65.Организация маркетинговых исследований на предприятии.
Маркет.иссл-я - это систематическое опред-е круга данных необ-х в связи со стоящей перед фирмой сит-й на рынке,их сбор, анализ и отчет о рез-х. Цель любого маркет-го иссл-я состоит в оценке существующей ситуации (конъюнктуры) и разработке прогноза развития рынка. В программу такого компл-го изучения входят: а) изучение товара (новизна конкурентоспособность, способность удовлетворить нынешние и перспективные потребности покупателей, необх-сть модификации); б) изучение рынка (географ, положение, емкость, острота конкуренции, товарная и фирменная структуры, конъюнктура и ее прогноз на 6 - 18 месяцев долгоср. прогнозы на 5-10-15 лет); в) изучение покупателей (побудит. мотивы приобретения товаров, факторы формирующие потребительские предпочтения сегментирование покупателей, потребности, удовлетворенные в наст.время, влияние НТР на развитие потребностей и т.д.); г) изучение конкурентов (осн. конкуренты, владеющие - наибольшей долей рынка торговые марки (знаки) конкурентов, особенности товаров конкурентов и их упаковка, формы и методы сбытовой деят-ти ценовая политика, используемые каналы товаро-движения и сбыта, НИОКР: осн.направления и объем расходов, данные с прибылях и убытках, число работающих и т.д.).
Маркетинговые исслед-я вкл-т в себя 5 осн. этапов: 1 выявление проблем и формирование целей исследования; 2 отбор источников инф-ции; 3) сбор инф-ции; 4) анали: собранной инф-ции; 5) представление полученных результатов
1 этап. Определение проблемы - это формиро-вание предмета, маркет.исслед-я. Без этого м. собрать ненужную и дорогостоящую инф-цию и скорее запутать, чем прояснить проблемы. Выявить возможные альтернативы. Затем необходимо сформулировать цели исследования. 2 вида цели:
поиск ответа на конкретный вопрос - поисковые исследования
дать общую картину рынка - комплексные исследования
2 этап. Разработка плана исследования.
выявление источников информации:
*вторичная, который уже существует в готовом виде (коммерческая информация, интернет, газеты, Госкомстат, инф агентств за деньгм)
*первичная, которая собирается впервые именно для данного исследования
2. подходы к исследованию:
наблюдение;
эксперимент;
опрос: по телефону; по почте; Интернет, телевидение, интервью.
При проведении опроса используется анкета: открытые(нет вариантов ответа) и закрытые, смешанные.
3. Определение характеристик выборки: (- это сегмент нас, призванный олицетворять собой население в целом. Выборка д.б. репрезентативной, т.е представляла интересующую нас группу: пол, возраст..)
- определение качественного состава (кого б опрашивать)
- определение размера выборки n = Z2*p*q / e2
n – объем выборки, Z – нормированное отклонение, определяемое исходя из выбранного интервала доверительности (L, %: 60 … 90 95 97 , Z: 0,84 … 1,65 1,96, 1,18), интервал определяет заказчик, исходя из того, какой точности результаты ему нужны), p – найденная вариация для выборки, q = 100 – p, е – допустимая ошибка.
3 этап. Сбор информации. Это самый дорогой этап исследования. При проведении опросов встают 4 крупные проблемы. Некот-х опрашиваемых м. не оказаться ни дома, ни на р-те, и попытку вступить с ними в контакт придется повторять. Др. м. отказаться участвовать в опросе. Третьи м отвечать неискренне. Пристрастным может оказ-ся сам ведущий.
4 этап. Анализ собранной инф-ции - извлечение из совокупности полученных данных наиболее важных сведений и рез-тов. Исследователь сводит полученные данные в табл., обрабатывает полученные данные с помощьк совр.статист-х методик и моделей принятия решений: корреляционный, регрессионный, ковариационный, факторный и др.
5 этап Представление результатов исследования в виде
резюме;
основная часть.
Конъюнктура рынка – соотношение величин спроса и предложения. Благоприятная: спрос больше чем предложение.
Спрос = продажи + неудовлетворенный спрос
Емкость рынка – максимально возможный спрос на данный товар. Для оценки емкости рынка потребительских товаров делим их на : товары краткосрочного и товары длительного пользования.
Товары краткосрочного пользования:
метод прямых расчетов: D = n*q*p (в денежном выражении), D = n*q (в натур. выражении), где D – емкость, n – количество потребляемой единицы, q – норма потребления товара в расчете на одну потребляемую единицу, p – цена единицы.
метод косвенных расчетов(цепных): применяется для оценки емкости рынка товаров, норма потребления, которая заранее установить сложно.
