Понятие и виды норм и нормативов. Порядок введения, замены и пересмотра норм труда.
Нормированиетруда представляет собой составную часть (функцию) управления производством и включает в себя определение необходимых затрат труда (времени) на выполнение работ (изготовление единицы продукции) отдельными работниками (бригадами) и установление на этой основе норм труда.
Под нормой понимается количество времени, необходимого для выполнения определенного объема работ, под нормативом — количество времени, необходимого для выполнения отдельных элементов производственного или трудового процесса. Статья 160 ТК РФ выделяет такие нормы труда, как нормы выработки, времени, обслуживания.
Положение по нормированию труда среди норм и нормативов выделяет норму времени, норму выработки, норму обслуживания, норму численности, норматив численности.
Норма времени — это величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы работы работником или группой работников (в частности, бригадой) соответствующей квалификации в определенных организационно-технических условиях.
Норма состоит из нормы подготовительно-заключительного времени и нормы оперативного времени, времени обслуживания рабочего места и времени на отдых и личные надобности.
Норма выработки — это установленный объем работы (количество единиц продукции), который работник или группа работников (в частности, бригада) соответствующей квалификации обязаны выполнить (изготовить, перевезти и т.д.) в единицу рабочего времени в определенных организационно-технических условиях.
Норма выработки является величиной производной от нормы времени и определяется делением рабочего времени исполнителей нормируемой работы за учетный период (час, рабочий день, смену, месяц) на норму времени.
Норма обслуживания — это количество производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест и т.д.), которые работник или группа работников (в частности, бригада) соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени в определенных организационно-технических условиях. Эти нормы предназначаются для нормирования труда работников, занятых обслуживанием оборудования, производственных площадей, рабочих мест, уборщиц. Кроме того, нормы обслуживания разрабатываются для установления норм времени (выработки) при многостаночной работе, а также в тех случаях, когда нецелесообразно нормирование труда работников на основе норм времени (выработки), то есть при полной автоматизации работы.
Разновидностью нормы обслуживания является норма управляемости, определяющая численность работников, которыми должен руководить один руководитель.
С нормой обслуживания связано понятия нормы времени обслуживания, под которой понимается величина затрат рабочего времени, установленная для обслуживания единицы оборудования, производственных площадей или других производственных единиц в определенных организационно — технических условиях.
Норма численности — это установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ в определенных организационно-технических условиях. По нормам численности определяются затраты труда по профессиям, специальностям, группам или видам работ, отдельным функциям, в целом по предприятию или цеху, их структурным подразделениям.
Норматив численности — заранее установленная расчетная величина, представляющая собой количество работников, которых можно содержать для обслуживания того или иного объекта или выполнения определенного объема работ (то есть устанавливается на основе норм обслуживания).
Единые нормы труда разрабатываются на работы, выполняемые по одинаковой технологии в аналогичных условиях производства в одной или в ряде отраслей, и являются обязательными к применению на всех предприятиях при нормировании труда работников на соответствующих видах работ. Единые нормы утверждаются на определенный срок. Нормы труда определяются по нормативным материалам, к которым относятся нормативы по труду.
Нормативы по труду — это регламентированные значения (величины) затрат труда (времени) на выполнение отдельных элементов (комплексов) работ, обслуживание единицы оборудования, рабочего места, бригады, структурного подразделения и т.д., а также численности работников, необходимых для выполнения производственных, управленческих функций или объеме работ, принятого за единицу измерения, в зависимости от конкретных организационно-технических условий и факторов производства. К нормативам по труду относятся также нормативы режимов работы технических средств, оборудования, по которым устанавливаются оптимальные режимы протекания процесса и определяется основное (технологическое) машинное и машинно-ручное время.
Нормативные материалы для нормирования труда служат базой для расчета обоснованных норм затрат труда, и должны отвечать следующим основным требованиям:
-
соответствовать современному уровню техники и технологии, организации производства и труда;
-
учитывать в максимальной степени влияние технико-технологических, организационных, экономических и психофизиологических факторов;
-
обеспечивать высокое качество устанавливаемых норм труда, оптимальный уровень напряженности (интенсивности) труда;
-
соответствовать требуемому уровню точности;
-
быть удобными для расчета по ним затрат труда на предприятиях и определения трудоемкости работ;
-
обеспечивать возможность использования их в автоматизированных системах и персональных электронно-вычислительных машинах для сбора и обработки информации, разработки норм труда.
Нормы труда устанавливаются:
-
на отдельную операцию (операционная или дифференцированная норма);
-
взаимосвязанную группу операций (укрупненные нормы);
-
на законченный комплекс работ (комплексная норма).
По сфере применения нормативные материалы для нормирования труда подразделяются на межотраслевые, отраслевые (ведомственные, профессиональные) и местные.
-
Межотраслевые нормы предназначаются для нормирования труда на работах, выполняемых на предприятиях двух и более отраслей экономики.
