9.1. Сущность, необходимость, принципы, направленность и виды контроля
Контроль – одна из основных функций управления. А. Файоль дал чёткое определение контроля: «На предприятии контроль заключается в том, чтобы проверить, всё ли выполняется в соответствии с утверждёнными планами, разработанными инструкциями и установленными принципами. Его цель – выявить слабые места и ошибки, своевременно исправить их и не допускать повторения. Контролируется всё: предметы, люди, действия» [3, с. 305]. Без контроля не могут быть реализованы в полной мере все другие функции управления: планирование, организация, мотивация. Все руководители, независимо от ранга, осуществляют функцию контроля. Контроль как конкретная функция управления – это самостоятельная функция управления, выполняемая специальными органами.
Контроль как основная функция менеджмента объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учёт), изучением информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчётов в использовании средств и методов управления.
Последняя стадия контроля связана с уяснением проблем и причин их возникновения, что и является основанием для активных действий по корректировке отклонений от цели и плана деятельности [5, с. 168 - 169].
Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
Процесс контроля состоит из установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Многие люди воспринимают контроль как ограничение, что-то такое, что связано с принуждением и часто наказанием, однако это не совсем так. Главное назначение контроля – предупреждение возникновения кризисных ситуаций.
Причины необходимости контроля:
1. Неопределённость. Планы, организационные структуры подвержены изменениям. Люди, их поведение часто непредсказуемы. Изменяются законы, технология, социальные ценности, условия конкуренции и другие факторы окружающей среды.
2. Предупреждение возникновения кризисных ситуаций. Ошибки, сделанные в процессе принятия управленческих решений и не выявленные своевременно, могут привести к большим убыткам, вплоть до банкротства предприятия. Необходимо наблюдать за тем, чем люди заняты, чтобы быть уверенными, что они знают, что и как следует делать.
3. Возрастающая сложность организаций, занимающихся бизнесом, вследствие роста их размеров и масштабов производства. Если в маленькой организации менеджер участвует в принятии решений по всем видам деятельности, то в крупной организации менеджеры нуждаются в формальной системе контроля.
4. Поддержание успеха. Положительная сторона контроля состоит в поддержке всего того, что является успешным в деятельности организации. Благодаря выявлению более эффективных направлений фирмы принимают решения о направлениях расширения своей деятельности, заключения контрактов и вложения ресурсов.
Принципы контроля:
- объективность;
- достоверность полученной информации;
- непрерывность;
- независимость и неподкупность;
- охват контролем всех важнейших сторон деятельности;
- приемлемость рекомендаций, результатов контроля для практики.
- Менеджмент
- Часть 1 Учебное пособие
- © Хабаровская государственная академия экономики и права, 2003 содержание
- Введение
- Ответы на вопросы тестов
- Тема 1. Сущность и основные категории менеджмента
- 1.1. Понятие и виды управления. Сущность менеджмента
- 1.2. Предмет науки менеджмент, ее содержание и цели
- Управления производством
- 1.3. Методы исследования систем управления
- 1 Группа методов. Группировка и систематизация исходных данных об объектах исследования.
- 4 Группа методов. Социологический и экономический анализ и синтез исследуемых явлений и процессов.
- 1.4. Роль менеджера в управлении
- Десять управленческих ролей по Минцбергу
- 1.5. Требования, предъявляемые к современному менеджеру
- Литература
- Тема 2. Системный подход к управлению
- 2.1. Понятие системы, свойства и виды систем
- Классификация систем
- Свойства систем
- 2.2. Правила применения системного подхода
- Правило 11
- Правило 12
- Правило 14
- Правило 15
- Литература
- Тема 3. Процесс управления, его цели и функции
- 3.1. Управление производством как процесс, его основные элементы
- Распределение, состав и условия успешного выполнения операций в процессеуправления
- 3.2. Основные типы процессов управления
- 3.3. Понятие целей управления, структура и содержание целей управления
- Цели управления
- Классификация целей менеджмента
- 3. 4. Понятие и классификация функций управления
- Литература
- Тема 4. Коммуникации в процессе управления
- 4.1. Сущность и виды коммуникаций
- 4.2. Коммуникационный процесс
- 1. Зарождение идеи.
- 2. Кодирование и выбор канала.
- 3. Передача.
- 4. Декодирование.
- 4.3. Основные направления совершенствования коммуникаций
- Основные коммуникационные структуры (сети)
- Задание для самопроверки
- Литература
- Тема 5. Решения в процессе управления
- 5.1. Сущность управленческого решения
- От соотношения факторов к и п
- 5.2. Классификация решений
- 5.3. Процедура принятия решения
- Литература
- Тема 6. Планирование как функция управления
- 6.1. Сущность и этапы стратегического планирования
- 6.2. Определение миссии и целей организации
- 6.3. Оценка внешней среды организации
- 6.4. Оценка внутренней среды организации
- Перечень внешних опасностей и возможностей для организации
- 6.5. Выбор и реализация стратегии
- Характеристика альтернатив продуктово-сбытовой стратегии
- Тема 7. Организация как функция управления
- 7.1. Содержание функции "организация"
- 7.2. Классификация полномочий
- 7.3. Построение организационной структуры управления
- 7.4. Классификация организационных структур управления
- 7.5. Иерархические структуры управления
- 7.6. Адаптивные структуры управления
- А) линейно-штабная; б) линейно-функциональная
- Литература
- Тема 8. Мотивация как функция управления
- 8.1. Сущность мотивации. Мотивационный процесс
- 8.2. Содержательные теории мотивации
- 5. Потребность
- 3. Социальные потребности
- 2. Потребности в безопасности
- Теория потребностей а. Маслоу
- Теория потребностей Дэвида Мак Клелланда
- Факторы и факторы мотивации
- 8.3. Процессуальные теории мотивации
- 8.4. Методы мотивации
- Методы стимулирования результативности труда
- Литература
- Тема 9. Контроль как функция управления
- 9.1. Сущность, необходимость, принципы, направленность и виды контроля
- Направленность контроля
- 9.2. Этапы процедуры контроля. Характеристика эффективного контроля
- 9.3. Поведенческие аспекты контроля
- Задания
- Разбор заданий
- Литература
- Вопросы к экзамену, зачёту
- Менеджмент
- Часть 1