Определение емкости рынка по регионам: Bi = 0,5 xi + 0,3yi + 0,2zi, Bi – удельный вес i – го региона в совокупной емкости данного товара, xi – удельный вес i – го региона в совокупном доходе населения страны, yi - удельный вес i – го региона в совокупном товарообороте данного вида товара (склонность, интенсивность потребления), zi - удельный вес i – го региона чистого населения, 0.5, 0.3, 0.2 – коэффициенты, характеризующие значимость каждого параметра, 0.5+ 0.3+ 0.2=1
При оценке перспективного спроса возможны следующие ПОДХОДЫ:
Экспертный метод: основывается на знаниях и интуиции экспертов, специалистов в данной области,
Метод экстраполирования: основывается на выявлении тенденции изменения спроса и формализации этой тенденции в виде математической тенденции.
Третий подход предполагает, что спрос является функцией не только времени, но и маркетинговых усилий ведущих фирм.
ПОДХОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОЛИ РЫНКА:
Исходя из количественных показателей
Исходя из стоимостных, денежных показателей
Сравнение доли рынка нашего товара с долей рынка конкурентов (основного конкурента). Применяется для анализа динамики рыночных показателей
Емкость рынка = уровень проникновения * уровень эксклюзивности * уровень интенсивности,
уровень проникновения - % покупателей марки х от общего числа покупателей данной категории товаров,
уровень эксклюзивности - % покупок марки х от общего объема покупок данной категории товаров,
уровень интенсивности = частота покупок марки х / частота покупок других товаров относящихся к данной категории (может быть >,=,< 1)
- 1.Менеджмент как наука. Принципы менеджмента.
- 2. Функции и методы менеджмента.
- 3. Характеристика основных школ менеджмента.
- 4. Процессный, системный и ситуационный подходы в управлении.
- 5. Сущность и содержание управленческого цикла.
- 6. Лидерство и стили управления.
- 7. Планирование и контроль в системе менеджмента.
- 10. Сравнительный анализ различных теорий мотивации.
- 2 Теория существования, связи и роста Альдерфера
- 3 Теория потребностей МакКлелланда
- 3 Двухфакторная теория Герцберга
- 1 Теория ожиданий Врума
- 2 Теория справедливости Адамса
- 3 Теория Портера-Лоулера
- 8. Теория корпоративного управления
- 12. Организация как объект управления. Классификация организации. Интеграция организации.
- 13. Социальная ответственностьи этика менеджмента.
- 79. Управление изменениями в организации. Причины сопротивления изменениям и рекомендации по управлению процессами перемен.
- 14. Основные изменения характеристики современного бизнеса. Базовые модели управления и их основные характеристики. Классификация моделей управления.
- 15. Принципы формирования организационных структур и организационные отношения в системе менеджмента. Типы организационных связей и иерархические структуры управления.
- 16. Цели организации. Правила построения дерева целей. Кправление по целям (результатам), преимущества и недостатки.
- 17.Основные принципы организации управленческого контроля, требования к эффективной системе контроля. Подходы к оценке эффективности контрольной деятельсности, Стратегии и формы контроля.
- 18. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли.
- 19.Возникновение и развитие управленческой мысли в России.
- 20. Фондовая биржа. Виды операций на рынке ценных бумаг.
- 21.Инфляция и ее виды. Индексы цен. Антиинфляционные меры в экономической политике государства.
- 22.Система отношений собственности в современной экономике.
- 24.Свойства товара. Концепции стоимости: трудовая теория стоимости и маржинализм.
- 25. Закономерности возникновения денег. Функции денег. Эволюция денежных систем.
- 26. Цикличность экономического развития. Виды циклов.
- 27.Недостатки рыночных систем. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики.
- 30.Кредит и его виды. Элементы кредитной сделки. Классиф-ция кредитных операций. Лизинг. Факторинг.
- 31.Виды ценных бумаг. Цели их эмиссии и механизм размещения. Гос. Регулирование рцб.
- 32.Основные этапы развития эк. Знаний. Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия.
- 33.Марксистская школа в политэкономии. Концептуальные положения и современные взгляды.
- 9. Модели корпоративного управления.
- Англо-американская модель
- Область распространения модели: сша, Канада, Великобритания, Австралия, Новой Зеландия.
- 5. Требования к раскрытию информации.
- Немецкая (Германская) модель
- Область распространения модели: Нидерланды, Скандинавия, во Франции и Бельгии также начали применять элементы немецкой модели.
- 4. Состав Совета директоров.
- 5. Требования к раскрытию информации.
- Японская модель
- Область распространения модели.
- 5. Требования к раскрытию информации.
- 11. Системный подход в менеджменте. Организация как система. Организация как система процессов. Системный подход.
- Организация как система управления.
- Организация как система процессов
- 23. Рынок: сущность, функции и виды.