-
Отраслевые (ведомственные, профессиональные) нормы предназначаются для нормирования труда на работах, выполняемых на предприятиях одной отрасли экономики.
-
Местные нормытруда разрабатываются на предприятиях в тех случаях, когда отсутствуют межотраслевые и отраслевые нормативные материалы, а также при создании более прогрессивных организационно-технических условий или их несоответствии по сравнению с учтенными при разработке действующих отраслевых нормативных материалов.
Типовые межотраслевые нормы труда утверждаются Федеральной службой по труду и занятости
Типовые профессиональные, отраслевые и иные нормы труда утверждаются федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Федеральной службой по труду и занятости.
Местные нормативные материалы разрабатываются на отдельные виды работ в тех случаях, когда отсутствуют соответствующие межотраслевые и отраслевые нормативные материалы. Местные нормативные материалы утверждаются администрацией предприятия.
Нормы могут устанавливаться как на стабильные работы (постоянные нормы), так и на период освоения тех или иных видов работ при отсутствии нормативных материалов для нормирования труда (временные нормы), или на отдельные виды работ, носящие единичный характер (разовые или единичные нормы).
Срок действия временных норм, как правило, составляет:
-
разработанных непосредственно на предприятии — 3 мес.;
-
разработанных вышестоящей организацией — не более 6 месяцев;
-
разработанных Министерством (ведомством) — не более одного года.
Разовые нормы устанавливаются на отдельные работы, носящие единичный характер (внеплановые, аварийные, случайные работы, не предусмотренные технологией), и действуют, пока эти работы выполняются, если для них не введены временные или постоянные нормы.
Обязательным для предприятий соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации являются отраслевые и межотраслевые нормы и нормативы.
Порядок введения, замены и пересмотра норм труда
ВВЕДЕНИЕ
Согласно статье 160 ТК РФ нормы труда должны устанавливаться в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда. Введение, а также замена и пересмотр норм труда оформляются локальными нормативными актами организации (приказом, распоряжением, положением) и с учетом мнения представительного органа работников.
Нормы затрат труда могут быть установлены двумя методами.
Аналитический метод позволяет определять обоснованные нормы, внедрение которых способствует повышению производительности труда и в целом эффективности производства.
Суммарный же метод только фиксирует фактические затраты труда. Этот метод применяется в исключительных случаях при нормировании аварийных или опытных работ.
Нормы, разрабатываемые на основе аналитического метода, являются обоснованными, а нормы, установленные суммарным методом, — опытно-статистическими.
Разработка обоснованных нормативных материалов осуществляется одним из способов аналитического метода: аналитически-исследовательским или аналитически-расчетным.
При аналитически-исследовательском способе нормирования необходимые затраты рабочего времени по каждому элементу нормируемой операции определяют на основе анализа данных, полученных в результате непосредственного наблюдения за выполнением этой операции на рабочем месте, на котором организация труда соответствует принятым условиям.
При аналитически-расчетном способе затраты рабочего времени на нормируемую операцию определяют по нормативам времени на отдельные рабочие операции, разработанным ранее на основе хронометражных наблюдений, или расчетом, исходя из принятых режимов оптимальной работы технологического оборудования.
Аналитически-расчетный способ является наиболее рациональным и предпочтительным способом проектирования нормативных материалов, так как является наиболее совершенным и экономически эффективным способом нормирования.
Для разработки норм труда организуются и проводятся следующие мероприятия:
- Оглавление
- Основы менеджмента
- Инфраструктура менеджмента.
- Социофакторы и этика менеджмента.
- 3. Интеграционные процессы в менеджменте.
- Природа и состав функций менеджмента.
- Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
- Организационные отношения в системе менеджмента.
- Регулирование и контроль в системе менеджмента.
- Условия и факторы возникновения и развития менеджмента.
- Основы управления персоналом
- Методологические основы управления персоналом.
- Цели, функции, организационная структура системы управления персоналом.
- Кадровая политика и стратегия управления персоналом.
- Кадровое планирование: его принципы, виды.
- Привлечение и адаптация персонала.
- Обучение и профориентация персонала.
- Управление деловой карьерой.
- Аттестация и деловая оценка персонала.
- Значение должностных инструкций в системе управления персоналом.
- Значение и функции службы управления персоналом организации.
- Психофизиология профессиональной деятельности
- Психофизиология профессионального отбора и профпригодности.
- 20. Психофизиологические функциональные состояния.
- 21. Роль и место функционального состояния в поведении человека.
- Влияние эмоций на деятельность человека.
- Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности.
- Управление социальным развитием организации
- Отечественный и зарубежный опыт решения социально-трудовых проблем.
- Современные тенденции социального развития и гуманизации труда.
- Влияние на организацию социальной политики государства.
- Качество трудовой жизни работников: условия для труда, быта и досуга работников.
- Мотивация трудовой деятельности
- Мотивация трудовой деятельности как элемент и функция управления персоналом.
- Теоретические основы трудовой мотивации.
