента с общего на частное - в попытках найти решение, внимание руководителя может цепляться к частным вопросам, на которые уходит большая часть мыслительных усилий, на самом же деле, первостепенную важность имеет решение главной задачи. Появление этого эффекта также может быть следствием перенасыщения задачами.

4. Ограничивающие убеждения - нередко принятию правильного решения мешают ограничивающие убеждения, сужающие диапазон мышления и ухудшающие гибкость руководителя. К ним может относиться негативизм, неоправданные опасения и обобщения, установки долженствования и пр.