- 28. Налоговая система Российской Федерации
- 34. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста.
- 29. Банковская система России. Банки, их виды. Функции и операции банков.
- 35.Ввп, способы их измерения. Соотношение показателей в системе национальных счетов.
- 36.Совокупный спрос и совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 37.Равновесие на денежном рынке. Спрос на деньги, факторы его определяющие. Предложение денег.
- 1) Доход (y); 2) % ставка (r).
- 38. Безработица и ее виды. Естественный уровень безработицы. Кривая Филипса. Регулирования рынка труда.
- 39.Бюджетный дефицит, способы его финансирования. Управление государственным долгом.
- 40.Дискреционная и недискреционная бюджетно-налоговая политика. Мультипликатор бюджетно-налоговой политики.
- 41. Внешний и внутренний баланс малой открытой экономики (моэ).
- 42. Платежный баланс, его статьи, счета.
- 43.Уравнение вр. График вр, его сдвиги. Наклон линии вр.
- 44. Конкуренция и ее виды в рыночной модели хозяйствования.
- 91. Организация разработки и выполнения управленческого решения. Контроль реализации управленческого решения.
- 45.Заработная плата. Маркситский подход и современная неоклассическая трактовка. Формы и системы заработной платы.
- 46.Проблема внешних эффектов. Теорема Коуза-Стиглица.
- 47.Основные теории спроса и предложения. Динамические и статистические модели рыночного равновесия. Устойчивость равновесия.
- 48.Эластичность спроса по цене и кривая рыночного спроса. Точечная и дуговая эластичность. Факторы, влияющие на значение ценовой эластичности спроса.
- 50. Бюджетные ограничения. Влияние изменений дохода и цен на бюджетные возможности покупателей. Рациональный потребительский выбор.
- 51.Влияние изменений цен и дохода на выбор потребителя. Построение кривой спроса на основе кривых «цена – потребление». Кривые Энгеля.
- 52.Производственная функция. Ее свойства. Изокванта. Предельная норма технологического замещения. Изокоста. Оптимизация производственного выбора.
- 53.Экономические и бухгалтерские издержки. Безвозвратные издержки. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 54.Рынок совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы. Валовой, средний, предельный доход. Анализ максимизации прибыли конкурентной фирмы.
- 55.Монополия и рыночная власть, ее измерение Показатели рыночной власти. Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде. Ценовая дискриминация на рынках.
- 56. Рынок монополистической конкуренции. Краткосрочное и долговременное равновесие фирмы при монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность.
- 57.Рынок олигополии, его основные характеристики. Лидерство в ценах. Картельные соглашения. Ценовые войны. Модель дуополии Курно.
- 58. Рынок труда. Рыночный спрос на труд. Кривая предложения труда. Рыночное равновесие на рынке труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
- 59.Рынок капиталов. Дисконтирование. Приведенная к настоящему периоду ценность благ. Чистая приведенная стоимость.
- 60.Общее рыночное равновесие. Модель движения к общему равновесию для взаимосвязанных рынков. Экономическая эффективность и общественное благосостояние.
- 61.Управление ассортиментом товаров на предприятии.
- 62.Понятие товара в маркетинге. Стратегия предприятия на разных этапах жизненного цикла товара.
- 63.Анализ потребительского рынка. Сегментация и отбор целевых сегментов рынка.
- 64.Управление каналами распределения товаров.
- 65.Организация маркетинговых исследований на предприятии.
- 66.Сравнительная характеристика средств стимулирования спроса.
- 67.Понятие и сущность организации. Жц организации.
- 68.Внутренняя и внешняя среда организации.
- 69.Организационная культура: сущность и типология.
- 70.Законы функционирования и развития организации.
- 71.Международное движение капитала и рабочей силы. Предпосылки, формы и последствия вывоза капитала. Миграция трудовых ресурсов: интересы стран иммиграции и эмиграции.
- 73.Основные фонды предприятия: методы оценки и структура. Показатели состояния и воспроизводства основных фондов. Показатели использования основных фондов.
- 74.Статистика производительности труда.
- 75.Статистика промышленной продукции: содержание, задачи, основные показатели, анализ динамики.
- 76.Себестоимость продукции. Классификация и учет затрат по их видам. Методы Absorption Costing и Direct Costing.
- 77.Состав и порядок составления финансовой отчетности.
- 78.Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов.
- 80.Коммуникативное поведение в организации. Основные элементы процесса коммуникаций.
- 81.Понятие команды. Методы формирования команд. Этапы развития команды: от традиционного контроля к самоуправлению.
- 82.Формальные и неформальные группы в организации.
- 83.Стратегический менеджмент: сущность, этапы и уровни стратегического и оперативного управления.