- Теория ожиданий в. Врума
- Комплексная модель мотивации Портера-Лоулера
- Теория постановки целей Эдвина Локка
- Структура, функции и механизм трудовой мотивации.
- Теории мотивации и их роль в системе управления персоналом.
- Теория ожиданий в. Врума
- Комплексная модель мотивации Портера-Лоулера
- Теория постановки целей Эдвина Локка
- Управление трудовыми ресурсами
- Занятость населения: понятие, формы. Государственное регулирование занятости.
- Миграция трудовых ресурсов и миграционная политика.
- Рынок труда как регулятор занятости, безработицы. Его структуризация и сегментация.
- Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов.
- Обеспечение занятости на предприятиях и их взаимосвязь со службой занятости. Сокращение рабочей силы
- Организация труда персонала
- Сущность организации труда персонала и необходимость ее совершенствования на научной основе. Экономическая эффективность научной организации труда.
- Разделение и кооперация труда.
- Планирование, оснащение и оборудование рабочих мест.
- Функции по обслуживанию средств труда:
- Функции по обслуживанию предметов труда:
- Функции по обслуживанию работников:
- Охрана труда в организации.
- Изучение затрат рабочего времени и содержание труда персонала организации.
- Принципы и правила планирования рабочего времени.
- Делегирование полномочий.
- Делопроизводство в кадровой службе
- Документ. Систематизация документов, номенклатура для их формирования и хранения.
- Правила оформления управленческих документов. Ведение трудовой книжки.
- Документы по приему, увольнению, переводу и отпускам.
- Плановая кадровая документация. Организационно-правовая документация.
- Трудовой договор. Порядок заключения, расторжения.
- Социология и психология управления
- Социальные и психологические основы принятия управленческих решений.
- 4 Уровня принятия решений:
- Современные тенденции и принципы управления социальными организациями.
- Психодиагностика предпринимательских и организаторских способностей.
- Организационное поведение
- Этика деловых отношений.
- Теория поведения человека в организации.
- Управление нововведениями в организации.
- Группа и формирование группового поведения в организации.
- Лидерство и персональное развитие в организации.
- Организационная культура
- Модели корпоративной культуры. Принципы и методы формирования организационной культуры.
- Анализ основных компонентов организационной культуры.
- Принципы и методы формирования и поддержания организационной культуры.
- Содержание и показатели анализа организационной культуры.
- Нормирование и оплата труда
- Понятие и виды норм и нормативов. Порядок введения, замены и пересмотра норм труда.
- 1. Подготовительные и организационно-методические работы.
- 2. Проведение изучения затрат рабочего времени на рабочих местах.
- 3. Проведение обработки собранных материалов.
- 4. Проверка нормативных материалов в производственных условиях:
- 5. Подготовка окончательной редакции нормативных материалов.
- Основные формы и системы оплаты труда.
- Должностные оклады и дополнительная оплата труда.
- Оплата труда работников бюджетного сектора.
- Анализ показателей по труду и заработной плате.
- Региональные особенности оплаты труда.
- Особенности оплаты труда различных категорий работников.
- Стимулирование персонала
- Основные формы стимулирования персонала.
- Анализ методов определения сложности работ.
- Сравнение методов оценки сложности работы
- Управление системой стимулирующих выплат в бюджете организации.
- Система сбалансированных показателей.
- Анализ системы материального стимулирования.
- 1. Комиссионные.
- 2. Денежные выплаты за выполнение поставленных целей.
- 3. Индивидуальные вознаграждения или премии.
- 4. Программы разделения прибыли.
- 5. Акции и опционы на их покупку.
- Анализ пенсионных систем для работников.
- 1. Обязательное пенсионное страхование и обеспечение
- 2. Добровольное дополнительное пенсионное обеспечение
- Анализ системы нематериального стимулирования.
- 7. Самомотивация
- Оценка результатов внедрения системы стимулирования в организации
- Компенсационная политика
- Понятие и теоретические разработки в области компенсаций и льгот.
- 77. Ключевые показатели эффективности – основа внедрения компенсационной политики
- 78. Анализ этапов построения системы компенсаций и льгот.
- 4 Этап Построение структуры зарплаты
- 79. Понятие и структура базовых компенсаций.
- 80. Модель компетенций и компетентный подход к определению уровня компенсаций.
- 81. Понятие и структура переменной части системы компенсаций.
- 82. Льготы и условно-материальные компенсации.
- 83. Развитие персонала как часть компенсационной политики.
- 84. Системы вознаграждения и опционные системы для топ-менеджмента.
- Система международныхгрейдов
- 85. Анализ основных методик оценки должностей.
- 86. Анализ основных этапов построения системы компенсаций
- 4 Этап Построение структуры зарплаты
- 87. Грейдинг в системе управления персоналом.
- 88. Изучение рыночной оплаты труда.
- 89. Методы определения значимости должностей.
- 90.Международная практика применения грейдинга.
- 90. Международная практика применения грейдинга.