79. Понятие и структура базовых компенсаций.
Базовый оклад. Для каждого разряда устанавливается свой разрядный коэффициент. Разрядный коэффициент необходим для определения базового оклада, который получается путем умножения тарифной ставки на разрядный коэффициент. В качестве базовой тарифной ставки можно выбрать разрядный коэффициент главной профессии на данном предприятии. Если это торговая компания, то основная профессия - это менеджер по продажам. Тогда можно присвоить менеджеру по продажам 8-9-10 разряды и определить 9 разряду коэффициент равный единице. Далее определяем базовую тарифную ставку 9 разряда, например в 2000 рублей. Теперь базовый оклад по каждому разряду определяется путем умножения базовой тарифной ставки на разрядный коэффициент .Разрядные коэффициенты должны быть подобраны таким образом, чтобы новая тарифная система не ухудшала положения работника. В противном случае внедрение новых правил денежного вознаграждения может столкнуться с сильным противодействием со стороны работников.
Система надбавок. Для учета индивидуальных особенностей работников и придания определенной гибкости и управляемости компенсационной системы можно использовать надбавки к окладу. Надбавки определяются в процентах к базовому окладу и могут начисляться за стаж работы на фирме, за знание и использование в работе иностранного языка, за руководство другими сотрудниками, за общую эффективность в работе и т.д.
Таким образом, (базовый оклад) + (надбавки) составляют базовую заработную плату.
Доплаты представляют собой начисления к основной заработной плате работника в целях компенсации дополнительных трудозатрат, связанных с условиями труда (работы), отклоняющимися от нормальных, особенностями трудовой деятельности и характером отдельных видов труда, повышенной интенсивностью труда и др. Размеры компенсационных доплат устанавливаются организациями самостоятельно, но не ниже размеров, указанных соответствующими нормативными актами. Эти доплаты подразделяются на две группы: первая группа – связанные с особым характером выполняемой работы (сезонность, отдаленность, неопределенность объема и т.д.); вторая – связанные с условиями труда, отклоняющимися от нормальных (работа в ночное время, перевозка опасных грузов и т.д.). Различают надбавки выплачиваемые по инициативе работодателя, и установленные законодательно, которые работодатель должен выплачивать в обязательном порядке.
Наиболее часто устанавливают следующие надбавки:
-
за выслугу лет; за подвижный характер работы; за разъездной характер работы; за работу вахтовым методом; за работу в условиях Крайнего Севера; за профессиональное мастерство; за высокую квалификацию; за высокие достижения в труде; за сложность выполняемого задания; за срочность выполнения работы; за выполнение непривлекательной работы; за классность; за знание иностранного языка и использование его в своей служебной деятельности; за ученую степень; за звание по профессии; за дипломатический ранг; за особые условия государственной службы; за допуск к государственной тайне.
Гарантийные выплаты – это право сохранения за работником средней заработной платы (полностью или частично) за то время, когда он, по уважительной причинам, предусмотренным законом, не выполнял свои трудовые обязанности.
Гарантийные выплаты носят специфический характер. Они не являются вознаграждением за труд по той причине, что не соизмеряются с количеством и качеством фактически затраченного работником труда в тот период, за который они выплачены. Их целевое назначение состоит в предотвращении возможных потерь в заработке в следствие того, что работник отвлекается от выполнения своих трудовых обязанностей.
Гарантийные выплаты представляют собой средний заработок работника или определенную его часть. В отдельных случаях их расчет ведется из оклада работника или тарифной ставки.
Гарантийные доплаты производятся с той же целью, что и выплаты, но с доплатой в указанных законом случаях. В отличие от гарантийных выплат гарантийные доплаты непосредственно связаны с выполнением работником трудовых функций. Кроме того, если гарантийные выплаты производятся взамен заработной платы, то гарантийные доплаты полностью заработную плату не заменяют, а суммируются с заработной платой, начисленной за фактически отработанное время или за фактически изготовленную продукцию.
К первой группе относятся следующие виды гарантийных выплат и доплат:
- Оплата времени вынужденного прогула незаконно уволенному при восстановлении его на работе, которая производится в размере среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке, если он в это время выполнял нижеоплачиваемую работу.
