6.3. Оценка внешней среды организации
Во-первых, цели должны бытьдостижимыми.Конечно, в целях должен быть заключен определенный вызов для сотрудников организации. Они не должны быть слишком легкими для достижения. Но они также не должны быть нереалистичными, выходящими за предельно допустимые возможности исполнителей. Нереальная для достижения цель приводит к демотивации работников и потере ими ориентира, что очень негативно сказывается на деятельности организации.
Во-вторых, цели должны быть гибкими. Цели следует устанавливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении. Менеджеры должны помнить об этом и быть готовыми внести модификации в установленные цели с учетом новых требований, выдвигаемых к организации со стороны окружения, либо же новых возможностей, появившихся у организации.
В-третьих, цели должны бытьизмеримыми.Это означает, что цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить или можно было каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута. Если цели неизмеримы, то они порождают разнотолки, затрудняют процесс оценки результатов деятельности и вызывают конфликты.
В-четвертых, цели должны бытьконкретными, обладающими необходимой специфичностью, помогающей однозначно определить, в каком направлении должно осуществляться функционирование организации. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки следует ее достичь и кто должен её достичь. Чем более конкретна цель, тем легче выразить стратегию ее достижения. Если цель сформулирована конкретно, то это позволяет добиться того, что все или подавляющее большинство сотрудников организации будут легко понимать ее, а, следовательно, знать, что их ожидает впереди.
В-пятых,цели должны бытьсовместимыми. Совместимость предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные цели – долгосрочным. Но временная совместимость не является единственным направлением установления совместимости целей. Важно, чтобы не противоречили друг другу цели, относящиеся к прибыльности и к установлению конкурентной позиции, или цели усиления позиции на существующем рынке и цели проникновения на новые рынки, цели прибыльности и благотворности. Также важно всегда помнить, что совместимости требуют цели роста и цели поддержания стабильности.
В-шестых,цели должны бытьприемлемыми для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации и, в первую очередь, для тех, кому придется их достигать.
В-седьмых, цели должны бытьориентированны во времени. Важно не только установить, что хочет организация, но и когда должен быть получен результат.
После установления миссии и целей руководство организации должно начать диагностический этап процесса стратегического планирования, первым шагом в котором является анализ и оценка внешней среды. Целью названного анализа является выявление угроз для осуществления текущей стратегии организации, а также возможностей для успешной реализации целей путем корректировки плана.
Внешняя среда организации состоит из двух уровней, являющихся относительно самостоятельным: макросреда и среда непосредственного окружения. Факторами макросреды являются СТЭП – факторы (социальные, технологические, экономические, экологические, политически, правовые).
- Менеджмент
- Часть 1 Учебное пособие
- © Хабаровская государственная академия экономики и права, 2003 содержание
- Введение
- Ответы на вопросы тестов
- Тема 1. Сущность и основные категории менеджмента
- 1.1. Понятие и виды управления. Сущность менеджмента
- 1.2. Предмет науки менеджмент, ее содержание и цели
- Управления производством
- 1.3. Методы исследования систем управления
- 1 Группа методов. Группировка и систематизация исходных данных об объектах исследования.
- 4 Группа методов. Социологический и экономический анализ и синтез исследуемых явлений и процессов.
- 1.4. Роль менеджера в управлении
- Десять управленческих ролей по Минцбергу
- 1.5. Требования, предъявляемые к современному менеджеру
- Литература
- Тема 2. Системный подход к управлению
- 2.1. Понятие системы, свойства и виды систем
- Классификация систем
- Свойства систем
- 2.2. Правила применения системного подхода
- Правило 11
- Правило 12
- Правило 14
- Правило 15
- Литература
- Тема 3. Процесс управления, его цели и функции
- 3.1. Управление производством как процесс, его основные элементы
- Распределение, состав и условия успешного выполнения операций в процессеуправления
- 3.2. Основные типы процессов управления
- 3.3. Понятие целей управления, структура и содержание целей управления
- Цели управления
- Классификация целей менеджмента
- 3. 4. Понятие и классификация функций управления
- Литература
- Тема 4. Коммуникации в процессе управления
- 4.1. Сущность и виды коммуникаций
- 4.2. Коммуникационный процесс
- 1. Зарождение идеи.
- 2. Кодирование и выбор канала.
- 3. Передача.
- 4. Декодирование.
- 4.3. Основные направления совершенствования коммуникаций
- Основные коммуникационные структуры (сети)
- Задание для самопроверки
- Литература
- Тема 5. Решения в процессе управления
- 5.1. Сущность управленческого решения
- От соотношения факторов к и п
- 5.2. Классификация решений
- 5.3. Процедура принятия решения
- Литература
- Тема 6. Планирование как функция управления
- 6.1. Сущность и этапы стратегического планирования
- 6.2. Определение миссии и целей организации
- 6.3. Оценка внешней среды организации
- 6.4. Оценка внутренней среды организации
- Перечень внешних опасностей и возможностей для организации
- 6.5. Выбор и реализация стратегии
- Характеристика альтернатив продуктово-сбытовой стратегии
- Тема 7. Организация как функция управления
- 7.1. Содержание функции "организация"
- 7.2. Классификация полномочий
- 7.3. Построение организационной структуры управления
- 7.4. Классификация организационных структур управления
- 7.5. Иерархические структуры управления
- 7.6. Адаптивные структуры управления
- А) линейно-штабная; б) линейно-функциональная
- Литература
- Тема 8. Мотивация как функция управления
- 8.1. Сущность мотивации. Мотивационный процесс
- 8.2. Содержательные теории мотивации
- 5. Потребность
- 3. Социальные потребности
- 2. Потребности в безопасности
- Теория потребностей а. Маслоу
- Теория потребностей Дэвида Мак Клелланда
- Факторы и факторы мотивации
- 8.3. Процессуальные теории мотивации
- 8.4. Методы мотивации
- Методы стимулирования результативности труда
- Литература
- Тема 9. Контроль как функция управления
- 9.1. Сущность, необходимость, принципы, направленность и виды контроля
- Направленность контроля
- 9.2. Этапы процедуры контроля. Характеристика эффективного контроля
- 9.3. Поведенческие аспекты контроля
- Задания
- Разбор заданий
- Литература
- Вопросы к экзамену, зачёту
- Менеджмент
- Часть 1