- 84.Стратегический анализ: step и swot – анализ.
- 92. Аналитические методы при разработке и принятии управленческих решений. Краткая характеристика основных аналитических методов.
- 85.Портфельный анализ деятельности организации. Матрицы портфельного анализа.
- 86.Процесс разработки и реализации стратегии предприятия.
- 87.Социологические методы исследования систем управления.
- 88.Состав и выбор методов исследования систем управления.
- 89.Методы экспертных оценок в исследовании системы управления.
- 90.Характеристика и классификация управленческих решений. Алгоритм процесса принятия управленческого решения.
- 97.Направление развития теории принятия решений: теория принятия оптимальных решений (тпор) и психологическая теория решений (птр).
- 94.Целевая ориентация управленческих решений. Целевые и процессорные технологии.
- 95.Природа и сущность решений. Области решений. Принципы и признаки управленческих решений.
- 99. Виды моделей, применяемых для работки управленческих решений
- 96.Управленческий анализ в системе менеджмента. Виды, содержание, предмет анализа. Особенности и принципы управленческого анализа.
- 106. Санация в антикризисном управлении. Принципы проведения санации. Основные процедуры санации
- Процедуры санации
- 107. Диагностика кризисов в организации
- 101.Виды угроз безопасности ис и ит. Методы и средства защиты информации.
- 100.Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности.
- 102.Государственное регулирование кризисных ситуаций.
- 103.Понятие кризиса. Причины его возникновения. Типология кризисов.
- 104.Кризисы в управлении организацией.
- 105.Банкротство п/п: сущность и процедуры.
- 108.Логистическая система управления запасами.
- 109.Сущность и задачи транспортной логистики.
- 120.Этапы создания системы качества на предприятии
- 110.Управление деловой оценкой персонала. Аттестация как форма деловой оценки.
- 111.Сущность, цели и задачи кадрового планирования. Расчет численности персонала.
- 113.Жизненный цикл инноваций. Стадии инновац. Проекта их содержание и результаты.
- 114.Формы и цели определенияния прав на интеллектуальную собственность в рамках инновационного проекта.
- 115.Источники и этапы финансирования инновационных проектов, их хр-ка.
- 116.Разработка бизнес-плана проекта.
- 117.Роль сертификации и, лицензирования и системного менеджмента качества в деле повышения качества продукции и процессов.
- 118.Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества.
- 119.Процессный и системный подходы к управлению качеством.
- 121.Центры финансовой ответсвенности: понятие, признаки, типы.
- 122.Бюджетирование: сущность, назначение, типы и содержание основных бюджетов.
- 123.Система контроллинга. Критерии оценки деятельности центров финансовой ответсвенности.
- 124.Сущность и основные направления государственного регулирования экономики.
- 125. Ценовая политика фирмы на разных типах рынка
- 127.Западноевропейская и американская концепции эффекта финансового рычага.
- 128.Эффект операционного рычага. Степень воздействия эффекта операционного рычага.
- 129.Сущность капитала предприятия, анализ его стоимости и структуры, принципы формирования.
- 130.Временная стоимость денег. Принцип начисления сложных и простых ссудных процентов и учетных ставок.
- 131.Сравнительная характеристика источников финансирования деятельсноти организации.
- 132.Критерии оценки инвестиционных проектов.
- 133.Анализ и управление дебиторской задолженностью.
- 134.Анализ и управление производственными запасами.
- 135.Анализ безубыточности. Критический объем производства.
- 136.Состав и структура себестоимости, методы управления издержками.
- 149.Анализ затрат хазяйственной деятельности. Задачи анализа информационное обеспечение и классификация затрат.
- 140.Анализ финансового состояния и финансовой устойчивости.
- 126.Методы ценообразования
- 2. На конъюнктуру рынка — рыночные методы
- 137. Анализ формирования, распределения и использования прибыли на предприятии. Дивидендная политика.
- 138. Понятие и классификация денежных потоков предприятия. Управление денежными потоками: цели, задачи, этапы управления, методы оптимизации.
- 139. Анализ деловой активности организации
- 141. Факторный анализ прибыли
- 142.Анализ маржинального дохода и запасов финансовой прочности.
- 143.Управление ликвидностью коммерческого банка.
- 98.Приведение ситуаций к типовым при принятии управленческих решений. Виды упрощений. Архетипы и когнитивное моделирование.
- 145. Основные методы управления предпринимательскими рисками.
- 146. Методы анализа инвестиционных проектов
- 150. Международные стандарты финансовой отчетности (мсфо): сущность, основополагающие принципы и допущения, требования к представлению финансовой информации.
- 147.Налоговые проверки, их виды и процедуры.
- 148.Экономические, юридические и организационные принципы налогообложения.