Оплата среднего заработка беременной женщины за время освобождения ее по медицинскому предписанию от тяжелой работы с переводом на более щадящую, но администрация не имеет возможности подыскать подобную работу.
- Выплата выходного пособия при увольнении работника без его вины в размере месячного или двухнедельного среднего заработка.
Вторая группа гарантийных выплат и доплат связана с оплатой отпусков и другого подобного времени.
- Гарантийные выплаты в размере среднего заработка за время ежегодных основных и оплачиваемых дополнительных отпусков, в том числе материнских и целевых для учебы отпусков, а также работникам, направленным организацией на курсы повышения квалификации;
- Доплата женщинам сел и районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей, а также подросткам за сокращенное рабочее время;
- Гарантийные доплаты за перерыв для кормления ребенка до 1,5 лет и за краткосрочные перерывы для обогревания, физкульт-паузы;
- Доплата при переводе работника на другую нижеоплачиваемую работу до его прежнего среднего заработка в течение месяца, а при переводе в связи с трудовым увечьем по вине предприятия-до восстановления трудоспособности или установления инвалидности;
- Доплаты до прежнего среднего заработка беременным и кормящим матерям при переводе на более легкую работу.
К третьей группе гарантийных выплат относится оплата времени выполнения государственных или общественных обязанностей по среднему заработку работника.
Средний заработок сохраняется за работником за время осуществления избирательного права, депутатских обязанностей, явки во МСЭК, в комиссию по назначению пенсий в качестве свидетелей по трудовому стажу и выполнения иных государственных обязанностей;
- Оглавление
- Основы менеджмента
- Инфраструктура менеджмента.
- Социофакторы и этика менеджмента.
- 3. Интеграционные процессы в менеджменте.
- Природа и состав функций менеджмента.
- Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
- Организационные отношения в системе менеджмента.
- Регулирование и контроль в системе менеджмента.
- Условия и факторы возникновения и развития менеджмента.
- Основы управления персоналом
- Методологические основы управления персоналом.
- Цели, функции, организационная структура системы управления персоналом.
- Кадровая политика и стратегия управления персоналом.
- Кадровое планирование: его принципы, виды.
- Привлечение и адаптация персонала.
- Обучение и профориентация персонала.
- Управление деловой карьерой.
- Аттестация и деловая оценка персонала.
- Значение должностных инструкций в системе управления персоналом.
- Значение и функции службы управления персоналом организации.
- Психофизиология профессиональной деятельности
- Психофизиология профессионального отбора и профпригодности.
- 20. Психофизиологические функциональные состояния.
- 21. Роль и место функционального состояния в поведении человека.
- Влияние эмоций на деятельность человека.
- Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности.
- Управление социальным развитием организации
- Отечественный и зарубежный опыт решения социально-трудовых проблем.
- Современные тенденции социального развития и гуманизации труда.
- Влияние на организацию социальной политики государства.
- Качество трудовой жизни работников: условия для труда, быта и досуга работников.
- Мотивация трудовой деятельности
- Мотивация трудовой деятельности как элемент и функция управления персоналом.
- Теоретические основы трудовой мотивации.
- Теория ожиданий в. Врума
- Комплексная модель мотивации Портера-Лоулера
- Теория постановки целей Эдвина Локка
- Структура, функции и механизм трудовой мотивации.
- Теории мотивации и их роль в системе управления персоналом.
- Теория ожиданий в. Врума
- Комплексная модель мотивации Портера-Лоулера
- Теория постановки целей Эдвина Локка
- Управление трудовыми ресурсами
- Занятость населения: понятие, формы. Государственное регулирование занятости.
- Миграция трудовых ресурсов и миграционная политика.
- Рынок труда как регулятор занятости, безработицы. Его структуризация и сегментация.
- Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов.
- Обеспечение занятости на предприятиях и их взаимосвязь со службой занятости. Сокращение рабочей силы
- Организация труда персонала
- Сущность организации труда персонала и необходимость ее совершенствования на научной основе. Экономическая эффективность научной организации труда.
- Разделение и кооперация труда.
- Планирование, оснащение и оборудование рабочих мест.
- Функции по обслуживанию средств труда:
- Функции по обслуживанию предметов труда:
- Функции по обслуживанию работников:
- Охрана труда в организации.
- Изучение затрат рабочего времени и содержание труда персонала организации.
- Принципы и правила планирования рабочего времени.
- Делегирование полномочий.
- Делопроизводство в кадровой службе
- Документ. Систематизация документов, номенклатура для их формирования и хранения.
- Правила оформления управленческих документов. Ведение трудовой книжки.
- Документы по приему, увольнению, переводу и отпускам.
- Плановая кадровая документация. Организационно-правовая документация.
- Трудовой договор. Порядок заключения, расторжения.
- Социология и психология управления
- Социальные и психологические основы принятия управленческих решений.
- 4 Уровня принятия решений:
- Современные тенденции и принципы управления социальными организациями.
- Психодиагностика предпринимательских и организаторских способностей.
- Организационное поведение
- Этика деловых отношений.
- Теория поведения человека в организации.
- Управление нововведениями в организации.
- Группа и формирование группового поведения в организации.
- Лидерство и персональное развитие в организации.
- Организационная культура
- Модели корпоративной культуры. Принципы и методы формирования организационной культуры.
- Анализ основных компонентов организационной культуры.
- Принципы и методы формирования и поддержания организационной культуры.
- Содержание и показатели анализа организационной культуры.
- Нормирование и оплата труда
- Понятие и виды норм и нормативов. Порядок введения, замены и пересмотра норм труда.
- 1. Подготовительные и организационно-методические работы.
- 2. Проведение изучения затрат рабочего времени на рабочих местах.
- 3. Проведение обработки собранных материалов.
- 4. Проверка нормативных материалов в производственных условиях:
- 5. Подготовка окончательной редакции нормативных материалов.
- Основные формы и системы оплаты труда.
- Должностные оклады и дополнительная оплата труда.
- Оплата труда работников бюджетного сектора.
- Анализ показателей по труду и заработной плате.
- Региональные особенности оплаты труда.
- Особенности оплаты труда различных категорий работников.
- Стимулирование персонала
- Основные формы стимулирования персонала.
- Анализ методов определения сложности работ.
- Сравнение методов оценки сложности работы
- Управление системой стимулирующих выплат в бюджете организации.
- Система сбалансированных показателей.
- Анализ системы материального стимулирования.
- 1. Комиссионные.
- 2. Денежные выплаты за выполнение поставленных целей.
- 3. Индивидуальные вознаграждения или премии.
- 4. Программы разделения прибыли.
- 5. Акции и опционы на их покупку.
- Анализ пенсионных систем для работников.
- 1. Обязательное пенсионное страхование и обеспечение
- 2. Добровольное дополнительное пенсионное обеспечение
- Анализ системы нематериального стимулирования.
- 7. Самомотивация
- Оценка результатов внедрения системы стимулирования в организации
- Компенсационная политика
- Понятие и теоретические разработки в области компенсаций и льгот.
- 77. Ключевые показатели эффективности – основа внедрения компенсационной политики
- 78. Анализ этапов построения системы компенсаций и льгот.
- 4 Этап Построение структуры зарплаты
- 79. Понятие и структура базовых компенсаций.
- 80. Модель компетенций и компетентный подход к определению уровня компенсаций.
- 81. Понятие и структура переменной части системы компенсаций.
- 82. Льготы и условно-материальные компенсации.
- 83. Развитие персонала как часть компенсационной политики.
- 84. Системы вознаграждения и опционные системы для топ-менеджмента.
- Система международныхгрейдов
- 85. Анализ основных методик оценки должностей.
- 86. Анализ основных этапов построения системы компенсаций
- 4 Этап Построение структуры зарплаты
- 87. Грейдинг в системе управления персоналом.
- 88. Изучение рыночной оплаты труда.
- 89. Методы определения значимости должностей.
- 90.Международная практика применения грейдинга.
- 90. Международная практика применения грейдинга.